СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект дидактических игр по предметам для младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры - один из наиболее важных методов и стимулов в младшем школьном возрасте. В комплекте представлены игры по следующим предметам: математике, окружающему миру и литературному чтению.

Просмотр содержимого документа
«Комплект дидактических игр по предметам для младших школьников»



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



Тема: Комплект дидактических игр для младших школьников

Выполнила:

cтудентка Ш-21 группы

Минаева Маргарита



Преподаватель: Великановская Л. А.







Ейск, 2019г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Нет необходимости убеждать всех в том, что игра для младших школьников это частица их жизни и, причём, очень значимая.

Игры один из наиболее важных методов и стимулов обучения в этом возрасте. Игры могут применяться с различными целями при введении и закреплении для формирования умений и навыков устной речи как форма самостоятельного общения детей на уроках. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности последовательности и доступности в обучении. Неизменным помощником на уроках является игра. Игра делает уроки более интересными, качественными Дети с большим интересом включаются в учебную игру. Особенно это необходимо для первоклассников.

Содержание:

Дидактические игры по окружающему миру ……..2- 4

Дидактические игры по математике………………...4-7

Дидактические игры по литературному чтению ......7-9



Игры для урока окружающий мир

1.Игра «Поменяйтесь местами»

Учитель говорит: «Поменяйтесь местами те,...». Учени­ки, которые выполняли указанное действие или согласны с утверждением, меняются друг с другом местами. Кто это­го не делал, остается на местах. Данная игра позволяет педагогу определить общее настроение учащихся, уровень усвоения учебного материала, применения знаний в реаль­ной жизни, сформированности навыков личной гигиены.

 

Поменяйтесь местами те, ...:

  • у кого сейчас хорошее настроение;

  • кто в школу добирался на транспорте;

  • кто сегодня утром делал зарядку;

  • кто ежедневно выполняет по утрам физические упражнения;

  • кто иногда забывает почистить вечером зубы;

  • кто самостоятельно следит за своей школьной одеждой;

  • кто ложится спать в 9 часов;

  • кто смотрит телевизор более одного часа в день;

  • кто составил свой режим дня;

  • кто гуляет на свежем воздухе 2-3 часа в день;

  • кто любит читать лежа на диване;

  • кому интересно было на уроке;

  • для кого урок был полезным;

  • кто любит ходить в школу.

 

2.Игра «Пантомима»

Учитель просит с помощью мимики, жестов, движе­ний показать режим дня, которого будут придерживать­ся ученики

3.Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие к домашним животным, их образу жизни:

барсук;

кролик;

живут в лесу;

о них заботится человек;

петух;

лось;

питаются мелкими животными;

приносят пользу человеку;

живут в поле;

живут в построенных домиках;

не выгоняют осенью на пастбище.

4. Игра «Снежный ком»

Игра проводится со всеми учащимися. Дети по очереди рассказывают о каком-нибудь растении или животном: первый ученик— первое пред­ложение, второй — повторяет предыдущее предложе­ние и озвучивает свое и т.д.

Например:

«Серый журавль — украшение белорусских болот»;

«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица»;

«Серый журавль — украшение белорусских болот. Это красивая птица. У нее длинные ноги» 

5. Дидактическая игра "Да - нет"

Учитель загадывает животное . Дети задают вопросы, на которые учитель может ответить только словами "да" или "нет". НАПРИМЕР: Животное — лось.

Вопросы детей: Ответы учителя:

Это насекомое? Нет.

Это зверь? Да.

Он живет в наших лесах? Да.

Он хищный? Нет.

Он травоядный? Да.

У него длинный хвост? Нет.

Он быстро бегает? Да.

Это лось? Да.

6. КТО ЛЕТАЕТ, БЕГАЕТ, СКАЧЕТ?

Играющие сидят или стоят полукругом, ведущий – посередине, объясняет:»Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руку. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие ( например, кот летает)- тогда руку поднимать не нужно».

 7.БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог говорит : «Я вам расскажу о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются взрослые и дети, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

Педагог. Выпал снег и зацвели подснежники.

Дети. Так не бывает.

Педагог. Почему? Когда идёт снег? Когда цветут подснежники?

В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.

Падают жёлтые листья, дети  впервые пошли в школу.

Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и  т.д.

8. УРОЖАЙ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол , а  кладёт её обратно, и все картинки снова перемешиваются.

Выигрывает тот ,у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.

9.ЛЕСНЫЕ – САДОВЫЕ.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков – не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.

По окончании игры определяется победитель – тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.

