КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ — ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Понимать и жить сложнее, чем жить не думая. Последнее проще. Зачем же мы стремимся все-таки понять? Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим?
Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы. Свою деятельность строю на продуманной мотивационной основе, ясно представляя ближайшие и конечные цели: воспитание любви к русскому языку, развитие интереса к учебному предмету, пробуждение у детей потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью, совершенствование общего языкового развития сельских школьников, воспитание у них этических норм речевого поведения. Исходя из этого и сложилась целостная методическая система, в основе которой лежит блоковая компоновка учебного материала в виде «так называемых опорных конспектов (сигналов), идея укрупненных логически завершенных частей, выдвинутая впервые советскими психологами П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным и нашедшая свое воплощение в виде «основных единиц усвоения», над проблемой изучения которых в течение многих лет энергично работает П. М. Эрдниев.
В результате творческого поиска и осмысления научные идеи обогатились собственными подходами, методическими решениями с учетом личных профессиональных способностей и возможностей, мотивации обучения, а также с учетом особенностей мыслительной деятельности моих учащихся. Как и все новое, не общепринятое, данные идеи носят дискуссионный характер, неся на себе печать споров «за» и «против». С уверенностью скажу: все зависит от умельца, в руках которого они практически реализуются. Для одних «укрупнение» и «сжатие» — ради опережения учебного материала, порой чисто формального, механического. Для нас изучение материала укрупненными частями с использованием опорных сигналов, всевозможных речевых опор — путь к решению проблемы взаимосвязи языкового образования и речевого поведения школьников.
Сложившаяся методическая система помогла создать резерв учебного времени, столь необходимый для совершенствования речевой деятельности школьников.
Данная методика предусматривает:
четкую постановку учебной цели в начале изучения каждого раздела русского языка, каждой темы с точным указанием того, что учащиеся должны знать и уметь в результате их изучения;
продуманную организацию учебной деятельности школьников;
использование форм коллективно-распределительной деятельности (микрогруппы, звенья, команды);
вариативность форм, приемов и видов учебных заданий;
индивидуальную и коллективную ответственность за ее выполнение.
В начале каждого учебного года изучаю, затем определяю тип деятельности, тип восприятия своих ребят, особенности их психического развития. На основании этого выбираю такие формы подачи учебного материала, которые наиболее соответствуют их индивидуальным наклонностям, психологическим особенностям.
Система работы по развитию речевой деятельности имеет своей целью:
дальнейшее обогащение словарного запаса,
изучение русского речевого этикета,
развитие связной устной и письменной речи,
обучение культуре общения, культуре обращения с родным языком как действующим средством.
Произошло обновление форм и методов обучения, направленных на речевую и познавательную деятельность младших школьников, развитие их творческих способностей. До минимума уменьшилось количество никому не нужных речевых упражнений. В практику работы вошли уроки-игры, диалоги, заочные путешествия, драматизация, инсценировки, работа с творческими тетрадями (свободное сочинительство и его художественное оформление) и т. д. Резерв накопленного времени помог ввести систематически усложняющиеся (от урока к уроку) коммуникативные ситуации, создающие на уроке атмосферу речевого общения, собеседования, обмена мнениями. Это позволило детям активно включиться в диалог «учитель — ученик», «ученик — ученик». В процессе содружества и сотворчества у учащихся сформировались первые навыки самоконтроля и самоуправления. Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные прежде всего с развитием детского речевого творчества.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — ИГРА.
Упражнение «Рассказ по кругу».
Учителем (ребенком) определяется речевая ситуация, например: «Узнай что-либо, о чем-нибудь спроси и расскажи об этом».
Ведущий (любой) начинает рассказывать:
Однажды я спросил своего приятеля о том, что он больше всего любит. Петя начал рассказывать:
Я очень люблю мультфильмы. Один раз смотрел интересный мультик по телевизору. Дома никого не было. Вдруг неожиданно раздался звонок. Я открыл дверь, вышел и увидел...
Дальше продолжает следующий ученики т. д.
