- МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
с. п. Новосмолинский
2024 – 2025 уч. г.
Визитная карточка педагогического работника
Год рождения
ФИО
Контактная информация
1974
Грибова Юлия Александровна
89159331251 [email protected]
Имеющаяся категория
Образование
Высшее
Заявленная категория
высшая
ОГПИ им. ВП Чкалова г. Оренбург (1996)
высшая
Стаж педагогической работы
25 лет
Наименование должности
Учитель (Английский язык)
Наименование ОУ
МАОУ СШ №8
Муниципальный округ
Володарский
Педагогическое кредо:
«One`s work may be finished someday, but one`s education never»
Alexander Dumas
Тема аттестационной работы
- «Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности на разных этапах обучения через проектную задачу»
Условия формирования личного вклада педагога
в развитие образования
Теоретическую базу составили: теории формирования функциональной грамотности (А. А. Леонтьев . Н. Ф. Виноградова. В. В. Мацкевич, С. А. Крупник и др. );
Проблема смыслового чтения нашла свое отражения в научных трудах таких авторов ка к: К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Л. А. Мосунова, А. Г. Асмолов, М. П. Воюшина, Т. Д. Полозова.
Методологической основой явились фундаментальные идеи формирования и развития навыков чтения на уроках иностранных языков (Рогова Г.Р., Верещагина И.Н., Сметанникова Н.Н.);
Вопросы, связанные с использованием проектных задач на уроках английского языка отражаются в работах современных педагогов : Алексеевой С.Д., Воронцова А.Б.
Научно-
методические
условия
Методические
ФООПы, поиск новых форм работы;
условия
Опыт работы педагогов по данной тематике;
Курсы повышения квалификации;
Участие и проведение в вебинарах, семинарах;
Разработка и проведение открытых мероприятий.
Теоретические основы процесса формирования творческих способностей
учащихся определились в процессе изучения трудов философов, психологов
Л.М. Архангельского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского,
Б.М. Теплова и др.
Изучением методики преподавания информатики занимались следующие
ученые: Бочкин А.И., Семакин И.Г., Лапчик М.П., Малев В.В. и др
Самообразование, публикации;
Транслирование опыта в педагогическом сообществе;
Активное участие в проблемно-творческой группе;
РМО учителей предметной области «Иностранные языки» (английский).
Руководство ШМО;
Участие в профессиональных конкурсах, семинарах, иных мероприятиях.
Организационно-
педагогические
условия
Актуальность личного вклада педагога
в развитие образования
" Успешное будущее человека зависит от качественного образования и разностороннего развития"
Президент Российской Федерации В. В. Путин
"Правительством разрабатывается долгосрочная стратегия развития образования России до 2036 года и на перспективу до 2040 года. Этот документ должен стать не просто планом действий, а такой полномасштабной комплексной программой. Главная задача этой программы - сформировать конкурентоспособную, гибкую систему образования с учетом потребности экономики и социальной сферы".
Премьер-министр РФ М. Мишустин
в ходе стратсессии по вопросам
развития образования до 2036 года и
на перспективу до 2040 года.
«- формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий ;»
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Теоретическое обоснование личного вклада педагога
в развитие образования
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
[Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого
смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
«… именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надёжным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни.»
[«Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС Основного Общего Образования» под редакцией А.В. Сапа ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ, ВСЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!: всероссийский научно-методический журнал. №10 (34) октябрь 2014]
.
«Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным…»
«Проектная задача как «инструмент» мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения /А.Б. Воронцов // Газета «Первое сентября». – 2007. – № 6.
.
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель:
Обобщить педагогический опыт по теме «Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности на разных этапах обучения через проектную задачу».
Задачи:
- Проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу по теме;
- Раскрыть понятия «смысловое чтение» и «проектная задача», определить особенности формирования навыков смыслового чтения в рамках реализации проектной задачи у учащихся;
- Обобщить опыт по организации педагогической деятельности на уроках и во внеурочное время по формированию навыков смыслового чтения;
- Провести диагностику и проанализировать результативность.
