СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативный подход к обучению русскому языку — возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимать и жить сложнее, чем жить не думая. Последнее проще. Зачем же мы стремимся все-таки понять? Как сделать процесс обучения доступным и увлека­тельным, эффективным и творческим?

Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы.  Свою деятельность строю на продуман­ной мотивационной основе, ясно представ­ляя ближайшие и конечные цели: воспи­тание любви  к  русскому  языку,  развитие интереса к учебному предмету, пробуждение у детей потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью, совершенствование общего языкового развития сельских школьников, воспитание у них этических норм речевого поведения. Исходя из этого и сложилась целостная методическая система, в основе которой лежит блоковая компоновка учеб­ного материала в виде «так называемых опорных конспектов (сигналов), идея укруп­ненных логически завершенных частей, вы­двинутая впервые советскими психологами   П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и нашедшая свое воплощение в виде «основ­ных единиц усвоения», над проблемой изуче­ния которых в течение многих лет энер­гично работает П. М. Эрдниев.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативный подход к обучению русскому языку — возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей»

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ — ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Понимать и жить сложнее, чем жить не думая. Последнее проще. Зачем же мы стремимся все-таки понять? Как сделать процесс обучения доступным и увлека­тельным, эффективным и творческим?

Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы. Свою деятельность строю на продуман­ной мотивационной основе, ясно представ­ляя ближайшие и конечные цели: воспи­тание любви к русскому языку, развитие интереса к учебному предмету, пробуждение у детей потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью, совершенствование общего языкового развития сельских школьников, воспитание у них этических норм речевого поведения. Исходя из этого и сложилась целостная методическая система, в основе которой лежит блоковая компоновка учеб­ного материала в виде «так называемых опорных конспектов (сигналов), идея укруп­ненных логически завершенных частей, вы­двинутая впервые советскими психологами П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и нашедшая свое воплощение в виде «основ­ных единиц усвоения», над проблемой изуче­ния которых в течение многих лет энер­гично работает П. М. Эрдниев.

В результате творческого поиска и осмысления научные идеи обогатились соб­ственными подходами, методическими ре­шениями с учетом личных профессиональных способностей и возможностей, мотивации обучения, а также с учетом особенностей мыслительной деятельности моих учащихся. Как и все новое, не общепринятое, данные идеи носят дискуссионный характер, неся на себе печать споров «за» и «против». С уверенностью скажу: все зависит от умельца, в руках которого они практиче­ски реализуются. Для одних «укрупнение» и «сжатие» — ради опережения учебного материала, порой чисто формального, меха­нического. Для нас изучение материала укрупненными частями с использованием опорных сигналов, всевозможных речевых опор — путь к решению проблемы взаимо­связи языкового образования и речевого поведения школьников.

Сложившаяся методическая система по­могла создать резерв учебного времени, столь необходимый для совершенствования речевой деятельности школьников.

Данная методика предусматривает:

  • четкую постановку учебной цели в начале изуче­ния каждого раздела русского языка, каждой темы с точным указанием того, что учащиеся должны знать и уметь в результате их изучения;

  • продуманную орга­низацию учебной деятельности школь­ников;

  • использование форм коллективно-распределительной деятельности (микро­группы, звенья, команды);

  • вариативность форм, приемов и видов учебных заданий;

  • индивидуальную и коллективную ответ­ственность за ее выполнение.

В начале каждого учебного года изучаю, затем определяю тип деятельно­сти, тип восприятия своих ребят, особен­ности их психического развития. На осно­вании этого выбираю такие формы подачи учебного материала, которые наиболее соответствуют их индивидуальным наклон­ностям, психологическим особенностям.

Система работы по развитию речевой деятельности имеет своей целью:

  • даль­нейшее обогащение словарного запаса,

  • изучение русского речевого этикета,

  • раз­витие связной устной и письменной речи,

  • обучение культуре общения, культуре обращения с родным языком как действующим средством.

Произошло обновление форм и методов обучения, направленных на речевую и познавательную деятельность младших школьников, развитие их творческих способ­ностей. До минимума уменьшилось коли­чество никому не нужных речевых упраж­нений. В практику работы вошли уроки-игры, диалоги, заочные путешествия, дра­матизация, инсценировки, работа с творче­скими тетрадями (свободное сочинитель­ство и его художественное оформление) и т. д. Резерв накопленного времени помог ввести систематически усложняю­щиеся (от урока к уроку) коммуникатив­ные ситуации, создающие на уроке атмо­сферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями. Это позволило детям ак­тивно включиться в диалог «учитель — ученик», «ученик — ученик». В процессе содружества и сотворче­ства у учащихся сформировались первые навыки самоконтроля и самоуправления. Остановимся подробнее на основных на­правлениях в развитии речи младших школь­ников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные прежде всего с развитием детского речевого творчества.

