СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Колокольный звон"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по музыке в 4 классе "Колокольный звон" включает : конспект урока, презентацию и музыкальный материал.

Просмотр содержимого документа
«"Колокольный звон"»

Тема: «Колокольный звон» (конспект урока музыки в 4 классе)


Учитель: Здравствуйте, ребята!
Ученики: Здравствуйте!

(Ритмическая разминка хлопками, запись ритмических рисунков на доске)
Учитель: Что нужно сделать, чтобы ритмические рисунки превратились в музыкальную картинку?
Ученики: Добавить звуки разной высоты.

Слайд 2 Музыкальная картинка
* создание музыкальной картинки
(Класс делится на 3 группы, каждой из которых предлагается свой мотив, при одновременном исполнении которых получается «колокольный звон»)
Учитель: На что похожа наша музыкальная картинка?
Ученики: На звон колоколов.
Ко́локол — произошел от старинного русского слова «коло» т.е. круг, а другие исследователи думают, что оно произошло от выражения « кол о кол», т.е. от удара одного кола о другой. Сейчас это металлический инструмент (как правило, отлитый из так называемой колокольной бронзы), источник звука, имеющий форму перевернутой чаши и язык, ударяющийся изнутри о стенки. Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи.

Слайд 3 « И слышен звон…звон »

Учитель: Тема нашего урока «И слышен звон, … звон».
Как вы думаете, что означает многоточие в теме нашего урока?
Ученики: В этой фразе можно использовать разные эпитеты. Учитель: А кто мне скажет, что такое эпитет?
ЭПИТЕТ это образное определение (выраженное преимущественно прилагательным), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) «чистое поле», «парус одинокий»

-Ответы детей.
Учитель: Подберите эпитеты к звону, который получился у нас

Ученики: Далекий, лучистый, красивый, праздничный…
(Все эпитеты пишем на доске, проверяем правильность написания)
Учитель: О колокольном звоне можно говорить бесконечно, и подбирать разные эпитеты. Перед вами стихи Томаса Мора, которые перевел наш русский поэт 18 века Иван Иванович Козлов.

Слайд 4 Текст стихотворения «Вечерний звон»

Учитель: Прочтите шепотом это стихотворение, найдите эпитет к слову звон (запись нового эпитета)
Попробуйте прочитать его выразительно.
Подумайте, какая музыка точно передала бы настроение
стихотворения?
(ответы ребят)
Учитель: А вот как звучит этот романс в исполнении солиста. Послушайте и ответьте на вопросы:

Слайд 5
? - Соответствует ли характер романса характеру стихотворения?
? – Чем объяснить медленное, протяжное, напевное звучание?
- Сами слова очень певучие, а медленный темп позволяет расслышать каждый звук мелодии. Изобразительные интонации рисуют полет звука. … «Чтобы колокола были слышны в отдаленных селах и деревнях»

? –Нужен ли аккомпанемент при таком исполнении?
- Аккомпанемент в данном случае не нужен, потому что звучание инструментов заменяется голосом.

(слушание)
? - О каком звоне идет речь?
- КОЛОКОЛЬНЫЙ звон (запись эпитета)

- Секрет протяжного звучания спрятан в самих словах.

Слайд 6 ЗвО-О-О-О-н ЗвоН-Н-Н-Н-Н

Например, слово ЗВОН можно пропеть по-разному:
Зво-о-о-о-н или Звон-н-н-н
(Пропевание разных вариантов)
Колокольный звон был источником творчества не только музыкантов, но и художников.
Учитель: - Если бы вы были художником, какие краски использовали для своей картины с названием «Вечерний звон».
(ответы ребят)
Слайд 7 Картина «Вечерний звон» И.И.Левитана

Учитель: А это картина профессионального художника Исаака Ильича Левитана.
ЛЕВИТАН Исаак Ильич русский художник.
Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в.,
Сын железнодорожного служащего. Когда семья Левитана переехала в Москву, будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
-Что вы можете сказать о ней?
Левитан создал типичный русский пейзаж на лесистом берегу Волги, художник передал неуловимый и зыбкий, чрезвычайно трудный для воспроизведения переходный момент в жизни природы, когда ясный день уступает место тихим вечерним сумеркам. Глубокий, невозмутимый покой опустился на землю. Ничто не нарушает хрупкой тишины, разлитой вокруг. И только приглушенные расстоянием звуки монастырского колокола нежно и печально оглашают окрестности, навевая состояние светлой грусти.