Ведущая педагогическая идея
Поиск
Читательская
грамотность
ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА:
Математическая
грамотность
Естественно-научная
грамотность
VUCA (1987 г. ) – это аббревиатура из английских слов
Смысловое чтение
Интер-
претация
Понимание
- volatility /нестабильность, непостоянство/
- uncertainty /неопределенность/
- complexity /сложность/
- ambiguity /неоднозначность/
PISA
Финансовая
грамотность
Глобальные компетенции
Критическое мышление
Оценка
...формирования способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества
...для формирования аналитического и критического мышления школьников
... постижения читателем ценностно-смыслового момента текста
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
...для того, чтобы школьники формировали свою оценочно-нравственную позицию
Деятельностный аспект личного вклада педагога
в развитие образования
Виды деятельности
Навыки чтения
Прогнозирование содержание текста, с опорой на определенный набор заданий
Прогнозирование содержания
Этапы работы с текстом
Поиск и извлечение информации из текста
Фаза смыслового чтения
Интегрирование и интерпретация информации
Предтекстовый этап
Ознакомительное чтение
Использование содержание текста для дальнейших целей
Изучающее чтение
Выявление буквального смысла
Просмотровое чтение
Текстовый этап
восприятие текста
осмысление текста
Interactive post reading activities
(исследование заголовков, прогнозирование главной идеи текста по ключевым словам и т.д.)
Рефлексивное чтение
Поисковое чтение
Обобщение и формулировка выводов
(прогнозирование и установление смысловых связей, вычленение значимой информации, объяснение найденных фактов
полное понимание и интерпретация текста
Оценивание качества и достоверности текста
Projective post reading activities
После текстовый этап
Размышление над формой и содержанием текста
(создание общего и собственного нового смысла,
Обнаружение и устранение противоречий
т.е. «присвоение» добытых новых знаний как собственных в результате
Осмысление и оценивание формата и содержание текста
размышления и интерпретации полученной информации)
Деятельностный аспект личного вклада педагога
в развитие образования
Особенности смыслового чтения в рамках функциональной грамотности:
Смысловое чтение - понимание читающим смыслового содержания текста, восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательных программ, составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Владение навыками смыслового чтения является средством формирования читательской грамотности.
Смысловое чтение включает в себя умения: осмысливать цели и задачи чтения, находить и извлекать информацию из различных текстов, работать с художественными и нехудожественными; сплошными и несплошными текстами, понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
«особенности смыслового чтения в рамках функциональной грамотности»
Обучение смысловому чтению включает в себя приобретение навыков: различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки; распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие; собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации
Формирование навыков смыслового чтения осуществляется через познавательную деятельность: точное и полное понимание текста, составление своей системы образов, осмысливание информации и т.д.
Способы организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок и др.
10
Деятельностный аспект личного вклада педагога
в развитие образования
Межпредметная проектная задача находит точки пересечения областей знаний в нескольких предметах
Термин «задача» имеет несколько значений, одно из этих значений трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения» (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
«Под проектной задачей понимается такая задача, в которой через определенный набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение продукта».
(А.Б. Воронцов)
Понятие и особенности проектной задачи как основы формирования функциональной грамотности
В проектной задаче не содержится указаний, к какой теме, к какому учебному предмету она относится, как выполнять то или иное задание
Особенности проектной задачи
1
Она направлена на применение обучающимися освоенных универсальных учебных действий не в стандартной (учебной) ситуации, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным»
2
Проектная задача устроена так, чтобы через набор заданий задать возможные стратегии ее решения
3
Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала
4
Деятельностный аспект личного вклада педагога
в развитие образования
Структура задачи
Содержательная область
1.Определить вид и место проектной задачи
Оцениваемые компетенции
Реальная ситуация
2. Сформулировать диагностическую цель ПЗ
Контекст
3. Сформулировать проблему (условие задачи)
Уровень сложности
4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).
Формат ответа
5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…)
6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи)
Содержательная модель
Компетентностнаямодель
7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает)
Блок
заданий
Конструктор задач
Тренажеры
Контексты ситуаций
Сборники задач
Деятельностный аспект личного вклада педагога
в развитие образования
- Вовлечение в учебную деятельность,
- осмысление, применение, закрепление,
- открытие нового знания,
- …
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Диагностика
Рефлексия
- предметный и внутришкольный мониторинг;
- диагностика,
- анкетирование, …
Учебный процесс
(сферы применения в контексте учебного предмета «Иностранный язык»)
- викторины, марафоны, квесты, …
- факультативные и элективные курсы,
- курсы внеурочной деятельности,
- НОУ,
- проектная деятельность, …
Воспитательная деятельность
Дополнительное образование
- кружки,
- предпрофессиональные практики,
- …
- классные часы, диспуты,
- дискуссии,
- КТД,
- воспитательные события, …
Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования и степень его новизны
Класс
Тема урока/занятия
5 класс
6 класс
Материал/задания из учебника
Проектный модуль «Поможем животным, находящимся в опасности»
«Моя любимая школа»
7 класс
Учебник «Английский в фокусе»
Раздел: «Животные мира»
Дополнительный материал/задания, разработанные учителем
Проектный модуль «Поможем животным, находящимся в опасности»
Паспорт проекта (для детей)
Урок «Водоемы родного края»
8 класс
Раздел: «Вот и мы»
Проектное упражнение: «Мой район»
9 класс
Раздел: «Природа. Климат. Погода. Животные.»