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — ИГРА.

Упражнение «Рассказ по кругу».

Учителем (ребенком) определяется речевая ситуация, например: «Узнай что-либо, о чем-нибудь спроси и расскажи об этом».

Ведущий (любой) начи­нает рассказывать:

Однажды я спросил своего приятеля о том, что он больше всего любит. Петя начал рассказывать:

Я очень люблю мультфильмы. Один раз смотрел интересный мультик по теле­визору. Дома никого не было. Вдруг неожи­данно раздался звонок. Я открыл дверь, вышел и увидел...

Дальше продолжает следующий ученики т. д.

Заканчивает рассказ ведущий (уче­ник или учитель).

Упражнение «Эстафета-рассказ».

Провожу эстафету двух команд: кто за определенное количест­во времени удачнее напишет коллективный рассказ. Каждый участник игры имеет право добавить только одно-два предложения к уже написанному. Тема рассказа определяется учителем или учащимися, например:

«Что скажем мы о Доброте...»,

«Это было недавно, это было давно...» и т. д.

Цель данной игры — активизировать спонтанную речь детей; перед играющими же ставится отвлекающая, не­учебная цель — добиться победы команды, причем победы, которую можно завоевать только языковыми средствами.

«Игра мимики и жестов»

Предлагаю про­изнести слово или фразу с разной эмоцио­нальной окраской. Для выполнения такого игрового задания необходимо создать рече­вую ситуацию, помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние, например дети произносят фразу

Я восхищаюсь, представ­ляя себе следующие ситуации:

а) вам преподнесли подарок, выразите свое удовольствие;

б) вы на берегу реки, окрестности очень красивы, вы очень рады, что попали в эти места, выразите свою радость;

в) вы видите котенка, он еще беспомощ­ный, очень милый и вызывает к себе чувство нежности, выразите это чувство.

« Можно предложить детям произнести сло­во, фразу, сопровождая их разными жестами, например Всё было очень хорошо:

а) приложите руку к сердцу (подтекст:«Спасибо»);

б) приложите обе руки к груди (подтекст: «Я говорю это от всей души, искренне»).

Можно попросить учащихся произнести слова (фразу, текст) с разной целевой уста­новкой:

а) сообщите новость шепотом на ухо свое­му соседу (по секрету);

б) объявите новость на собрании и т. д.

Сюда же можно отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки, драматизацию), предполагающие исполнение различных ро­лей в воображаемых, но обязательно при­ближенных к коммуникативной практике си­туациях. Большой эффект дает такая форма работы, когда учащимся приходится изме­нять реплики, быстро отвечать на неожи­данные вопросы, самим формулировать их. Можно предложить заменить фамильярные (разговорные) обращения вежливыми, офи­циальными, ввести новых действующих лиц. Предлагаю провести конкурс-инсценировку (такие конкурсы вносят оживление в учебный процесс, позволяют детям раскрыть свои актерские данные) возможного диалога (учащиеся сами определяют речевую ситуацию, например: «В библиотеке», «В классе», «У озера», «На улице», «В музее» и т. п.).

Здесь же проводится работа над по­становкой голоса учащихся, мимикой, жеста­ми с использованием элементов театраль­ной педагогики. Думаю, что применение ком­муникативных заданий с игровыми момента­ми является надежной основой обучения ре­чевой деятельности и обеспечивает комму­никативный творческий подход к обучению.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — ТВОРЧЕСКОЕ СОЧИНИ­ТЕЛЬСТВО.

Выбор методических решений, на­правленных на развитие творческих возмож­ностей, формирование чувства слова у млад­ших школьников определяется представле­нием учителя (моим) о слове с человеческой точки зрения (эстетической).

Младших школьников очень привлекает и радует такая работа, ибо она пробуждает их творческую мысль, рождает буйство фанта­зии и вдохновения, а главное является эф­фективным средством, побуждающим к вы­сказыванию.

Развитие связной устной и письменной речи детей, развитие их речевого творчества обеспечивается и при выполнении разнооб­разных типов речевых задач. Приведем при­мер одной из таких задач, которая выпол­няется в момент закрепления знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

Перед выполне­нием возможна работа с опорными словами (синонимическими рядами): переживание, волнение, огорчение, тревога; сочувствие, уте­шение, забота.

Определяю тему задания (отвожу опреде­ленное время): «Я хочу тебя утешить» — и ее условие.