Заканчивает рассказ ведущий (ученик или учитель).
Упражнение «Эстафета-рассказ».
Провожу эстафету двух команд: кто за определенное количество времени удачнее напишет коллективный рассказ. Каждый участник игры имеет право добавить только одно-два предложения к уже написанному. Тема рассказа определяется учителем или учащимися, например:
«Что скажем мы о Доброте...»,
«Это было недавно, это было давно...» и т. д.
Цель данной игры — активизировать спонтанную речь детей; перед играющими же ставится отвлекающая, неучебная цель — добиться победы команды, причем победы, которую можно завоевать только языковыми средствами.
«Игра мимики и жестов»
Предлагаю произнести слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Для выполнения такого игрового задания необходимо создать речевую ситуацию, помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние, например дети произносят фразу
Я восхищаюсь, представляя себе следующие ситуации:
а) вам преподнесли подарок, выразите свое удовольствие;
б) вы на берегу реки, окрестности очень красивы, вы очень рады, что попали в эти места, выразите свою радость;
в) вы видите котенка, он еще беспомощный, очень милый и вызывает к себе чувство нежности, выразите это чувство.
« Можно предложить детям произнести слово, фразу, сопровождая их разными жестами, например Всё было очень хорошо:
а) приложите руку к сердцу (подтекст:«Спасибо»);
б) приложите обе руки к груди (подтекст: «Я говорю это от всей души, искренне»).
Можно попросить учащихся произнести слова (фразу, текст) с разной целевой установкой:
а) сообщите новость шепотом на ухо своему соседу (по секрету);
б) объявите новость на собрании и т. д.
Сюда же можно отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки, драматизацию), предполагающие исполнение различных ролей в воображаемых, но обязательно приближенных к коммуникативной практике ситуациях. Большой эффект дает такая форма работы, когда учащимся приходится изменять реплики, быстро отвечать на неожиданные вопросы, самим формулировать их. Можно предложить заменить фамильярные (разговорные) обращения вежливыми, официальными, ввести новых действующих лиц. Предлагаю провести конкурс-инсценировку (такие конкурсы вносят оживление в учебный процесс, позволяют детям раскрыть свои актерские данные) возможного диалога (учащиеся сами определяют речевую ситуацию, например: «В библиотеке», «В классе», «У озера», «На улице», «В музее» и т. п.).
Здесь же проводится работа над постановкой голоса учащихся, мимикой, жестами с использованием элементов театральной педагогики. Думаю, что применение коммуникативных заданий с игровыми моментами является надежной основой обучения речевой деятельности и обеспечивает коммуникативный творческий подход к обучению.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — ТВОРЧЕСКОЕ СОЧИНИТЕЛЬСТВО.
Выбор методических решений, направленных на развитие творческих возможностей, формирование чувства слова у младших школьников определяется представлением учителя (моим) о слове с человеческой точки зрения (эстетической).
Младших школьников очень привлекает и радует такая работа, ибо она пробуждает их творческую мысль, рождает буйство фантазии и вдохновения, а главное является эффективным средством, побуждающим к высказыванию.
Развитие связной устной и письменной речи детей, развитие их речевого творчества обеспечивается и при выполнении разнообразных типов речевых задач. Приведем пример одной из таких задач, которая выполняется в момент закрепления знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».
Перед выполнением возможна работа с опорными словами (синонимическими рядами): переживание, волнение, огорчение, тревога; сочувствие, утешение, забота.
Определяю тему задания (отвожу определенное время): «Я хочу тебя утешить» — и ее условие.
— Представь себе,— говорю я,— что ты приходишь к другу (подруге, маме и т. д.), а друг (...) грустит, в плохом настроении, у него беда. Какие слова, выражения, речевые конструкции (дети знакомы с этим понятием) ты использовал бы для достижения своей цели (утешить, облегчить, помочь)1? Разрешаю пользоваться орфографическими словарями, советоваться со мной.
