Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Северного района Новосибирской области Центр дополнительного образования
Методическая разработка:
Коммуникативные игры группового характера, направленных на сплочение отрядного коллектива и эффективное внутригрупповое взаимодействие.
Автор: Лебедева Полина Вячеславовна
Педагог дополнительного образования
2022
«Коллективная сказка»
Один из учащихся начинает сочинять сказку или какую-либо необыкновенную историю, и каждый следующий за ним ученик добавляет по одному - двум предложениям.
«Коллективный портрет группы»
Для игры необходимо большой лист бумаги и фломастеры или школьная доска и цветные мелки. Учащимся предлагается нарисовать свой класс (по очереди дети изображают, как себя видят в группе).
«Даты рождения»
Учащимся дается следующая инструкция: «Вы должны сейчас при помощи жестов (без слов) построиться по дню и месяцу рождения, начиная с 1 января и оканчивая 31 декабря».
Возможны варианты построения по размеру обуви, цветам волос, глаз, одежды и т.д.
«Я люблю своих соседей»
Ведущий игры находится в центре круга. Остальные игроки сидят на стульях (количество стульев должно соответствовать количеству сидящих).
Ведущий говорит: «Я люблю всех своих соседей, у кого ... голубые глаза». Они встают и меняются местами. Ведущий пытается занять себе место. Кому места не досталось, становится ведущим и продолжает игру словами «Я люблю всех своих соседей, у кого, ...», называя любой общий признак группы.
«Бип!»
Водящий входит в круг, закрывает глаза. Его все раскручивают. Когда говорят «бип!» и хлопают в ладоши, он останавливается и должен сесть спиной к кому-нибудь на колени, а потом должен отгадать с помощью рук, к кому он сел.
«Знакомств© спинами»
Участники игры выстраиваются в два круга. Внутренний круг стоит с закрытыми глазами. Внешний круг движется с открытыми глазами. После остановки круги соприкасаются спинами и узнают к кому, прислонились.
2-й вариант игры - знакомство руками.
«А-рам-шим-шим»
Водящий стоит в центе круга с закрытыми глазами и вытянутой рукой вперед. Все играющие, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
А-рам-шим-шим,
А-рам-шим-шим,
Арамия-Зульфия,
Покажи-ка на меня.
На последних словах круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором, хлопая в ладони, произносят: «И раз, и два, и три!». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули голову в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят, например, поют, танцуют, читают стихи и т.д. После этого первый водящий уходит в круг, а второй занимает его место. Если они повернули головы в разные стороны, то никакого задания им не дается, первый водящий уходит, а второй начинает игру сначала.
Для ребят старшего возраста можно ввести следующее правило. Если в центре оказываются мальчик и девочка и они повернули головы в одну сторону, то они должны поцеловаться, если в разные - то просто пожимают друг другу руки. Если же в центре - два мальчика или две девочки, то они в такой ситуации тоже пожимают руки.
«Г ©лосовые техники»
Техника болтовни с самим собой или парами на языке, который никто не знает.
Техника смеха. Когда начинает хохотать один, другие подхватывают, и в итоге хохочут все,
Техника гудения. Как п.2, только гудят.
«Коровы, собаки, кошки»
Инструкция. Встаньте и расположитесь широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь, что я вам нашептал. Учитель по очереди шепчет детям: «Корова, собака, кошка».
Теперь закройте глаза. Через минуту я попрошу вас «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые «говорят» также как и вы. Вы можете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Дальше, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других говорящих на вашем языке. Помните, что во время хождения глаза должны оставаться закрытыми. Навострите уши и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой.
«Ритм по кругу»
Ребенок задает хлопками ритм, а группа подхватывает заданный ритм.
«Движение по кругу»
Учащиеся стоят в кругу. Один из них начинает движение, например, как будто передает тяжести, другие подхватывают движение.
«Оркестр»
Класс разбивается на несколько команд. В команде выбираются разные инструменты и играющий дирижер. После подготовки одна из команд изображает мелодию, а остальные угадывают.
«Бычок - серый бочок»
Режиссер (классный руководитель) раздает путем жеребьевки следующие роли: Баба Яга, Ступа, дерево (2 чел.), овечка (2 чел.), папа, мама, Нюрочка-девчурочка, Бычок-серый бочок, грязь-болото, избушка на курьих ножках.
Режиссер читает текст, а актеры параллельно его играют.
Текст. Жили-были муж и жена, и была у них доченька Нюрочка- девчурочка. Папа и мама очень любили, лелеяли свою доченьку. Отпросилась как-то Нюрочка-девчурочка в лес по грибы, по ягоды, да и заблудилась. Села она под кустик и плачет. Пролетала рядом на ступе Баба Яга, схватила Нюрочку-девчурочку, да и принесла ее в свою избушку на курьих ножках. Стала там жить Нюрочка- девчурочка, дом подметать, окна мыть, мусор выносить.
Пробегали как-то мимо избушки овечки. Посадили Нюрочку- девчурочку на спины и побежали домой. Спохватилась Баба Яга - пет Нюрочки-девчурочки дома, села в ступу и пустилась в погоню. Догнала Нюрочку-девчурочку и унесла ее домой. Стала снова Ню- рочка-девчурочка жить в избушке на курьих ножках. А избушка главами хлопает, поворачивается то задом, то передом.
Пробегал как-то рядом бычок-серый бочок, острые рожки. Села па него Нюрочка-девчурочка, и понес её бычок-серый бочок домой. А лес шумит, деревьями раскачивает. Погналась Баба Яга в ступе за Нюрочкой-девчурочкой, вот-вот догонит. Да не тут-то было. На пути лежало болотце.
Подбежал бычок-серый бочок к болотцу, да давай копытцем бить, грязью Бабу Ягу забрасывать. Забрызгал ей все глаза и убежал. Не догнала их Баба Яга. А Нюрочка-девчурочка прибежала домой. Отец и мать встретили ее, обняли, расцеловали. Бычка поблагодарили и стали жить-поживать и добра наживать.
«Веселый цирк»
Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Режиссер (классный руководитель) путем жеребьевки выдает задание - подготовить и показать шуточный цирковой номер. Номера могут быть следующие: клоуны, фокусники, дрессированные хищники, жонглеры, канатоходцы, собачки-математики, верховые наездники, акробаты и гимнасты.
Проводит цирковую программу веселый конферансье, который свяжет все номера воедино. Цирковой оркестр можно изобразить всем вместе. Одна группа изображает барабаны; вторая - гитары, третья - пианино, четвертая - трубы и т.д.