Муниципальный интернет-проект: «Мой родной район»
Презентация к проектному модулю
Видеоролик : «Моя школа»
Внеурочная деятельность
Планирование проектного модуля
Проектная задача «Водоемы родного края. Наш супер-квест»
Карта урока
1.«По следам боевой славы моего поселка»
Дневник наблюдения
1.Раздел: «Праздники.»
Видео ролик – Телепередача «Репортаж из моего поселка»
Видео ролик – Экскурсия «По местам боевой славы моего поселка»
Проектное упражнение: «Памятные дни нашей страны»
2. «Английские идиоматические выражения»
Презентация проектного модуля
Видеоролик – драматизация стихотворения Р. Рождественского « Человеку мало надо… » (англоязычный перевод)
2.Проектное упражнение «Происхождение идиоматических выражений со словом: «Cake»
Программа учебного курса :
3.«Жизнь и творчество великого английского поэта У. Шекспира»
«Формирование функциональной грамотности через развитие проектного мышления»
Проектно-исследовательская работа по теме: «Сравнительный анализ английских и русских фразеологических единств»
3.Раздел: «Искусство и литература»
Проектное упражнение: «Собери информацию о деятельности У. Шекспира»
Проектно-исследовательская работа по теме: « Квест - игра по фактом из жизни и творчества У. Шекспира»
Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования и степень его новизны
Класс
Тема урока/занятия
10 класс
Материал/задания из учебника
11 класс
«Путешествие по Лондону»
«Жизнь и творчество английского писателя и поэта Р. Киплинга»
Раздел. «Путешествия»
Дополнительный материал/задания, разработанные учителем
Учебник «Английский в фокусе»
Проектное упражнение: «Возможные трудности в путешествиях»
Проектно-исследовательская работа на тему: «Британский диалект кокни»
Раздел. «Когда – ни будь все сбудется»
Проектное упражнение: «Напиши новую строфу к стихотворению Р. Киплинга «Заповедь»
Проектно-исследовательская работа на тему: «Языковые и стилистические особенности оригинала и перевода английской поэзии на примере стихотворения Р. Киплинга « If »
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
4 класс
Методика «Простые аналогии»
Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий
5-6 класс
Методика «Аналогии» (6-й субтест методики определения уровня умственного развития для младших подростков (ГИТ))
Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий
7 класс
Методика «Аналогии» (3-й субтест методики «Школьный тест умственного развития» (ШТУР))
Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий
8-11 класс
Методика «Аналогии» (3-й субтест теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра )
Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Личностные УУД 5-11 класс
Вербальная диагностика самооценки личности
Цель : изучение самооценки, как обобщенное и дифференцированное отношение к самому себе; адекватное оценивание себя и отношение к себе
Регулятивные УУД 5-11 класс
Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» Цель : выявление уровня развития волевой саморегуляции
Коммуникативные УУД 5-6 класс
Методика «Флаг Моего класса»
Цель : Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений учащихся
Коммуникативные УУД 7-11 класс
Методика «Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)»
Цель : изучение уровня коммуникативного контроля
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Уровень сформированности навыков смыслового чтения
«Понимание основного содержания»
Уровень сформированности навыков смыслового чтения
«Чтение про себя несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации»
Уровень сформированности навыков смыслового чтения
«Понимание запрашиваемой информации»
Уровень сформированности навыков смыслового чтения
«Полное понимание запрашиваемой информации»
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Уровень обученности
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
Год
Мероприятие
2021-2022
2022-2023
Результат
1. Mуниципальный сетевой интернет-проект по иностранному языку «Native district Volodarsk.ru» («Наш родной Володарский район»)
1. Конкурс видеороликов «My school» на иностранном языке в рамках муниципального Фестиваля иностранных языков
Победители (команда обучающихся 8 -х классов)
2023-2024
Конкурс видеороликов «Добро пожаловать в Володарский округ»» на иностранном языке в рамках муниципального Фестиваля иностранных языков
Приказ Управления образования администрации
2. XV Конференция межшкольного научного общества учащихся общеобразовательных организаций Володарского муниципального района «Путь в науку»
Победители (команда обучающихся 6-х классов)
Победители (команда обучающихся 9 класса)