— Представь себе,— говорю я,— что ты приходишь к другу (подруге, маме и т. д.), а друг (...) грустит, в плохом настроении, у него беда. Какие слова, выражения, рече­вые конструкции (дети знакомы с этим по­нятием) ты использовал бы для достижения своей цели (утешить, облегчить, помочь)1? Разрешаю пользоваться орфографическими словарями, советоваться со мной.

Варианты выполнения задания третьекласс­никами:

Мама, дорогая. Я хочу тебя утешить. Будет все хорошо, я знаю и верю в это. Тебя обяза­тельно вылечат. Не грусти. Мы будем часто навещать тебя. Не переживай и надейся на то, что я тебе сказал. Нам очень плохо без тебя. Мы с папой любим и ждем тебя.

Дорогой и милый друг! У тебя болит жи­вот? Не волнуйся, он пройдет. Не грусти и подожди, веселее будешь. Где болезнь, там и друг, если он хороший. Я пойду! А ты сиди, а потом гулять иди.

Возможные условия задач: «Представь се­бе, что однажды, когда ты готовил уроки, в квартире раздался звонок. Ты открыл дверь и увидел...» или «Что могло бы случиться, если бы ты вдруг превратился в кота (собач­ку и т. п.)?».

Большая работа, проводимая по теории стихосложения, зачастую побуждает учащих­ся высказывать свои мысли и чувства в по­этической форме. Традиционной на уроках стала рубрика «Я начну, а ты продолжи...» (проба поэтического пера). Вот один из при­меров.

Учитель

Шла лесной тропинкой

Бабушка с корзинкой...


А в корзинке той грибы,

и фрукты.

Внучке бабашука несет

все эти продукты.

А за ней котята шли,

Помидоры ей несли.

Ягоды, грибы собирала

И добрую песенку напевала.

А в корзине огурцы,

Овощи и фрукты.

Все продукты хороши.

Все, что очень вкусно.

Приведем возможные примеры, начала стихотворной строки:

Очень мне обидно стало,

Что собака покусала...

А у нас "теленок есть,

Любит он траву поесть...

Как-то раз в конце субботы

В наши сельские края...

На поле резвятся лошадки,

Играют в пятнашки и прятки...

Подобная работа развивает у детей твор­ческое воображение, дар слова, а также слу­жит хорошим средством развития чувства юмора.

И все же особо важное место в системе развития речи школьников занимает, сочине­ние: ему в известной степени подчинены дру­гие речевые упражнения. Сочинение — выс­шая форма проявления творческих способ­ностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной сту­пени обучения.

Бесспорно, что для учителя именно сочи­нение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию ре­чи школьников. Не представляется возмож­ным подробное изложение системы работы по обучению младших школьников написа­нию сочинения. Отмечу, что тематика твор­ческих работ определяется целевой установ­кой учителя: побудить к рассужде­нию, выражению позиции ребенка, его точки зрения.

Примеры тематики сочинений, написанных третьеклассниками

«Летний отдых. Как я его провел?» (сочи­нение-письмо),

«Что вызывает улыбку?»,

«Если бы я был волшебником...»,

«Кого я больше всех люблю и почему?»,

«Что я успел сделать хорошего?»,

«Интересный человек. Каким я его себе представляю?»,

«Что такое доброта?».

Вот сочинение-письмо (домашнее) на тему «Летний отдых. Как я его провела?»:

Здравствуй, мой дружок Незнайка!

Мой ответ ты получай-ка,

Я пишу тебе письмо.

Отдохнула хорошо.

Много в речке я купалась,

Загорала, улыбалась.

Вновь друзей приобрела.

Маме тоже помогала.

Убирала, подметала.

Полосатых я жуков

На картошке собирала.

Ну, пока, спешу гулять.

Ты пиши письмо опять.

Будет время: я отвечу.

Ну, бывай, до новой встречи!

А это сочинение-рассуждение (классное) на тему «Что такое доброта?»:

По-моему, доброта — это цветок, который рас­цветает в душе каждого из нас. Когда я думаю о доброте, мне вспоминается моя бабушка. Руки и лицо у нее покрыты морщинами, но украшают ее ласка и тепло... Почему необходимо делать добро, для чего нужно быть добрым? Мне кажется, что злому человеку очень трудно жить на свете...

Не знаю, умею ли я быть доброй? Пусть об этом судят мои друзья и родные, но я очень, очень хочу быть такой!

Показателем эффективности действия любой методической системы является резуль­тативность учащихся в ее различных аспек­тах. Речь детей обогатилась новыми словами, расширился их лексикон — дети усвоили ра­нее неизвестные им речевые обороты, выра­жения, задумались над целесообразностью их применения в той или иной ситуации. У мно­гих пробудилась потребность познания род­ного слова в процессе работы со словарем, справочными материалами.