Учитель: Многие века колокольный звон сопутствовал жизни народа, оповещал о беде, сзывал на битву, приветствовал возвращение полков с поля брани, сопровождал празднества.
Колокола устанавливали на верхнем ярусе церквей в специальной открытой нише, которую называли колокольня или звонница.
Учитель: Почему высоко, ведь тяжело их там устанавливать?
Ученики: Чтобы звон разносился по всей округе
Колокольный звон можно сравнить с разговором различных по величине колоколов, ведь у каждого из них есть свой язык, который приводится в движение веревкой. Колоколам давались имена «Осадный», «Вечник», «Звонарь» и другие. Колокола секли кнутами, им вырывали «языки» и даже выставляли на позор.
Типично русским явлением было искусство колокольного звона. Колокола входят в употребление в русских церквях с середины 9 века, заменяя так называемые «била»- чугунные полосы, по которой ударяли молотом для оповещения о начале церковной службы. В народе до сих пор верят, что колокольный звон отпугивает нечистую силу, с его первыми звуками теряет мощь всякое волшебство, сатана тут же прекращает свой шабаш.

Учитель: Сами звоны носят разные названия.

Слайд 8-9
Благовест (то есть Благая весть) — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале Богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары.
ТРЕЗВОН основной вид колокольного звона православной церкви; звон во все колокола (в отличие от благовеста). Различают собственно трезвон (удары трижды с небольшими перерывами), перезвон (удары в каждый колокол, начиная с самого большого),

Словосочетание «мали́новый звон» имеет двойное происхождение. Во-первых, так на Руси называли красивый переливающийся звон колоколов (сочетание малиновый звон имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»).
В 1742 году один богатый купец уронил на себя бадью с малиновым варом. И звон, который потом долго не утихал в его голове, был по понятным причинам так и назван — «малиновым».

Слайд 10 (подбери ответ)

Попробуйте угадать, как называется…
Торжественный звон - красный
Переговор многих колоколов - трезвон
Звон, указывающий путникам дорогу - метельный
Тревожный - набат.
Будничный - перезвон

( ребятам нужно выбрать вариант ответа, найти, исправить ошибки, вставить пропущенные буквы)

Физкультминутка

Учитель: В нашем городе сейчас стоит только одна, но очень красивая церковь с колокольней, с которой можно услышать звон.
Вы все знаете, что город у нас сравнительно молодой. А вот раньше, в старом Пучеже, было много церквей. Давайте вспомним, какие красивые они были.

Слайд 11-19
В презентации использованы изображения церквей, знакомых детям по урокам краеведения.
Учитель: - Какие звоны можно услышать с колоколен наших церквей? (закрепление пройденного на уроке) (перезвон, трезвон, метельный, красный, набат)
Учитель: - В каких случаях можно услышать набат?
-В случае пожара
Слайд 20
Учитель: Ребята, а кто знает, какой храм в России считается самым главным?
Ученики: Храм Христа Спасителя.
Учитель: В 1926 году в России был отлит последний церковный колокол, и надолго погасли литейные колокольные печи. Минуло почти 70 лет. В 1995 г. Комиссия по художественному убранству Храма Христа Спасителя конкурсе объявила конкурс на право изготовления колоколов для Храма, победителем в котором стал первый литейный цех ЗИЛа. Всего зиловцы отлили для Храма 4 тяжелых колокола: Большой Торжественный массой 29,8 т, который звучит только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, чей голос можно услышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 т и 5-тонный Будничный. Первый колокол залит 31 мая 1996 г., последний - 2 августа 1997 г.

Слайд 21

Учитель: Ребята, а теперь давайте с вами споем песенку с использованием маленьких колокольчиков.

Слайд 22

Учитель: Итак, сегодня мы с вами говорили (обращаемся к доске) о …., ……, ……, звоне.

Слайд 22 (1)
О звонах можно говорить бесконечно, ведь есть еще звон бубенцов без которого, на Руси не обходился ни один праздник ; инструмент «колокол» в оркестре, существуют рыбацкие, коридорные, дверные, настольные (столовые) колокольчики…
А с каким звоном мы сталкиваемся чаще всего в нашей жизни? ШКОЛЬНЫМ ЗВОНКОМ. Верно. Он говорит нам о том, что пришла пора сказать друг другу огромное спасибо за урок и пожелать всем интересных, познавательных встреч с миром искусства, культуры, с миром, частичкой которого мы с вами являемся.
Вот и сейчас мы с вами будем бить, только не в большие колокола, а в маленькие колокольчики и у каждого будет свой звон у кого малиновый, у кого трезвон, а у кого и набат.
Итак, понравился вам сегодняшний урок?
-ребята звонят в колокольчики