Володарского района № 9 от 13 января 2022 (приложение 1)
Приказ Управления образования администрации Володарского района №74 от 16 февраля 2023 (Приложение 3)
Приказ Управления образования администрации Володарского муниципального округа №71 от 19 февраля 2024
2. XVI Конференция межшкольного научного общества учащихся общеобразовательных организаций Володарского муниципального района «Путь в науку»
(Приложение 1)
Призер
Призер
Дериглазова Алина 9 класс
Карапетян Карина 10 класс
Приказ Управления образования администрации Володарского района №130 от 07 апреля 2022 (приложение 1)
Приказ Управления образования администрации Володарского района №74 от 19 апреля 2023
(Приложение 1)
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
Мероприятие
1
Итог
- Mуниципальный сетевой интернет-проект по иностранному языку «Native district Volodarsk.ru»,
- Конкурс видеороликов «My school» на иностранном языке в рамках муниципального Фестиваля иностранных языков,
- Конкурс видеороликов «Добро пожаловать в Володарский округ» на иностранном языке в рамках муниципального Фестиваля иностранных языков
2
Сертификаты о подготовке победителей
3
XV и XVI Конференция межшкольного научного общества учащихся общеобразовательных организаций Володарского муниципального района «Путь в науку»
( Приказы Управления образования администрации Володарского района (округа)
2. Благодарности Управления образования администрации Володарского района за подготовку призеров (Приказы Управления образования администрации Володарского района)
Выступления на педагогических советах, ШМО, РМО по темам:
4
- Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
- Смысловое чтение как способ формирование глобальных компетенций на уроках английского языка.
Благодарность Управления образования администрации Володарского района Приказ № 135 от 11 апреля 2022
5.
Публикации на Цифровой образовательной площадке Мультиурок
Благодарность Земского Собрания Володарского муниципального
3) Этап открытого урока: «Деловая игра: «Заполнение миграционной карты»
района Нижегородской области за достижение
Свидетельства о публикациях:
https://multiurok.ru/id53061113/files/3/?&publish=1#
1. Развитие навыков функциональной грамотности на уроках английского языка
высоких образовательных результатов выпускников школы
2. Проектно-исследовательские работы по темам: «Языковые и стилистические особенности оригинала и перевода английской поэзии на примере стихотворения Р. Киплинга «If», «Квест-игра для обучающихся 9-х классов. Уильям Шекспир»и др.
Используемая литература и интернет источники:
- Асмолова А.Г. Бурменская, И.А. Володарская Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя– 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
- Алексеева С.Д. Проектные задачи. Формирование и оценивание метапредметных результатов: учебно-методическое пособие / С.Д. Алексеева, Т.И. Демидова. – Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2012. – 81 c.
- Борисова С. В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка в средней школе. // Мир науки, культуры, образования, №6 (31). — 2011. — С. 83—85
- Воронцов А.Б. Проектная задача как «инструмент» мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения / А.Б. Воронцов // Газета «Первое сентября». – 2007. – № 6.
- Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркин – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
- Леонтьев А.А. От психологии чтения до психологии обучения чтению материалы 5 – й научно-практической конференции (26 - 28 марта) в 2ч. ч. 1 под редакцией И.В. Усачевой – М. 2002
- Сапа А.В. «Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования» // ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ, ВСЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!: всероссийский научно-методический журнал. №10 (34) октябрь 2014 С. 2-9
- Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах : как реализовать ФГОС: пособие для учителя. —М. : Баласс, 2011. — 40с
9. Рогова Г.Р., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе М.:
Просвещение, 1988 224с.
- http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 1.05.2021 № 287
- https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-strategiy-inoyazychnogo-smyslovogo-chteniya-tekstovoy-informatsii/viewer \
- https:// scipress.ru/fam/articles/razvitie-navykov-smyslovogo-chteniya-i-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokakh-anglijskogo-yazyka-v-shkole.html
- https://e-koncept.ru/2023/231050.htm. DOI 10.24412/2304- 120X-2023-11050
- http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027