Компетентностный подход при формировании экологической культуры школьников.
Одна из первостепенных задач развития современного образования это обновление его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Школа должна «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Итак, следует отличать часто используемые понятия «компетенция» и «компетентность». Существуют конкретные определения компетенции.
Компетенция в переводе с латинского языка − круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Внутренние ресурсы это знания, умения, навыки, надпредметные умения, способы деятельности, психологические особенности.. Компетентности – качества, приобретенные в процессе проживание ситуаций, т.е. накопление опыта.
Под компетенцией понимают круг вопросов, в которых личность обладает знанием и опытом, что позволяет ей быть успешной.
Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.
Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Главными составными частями компетенции является следующее − знания, умения, навыки, способности (предрасположенности к решению тех или иных задач), усилия, поведение.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере
В глоссарии ФГОС так же даются понятия «компетенция» и «компетентность». Так, под компетенцией понимается «совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» [2], а под компетентностью — «умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности» [2].
Существует понятие «ключевых компетенций» − это те компетенции, которые считаются основными, по-другому их можно назвать базовыми или универсальные. В разных источниках состав «ключевых компетенции» варьируется. У авторов имеет место быть разная интерпретация основных компетенций. Так, например Г.К. Селевко выделяет «математическую, коммуникативную, информационную, автономизационную, социальную, продуктивную, нравственную» компетентности [17]. Т.е. данные компетенции (компетентности) не могут быть выделены как отдельные.
В выделенных Хуторским А.В. компетенциях также можно отметить пересекающиеся значения – ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования[24,25].
Для того чтобы сформировать «ключевые компетенции» у школьника, необходимо развивать определенные навыки, способствующие вырабатыванию универсальных учебных действий, уже с начальной школы и использовать их в дальнейшем формировании у средних и старших школьников. Итак в моем понимании «ключевыми компетентностями» является способность учащихся самостоятельно действовать и находить решения в различных проблемных ситуациях.
К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность – способность действовать в обществе с учётом точки зрения других людей.
Учебно-познавательная компетентность – способность ставить цель и достигать ее, производить анализ и рефлексию.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в контакт с целью быть понятым.
Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с учетом отдельных областей человеческих ценностей
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, умение работать с разными видами информации.
Нравственная компетентность – готовность и способность жить в обществе по традиционным нравственным законам.
Формирование «ключевых компетентностей» в процессе учебы в школе называется «компетентностным подходом». Целью компетентностного подхода является не сам процесс обучения, а достижение учащимися определенного результата, при условии меняющихся форм и методов организации занятий. В образовательном процессе ребёнок не должен быть пассивным объектом обучения, а активным субъектом учебной деятельности. Для перехода ученика из объекта учебного процесса в субъект необходимы наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).
В современной действительности школа должна иметь выпускников не с академическим и энциклопедическим набором знаний, а выпускника, имеющего набор ключевых компетенций с помощью которых он сможет отвечать стремительно меняющимися требованиями «мира труда».
Для того чтобы обучение каждого ребёнка достигло нового качества образования необходимо сделать так, чтобы оно создавало условия развития личности, самостоятельного получения знаний, четкой ориентации в нестандартной ситуации, понимать и отвечать за свои поступки. Одно из важнейших условий повышения качества образования, это реализация компетентностного подхода.
Во внеурочной деятельности могут быть реализованы такие ключевые компетенции как: социальная, коммуникативная, личностная, информационная, нравственная. Перечисленные компетенции относятся к метапредметным и личностным результатам обучения.
Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция, включающая в себя владение универсальными способами деятельности (наблюдение, измерение, эксперимент, системно-информационный анализ, моделирование. выявление причинно-следственных связей и т.д.), которые напрямую связанны с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся. Химия - одна из наиболее практико-направленных дисциплин, изучаемых в условиях общеобразовательной школе. Ее преподавание напрямую связано с процессом формирования исследовательской компетенции, поскольку методы, на которых основывается химическая наука (анализ, эксперимент, моделирование и т.д.), во многом совпадают с основными компонентами исследовательской компетенции. Особенности курса "Химии" в том, что он является последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его овладения школьники должны обладать не только определенными запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Поэтому обучение химии в школе начинается с 8 класса, это тот период развития детей (подростковый), который является наиболее сензитивным периодом для формирования основ исследовательской деятельности. Следовательно, на уроках химии и во внеурочной деятельности должно произойти формирование исследовательской компетенции обучающихся. Спонтанное привитие обучающимся ряда навыков исследовательской деятельности не может служить базой для формирования одноименной компетенции. Только системное использование возможностей нескольких современных педагогических технологий (исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной и др.) способно обеспечить формирование исследовательской компетенции. Именно во внеурочной деятельности ученик может проявить свои предметные знания, раскрыть личностные качества в целом.