Комедия «Свои люди – сочтёмся!»
Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил номер четвёртый.
В.Ф. Одоевский
План урока
1.Род, жанр, направление.
2.История создания.
3.Тема. Проблематика.
4.Композиция.
5.Система образов.
6.Идея.
Комедия «Свои люди – сочтёмся!»
1846 – начало работы над пьесой.
1849 г. – написание, чтение в домашних кругах, где был Гоголь. «Несостоятельный должник», «Банкрот», «Свои люди – сочтёмся!».
1850 г. – публикация в ж-ле «Московитянин».
Запрещена для постановки.
1859 г. – поставлена на сцене.
1881 г. – напечатана и поставлена без исправлений, в оригинальном виде.
«Москвитянин» — «учёно-литературный журнал», издававшийся в Москве М. П. Погодиным в 1841—1856 годах.
Комедия «Свои люди – сочтёмся!»
Тема – банкротство Большова, противостояние двух поколений, отцов и детей, власти денег, любви.
Проблематика : отношения отцов и детей, обмана, корысти, подлости, пошлости, ханжества, самодурства, невежества, предательства, смысла жизни, брака по расчёту, выбора, нравственной прочности.
Идея – банкротство Большова показало разрушение нравственных основ семьи. «Что посеешь, то пожнешь»: невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.
Композиция
Экспозиция – д.1, я.1-9.
Завязка – д.1, я.10. Мечта Большова выдать удачно замуж дочь, которая также мечтает выйти замуж.
Развитие действия – объявляет себя банкротом, переписывает имение на Подхалюзина, женит на Липочке.
Кульминация – д.3, я.8. Отказ платить долг отца.
Развязка – д.4, я.4. Обманщик всегда будет обманут другим обманщиком.
Комедия «Свои люди – сочтёмся!»
Обман тут - явление нормальное, необходимое, как убийство на войне.
Н. Добролюбов
Основная идея её развита вполне: необразованность, и вследствие ее совершенное отсутствие всех нравственных правил и самый грубый эгоизм резко обнаруживается в каждом лице.
А.Ф. Писемский
Что за прелесть “Банкрут”! Это наш русский “Тартюф”, и он не уступит своему старшему брату в достоинстве правды, силы, энергии. Ура! У нас рождается новая театральная литература!
Е.П. Растопчина