Компетентностный подход – это проблема, которая приобретает в последнее время не только актуальный, но и значимый характер для современной, в том числе и для начальной школы.
В связи с обновлением содержания образования, в том числе и начального, именно компетентностный подход получает в настоящее время широкое применение.
И такие понятия как компетенция и компетентность являются основными для компетентностного подхода.
Компетентность - результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (т.е. компетенциях), способность применять свои знания и умения.
Компетентность – это результат образования, выражающийся в овладении учащимися универсальными способами деятельности. Цель школы – формирование ключевых компетентностей.
Наиболее значимые из них:
Готовность к разрешению проблем - т.е. готов анализировать различные в том числе и нестандартные ситуации, ставить конкретные цели перед собой, планировать и оценивать результаты своей деятельности, принять ответственное решение в той или иной ситуации и воплотить в жизнь.
Информационная компетентность – готовность работать с информацией, т.е. человек обладающий данным видом компетентности становится способным делать выводы, доказывать свой ответ, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, принимать самому осознанные решения.
Коммуникативная- готовность человека к общению с другими людьми, готов цивилизованно отстаивать свою точку зрения, осуществлять свободно диалог уважительно относится к мнению других, готов использовать коммуникативные умения для решения различных жизненных задач.
Термин «Компетенция» в переводе с латинского- соответствие, соразмерность.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. (Хуторской А. В.)
Таким образом, компетенция - это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности.
Что касается уровня компетенций, формируемых у выпускников начальной школы. Разные ученые выделяют различные классификации ключевых компетенций. А.В. Хуторский выделяет такие группы:
Коммуникативные- владение учеником средствами коммуникации,
Информационные – обеспечивает навыки деятельности ученика работы с информацией,
Учебно-познавательные – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
Социально-трудовые – готовность к сотрудничеству с другими людьми, овладения учеником знаниями и опытом в гражданской- общественной деятельности
Ценностно-смысловые – речь идет о профориентации, постановка ученика в ситуацию самоопределения,
Компетенции личного самосовершенствования – готовность к решению проблем.
Таким образом, компетентность- это характеристика человека, его личное качество, а компетенция – это то, чем он владеет.
Что же особенно важно в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы успешной учебной деятельности - компетенция или компетентность?
Особенно важно, в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы успешной учебной деятельности – это организовать процесс формирования ключевых компетенций: коммуникативной, социально- трудовой, информационной, учебно-познавательной, компетенции личного самосовершенствования.
Аспекты учебно-познавательной компетенции, компетенции личного самосовершенствования.
-Уметь выбирать собственную траекторию образования;
-Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
-Отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание к изучаемой проблеме;
-Выступать устно с результатами своего исследования
-Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация , систематизация;
- готовность к решению проблем.
Аспекты коммуникативной, социально - трудовые компетенции.
-уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление.
-уметь представить свой класс, школу,
-выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос
-владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо)
Аспекты информационной компетенции.
-владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями словарями;
-самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
-владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона.
Рассматривая виды ключевых компетенций убеждаемся в том, что именно они ( ключевые компетенции ) и характеризуют уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования по предмету, что определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника начальной школы. Вернемся к нашему выпускнику, каким в идеале будет ученик начальной школы при формировании ключевых компетенций?
При формировании ключевых компетентностей ученик становится способным и готовым: думать, изучать, адаптироваться, включаться в деятельность, искать и получать информацию, сотрудничать.
Актуальность внедрения компетентностного подхода становится все более очевидной. Компетентностный подход требует оценивания более сложных и « не видимых глазу» результатов – компетенций, что предполагает не усвоения отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение и использование ими в комплексе. При этом выступают не сами по себе, а как показатели ключевых компетенций. Много труда должен приложить учитель, чтобы сформировать предметные, ключевые компетенции учащихся, обучая малыша в начальной школе.
Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Я использую компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаю поисковым методам обучения, осуществляю оценивание образовательных достижений (технология портфолио). Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат.
С первого класса включаю в свои уроки задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.