Варианты выполнения задания третьеклассниками:
Мама, дорогая. Я хочу тебя утешить. Будет все хорошо, я знаю и верю в это. Тебя обязательно вылечат. Не грусти. Мы будем часто навещать тебя. Не переживай и надейся на то, что я тебе сказал. Нам очень плохо без тебя. Мы с папой любим и ждем тебя.
Дорогой и милый друг! У тебя болит живот? Не волнуйся, он пройдет. Не грусти и подожди, веселее будешь. Где болезнь, там и друг, если он хороший. Я пойду! А ты сиди, а потом гулять иди.
Возможные условия задач: «Представь себе, что однажды, когда ты готовил уроки, в квартире раздался звонок. Ты открыл дверь и увидел...» или «Что могло бы случиться, если бы ты вдруг превратился в кота (собачку и т. п.)?».
Большая работа, проводимая по теории стихосложения, зачастую побуждает учащихся высказывать свои мысли и чувства в поэтической форме. Традиционной на уроках стала рубрика «Я начну, а ты продолжи...» (проба поэтического пера). Вот один из примеров.
Учитель
Шла лесной тропинкой
Бабушка с корзинкой...
А в корзинке той грибы,
и фрукты.
Внучке бабашука несет
все эти продукты.
А за ней котята шли,
Помидоры ей несли.
Ягоды, грибы собирала
И добрую песенку напевала.
А в корзине огурцы,
Овощи и фрукты.
Все продукты хороши.
Все, что очень вкусно.
Приведем возможные примеры, начала стихотворной строки:
Очень мне обидно стало,
Что собака покусала...
А у нас "теленок есть,
Любит он траву поесть...
Как-то раз в конце субботы
В наши сельские края...
На поле резвятся лошадки,
Играют в пятнашки и прятки...
Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора.
И все же особо важное место в системе развития речи школьников занимает, сочинение: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Сочинение — высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной ступени обучения.
Бесспорно, что для учителя именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию речи школьников. Не представляется возможным подробное изложение системы работы по обучению младших школьников написанию сочинения. Отмечу, что тематика творческих работ определяется целевой установкой учителя: побудить к рассуждению, выражению позиции ребенка, его точки зрения.
Примеры тематики сочинений, написанных третьеклассниками
«Летний отдых. Как я его провел?» (сочинение-письмо),
«Что вызывает улыбку?»,
«Если бы я был волшебником...»,
«Кого я больше всех люблю и почему?»,
«Что я успел сделать хорошего?»,
«Интересный человек. Каким я его себе представляю?»,
«Что такое доброта?».
Вот сочинение-письмо (домашнее) на тему «Летний отдых. Как я его провела?»:
Здравствуй, мой дружок Незнайка!
Мой ответ ты получай-ка,
Я пишу тебе письмо.
Отдохнула хорошо.
Много в речке я купалась,
Загорала, улыбалась.
Вновь друзей приобрела.
Маме тоже помогала.
Убирала, подметала.
Полосатых я жуков
На картошке собирала.
Ну, пока, спешу гулять.
Ты пиши письмо опять.
Будет время: я отвечу.
Ну, бывай, до новой встречи!
А это сочинение-рассуждение (классное) на тему «Что такое доброта?»:
По-моему, доброта — это цветок, который расцветает в душе каждого из нас. Когда я думаю о доброте, мне вспоминается моя бабушка. Руки и лицо у нее покрыты морщинами, но украшают ее ласка и тепло... Почему необходимо делать добро, для чего нужно быть добрым? Мне кажется, что злому человеку очень трудно жить на свете...
Не знаю, умею ли я быть доброй? Пусть об этом судят мои друзья и родные, но я очень, очень хочу быть такой!
Показателем эффективности действия любой методической системы является результативность учащихся в ее различных аспектах. Речь детей обогатилась новыми словами, расширился их лексикон — дети усвоили ранее неизвестные им речевые обороты, выражения, задумались над целесообразностью их применения в той или иной ситуации. У многих пробудилась потребность познания родного слова в процессе работы со словарем, справочными материалами.