Образовательные стандарты и КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ Формирование языковой, социокультурной и коммуникативной, компетенций учащихся.
- Цель тренинга : поддержка учителей в процессе внедрения и реализации новых образовательных стандартов
Ожидаемые результаты:
- знают государственную политику в области изменений в подходах к обучению;
- могут сравнить два подхода (знаниевого и компетентностного) в обучении, выявить особенности каждого из них;
- знают содержание ключевых и предметных компетентностей и различают их;
- определяют задачи учителя в формировании ключевых и предметных компетентностей учащихся .
Тема № 1. Обзор исследований по оцениванию образовательных результатов учащихся в Кыргызстане
- Для получения качественных результатов необходимо изменить подход к обучению, пересмотреть учебное содержание с точки зрения ключевых компетентностей , внедрять инновационные технологии (организация учебной среды, центрированной на ребенка, изменение роли учителя и ученика), использовать формативное оценивание , систематически повышать квалификацию учителей.
Новая модель школьного образования
- Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики:
«Цель образования: готовность личности к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в многообразном меняющемся мире».
- Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в Кыргызстане. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др.
Традиционная школа учила знаниям о природе и обществе
Основной образовательный результат этой школы - набор усвоенных знаний и навыков . Этот набор менялся во времени, но предметное знание как смысл предметного образования оставалось ведущим. Классно-урочная система - идеальная технология передачи знаний как академического продукта, трансляции их от учителя ученику. Предполагается, что учитель - исключительный его носитель. Сегодня доступ к знаниям стал всеобщим через использование информационных технологий, революция в которых меняет лицо мира. Исключительная роль носителя знаний стала сомнительной ценностью. И это тоже важный фактор, который требует смены роли учителя и организации деятельности школы.
- Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность . Так звучит запрос к системе образования. И достичь этого успеха можно двумя путями – через новые стандарты на всех уровнях образования и через использование новых технологий достижения данных стандартов .
- Государственный стандарт среднего общего образования – нормативный правовой документ, который:
- обеспечивает реализацию заявленных целей во всех образовательных областях на всех уровнях школьного образования;
- регулирует образовательный процесс;
- обеспечивает развитие системы образования на национальном и региональном/локальном уровнях.
- Одновременно с обновлением структуры образовательного стандарта, организацией работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт предусматриваются системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, обновление содержания учебников и пособий , разработка и реализация программ методического сопровождения перехода на новый стандарт образования
- Следующий важнейший компонент новой модели школьного образования ее ориентация на практические навыки , на способность применять знания, реализовывать собственные проекты . В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. При этом речь не идет о заучивании простых алгоритмов, а, напротив, - акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. При этом компетентностный подход не отрицает необходимости формировать знаниевую базу и комплекс навыков и умений, а также функциональной грамотности (социально приемлемых алгоритмов действия в типичных ситуациях) и ценностей.
В паре дополните фразу:
Знаниевый подход – это…
Компетентностный подход – это …
Ключевые компетентности. Особенности ключевых компетентностей.
- Компетентностный подход акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации и самореализации. Выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности.
- В основу обновленного содержания общего образования положены «ключевые компетентности». В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, т.к. компетентность;
- во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;
- во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («результат» на выходе»);
- в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, т.к. она вбирает в себя ряд умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).
- Ключевые компетентности многофункциональны . Овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях.
- Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны , они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.
- Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.
- Ключевые компетентности многомерны , то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл.
- Они формируются на протяжении длительного этапа обучения и формирования личности, поэтому начальная школа – только первый этап их формирования.
Обладание ключевыми компетентностями дает возможность ребенку быть успешным в изменяющемся мире, т.к. он будет способен ориентироваться в потоке информации, определять проблемы и находить решения, эффективно коммуницировать с людьми.
цели урока (или фрагмента в данном упражнении) должны быть:
- Поставлены с позиции ученика, а не учителя: ученик определяет, систематизирует, делает вывод или решает.
- Должны быть измеряемыми: нельзя измерить процесс развития или воспитания. Поэтому формулируем цели, используя глаголы действий, которые можно пронаблюдать: не знает – а называет или перечисляет, не развивает – а демонстрирует, презентует.
- Соответствующий глагол можете взять из перечня глаголов в таксономии Блума (РМ 1-8).
- Должны быть достижимыми на этом уроке или этапе урока: нельзя за один урок сохранить или полюбить природу, но к концу урока ученик может назвать причины, почему нельзя рвать цветок Айгуль, занесенный в Красную Книгу КР; может показать способы бережного использования питьевой воды.
- Цели урока должны соответствовать SMART критериям.
- Откройте РМ 1-8. Прочитать формулировки цели.
- Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность . Так звучит запрос к системе образования. И достичь этого успеха можно двумя путями – через новые стандарты на всех уровнях образования и через использование новых технологий достижения данных стандартов .
- Государственный стандарт среднего общего образования – нормативный правовой документ, который:
- обеспечивает реализацию заявленных целей во всех образовательных областях на всех уровнях школьного образования;
- регулирует образовательный процесс;
- обеспечивает развитие системы образования на национальном и региональном/локальном уровнях.
Документ состоит из 4-х разделов:
- 1. Общие положения
- 2. Концепция предмета
- 3. Ожидаемые результаты и система оценивания
- 4. Требования к структуре и процессу обучения
Ключевые компетентности
- 1 . Информационная компетентность – готовность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, формирования аргументированных выводов;
- 2. . Социокомунникативная - соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, цивилизованно отстаивать свои права;
- 3. Самоорганизация и разрешение проблем - готовность обнаруживать противоречия в информации, учебной и жизненной ситуациях и разрешать их , используя разнообразные способы, самостоятельно или во взаимодействии с другими людьми, а также принимать решения о дальнейших действиях.
предметные компетентности
Языковедческая – овладение языковыми средствами (орфографическими, фонетическими, лексическими. Грамматическими)) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общениями, для основной школы, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в изучаемом языке.
Речевая компетентность–развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), владение явлениями языка и речи (3 аспекта: язык, речь, речевая деятельность).
Социокультурная (культуроведческая) компетентность – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-7 и 8-9 классы), формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий
- компетенция – заранее заданное социальное требование (норма, перечень стандартов) к образовательной подготовке учащегося, необходимое для его/ее эффективной продуктивной деятельности в определенной ситуации - учебной, личностной, профессиональной;
- компетентность – способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний, умений и способы деятельности в определенной ситуации - учебной, личностной, профессиональной;
?????
Группа II
Группа I
Что значит « научить говорить на втором языке; научить читать, писать, понимать чужую речь»?
Что значит « научиться говорить на втором языке; научиться читать, писать, понимать чужую речь» ?
Овладеть фонетическими особенностями второго языка.
Усвоить новую лексику.
Усвоить синтаксические конструкции.
Усвоить грамматические формы и явления на синтаксической основе.
Усвоить грамматические явления, некоторые термины, правила.
Ученикам необходимо:
22
Языковую (лингвистическую ) – понимание и знание языка;
Речевую/ коммуникативную – навыки и умения строить речь по правилам; навыки и умения общаться на изучаемом языке в разных обстоятельствах.
Социокультурную компетенцию – знание этнокультурных особенностей страны, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях и умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями .
учителю необходимо сформировать у учащихся три вида компетенции:
23
Примеры ошибок в разных видах компетенций На вопрос «Который час?» ученик отвечает:
- языковая ошибка: нарушена форма числительного, но речевая и коммуникативная компетенции налицо.
- языковая ошибка: нарушена форма числительного, но речевая и коммуникативная компетенции налицо.
«Без пятнадцать минут два часа»
13:45
«Пятнадцать минут до двух»
- нарушение речевой компетенции: так не принято говорить, но присутствует языковая и коммуникативная компетенции.
- нарушение речевой компетенции: так не принято говорить, но присутствует языковая и коммуникативная компетенции.
13:45
«Он был вчера»
- нет языкового и речевого нарушения, но нарушена коммуникативная компетенция, ученик не понял вопроса, общения не происходит .
- нет языкового и речевого нарушения, но нарушена коммуникативная компетенция, ученик не понял вопроса, общения не происходит .
13:45
Коммуникативный подход
- Выражается в ситуативно-тематическом принципе организации речевого и грамматического материала.
- Упражнения подаются таким образом, чтобы сформировать у учащихся способность к постоянной работе над совершенствованием своих речевых навыков.
Предметные стандарты. Раздел 3.Образовательные результаты и оценивание
- Результаты обучения – это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать, уметь делать или будет в состоянии продемонстрировать учащийся по окончании процесса обучения;
- Результаты обучения фокусируются на достижениях учащихся, а не на содержании того, что преподавалось;
- Результаты обучения фокусируются на том, чт о может продемонстрировать учащийся в конце учебной деятельности.
Предметные стандарты. Раздел 3.Образовательные результаты и оценивание .
- Результаты поддаются оценке, наблюдению и измерению
- Результаты включает глагол , который отражает прямую демонстрацию того, что ученики знают и умеют делать: используются активные глаголы.
- Неопределенные глаголы, такие как «понимать» или «знать» трудно поддаются измерению и должны заменяться глаголами «установить», «определить», «описать», «продемонстрировать» … (глаголы по уровням целей таксономии Блума).
- «Понимать» - формулируется через: «пересказывает своими словами», «приводит пример», «отвечает на вопрос», «объясняет» и т.д. Тогда можно легко измерить, увидеть, достигается этот результат учеником или нет.
Этот же принцип остается для планирования целей урока.
Пример:
- Класс, предмет, тема 2 кл. Чтение Н.Носов На горке
- Цели- -читает текст целыми словами;
-умеет находить порученные роли;
- читает текст с правильной интонацией;
- отвечает на закрытые и открытые вопросы по тексту; - сравнивает поведение и действие героев произведения
- ожидаемые результаты
- Какие
- компетентности формируются (ключевые, предметные)
- Ключевые:
- Информационная
- Социально-коммуникативная
- Саморганизация и разрешение проблем
- Предметные:
- Речевая
- Культуроведческая
- - задает открытые и закрытые вопросы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!