10. СЪЕДОБНОЕ И НЕСЪЕДОБНОЕ.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает грибы, если они  съедобные , то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные , то дети не хлопают в ладоши.

Игры для урока математики

1. Логические концовки

Содержание: вооружись логическим мышлением, учащиеся должны закончить  и фразы:

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
Если 2 больше одного, то один... (меньше двух).
Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая... (слева).
Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).

2. Цепочка логических мини-задач:

• Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,

2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5 птиц).

• Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котят. Сколько ног было на мельнице? (Две ноги. У кошек — лапы).

• 3 брата по одной дорожке бегут. 1 впереди, а 2 позади: эти 2 бегут, но никак переднего догнать не могут. (Колеса детского велосипеда).

• Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины леса, дальше он уже выбегает из леса).

• У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (Одна).

• Летело 3 страуса. Одного охотник убил. Сколько их осталось? (Страусы не летают).

• Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков? (13 рублей)

3.Математические фокусы

1. Попросите кого-нибудь загадать любое число, затем отнять от него 1, результат умножить на 2, из произведения вычесть задуманное число и сообщить вам результат. Прибавив к нему число 2, вы отгадаете задуманное.

2. Умножьте число вашего рождения на 2, прибавьте 5, умножьте на 50 и прибавьте порядковый номер месяца. От того числа, что получилось отнимите 250 и получите день рождения и месяц.

3. Кто-то задумал число. Вы просите умножить его на 2, затем прибавить к произведению 12, сумму разделить пополам и вычесть из нее задуманное число. Какое бы число ни было задумано, результат всегда будет равен 6.

4.Построение в шеренгу»

Цель: закреплен ие понятий «низкий», «высокий», «справа», «слева», «впереди», «сзади».

Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания:

- Кто в классе самый высокий?

 - Какой по росту Саша? (Саша самый низкий.)

 - Кто твой сосед слева? Справа?

 - Между кем и кем ты стоишь?

 - Шаг вперед сделает Маша.

 - Таня, сделай шаг влево.

 - Сзади Тани встанет Аня, а впереди Сережа.

5. Поезд.

Оборудование: картинки поезда, вагонов, карточки с числами от 10 до 20.

Содержание: на доске поезд, вагоны расставлены в беспорядке. Детям объявляют, что числа заблудились. Дети расставляют цифры, обозначающие числа второго десятка.

6. Математическая рыбалка

Оборудование: рыбки и рыбак

Содержание: играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Решил правильно – поймал рыбку. Кто больше наловит.

Можно примеры писать с обратной стороны рыбок.

7.Математический футбол

Дидактическая цель: формировать навыки сложения и вычитания в пределах  20, 100, 1000 или умножения и деления.

Оборудование: картинки ворот, мячей с примерами.

Содержание: на доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.

8. Бабочки

Дидактическая цель: закреплять приемы прибавления и вычитания.

Оборудование: рисунки бабочек и цветов.

Содержание: на доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям предлагают отгадать на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают примеры на обратной стороне рисунков бабочек и считают его, затем сажают бабочек на цветы.

9. Угадай

Дидактическая цель: закрепить знание состава чисел первого десятка.

Содержание: учитель говорит, что задумала  2 числа, сложила их,  получилось 5. Какие числа сложила? Дети: 0 и 5, 5 и 0, 4  и 1, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2. На первом этапе дети иллюстрируют состав чисел на палочках, на геометрических фигурах.

10. Составим цветок

Оборудование: лепестки с примерами; стебель с листом, на котором число.

Содержание: На доску крепят  стебли с листом. Лепестки лежат на столе. Выходит ученик и берет лепесток, читает пример  разными способами, решает устно и прикрепляет к нужному стеблю. Играют дети по командам: сколько цветов,  столько команд.

Игры для уроков литературного чтения



1. Сочини рассказ»

Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и т.д

Например:

1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»

2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» и т.д

2. «Подбери синоним»

Сначала педагог объясняет ученикам, что одно и тоже явление или предмет можно назвать разными словами. Такие слова, сходные по значению, и есть синонимы.

Педагог: «Заяц трусливый. А как еще можно его назвать?»

Ученик: « Пугливый, боязливый, робкий, несмелый»

Педагог: « Волк злой. А как еще его можно назвать?»

Ученик: «Сердитый, свирепый, жестокий»

Педагог: «Винни Пух смешной. А какими еще словами его можно назвать?»

Ученик: «Веселый, забавный, потешный»

3. “Садко”.

Составь из букв слова новые слова:

Новогородский

4. Подбери пару»

Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец. Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Для пояснения приведу несколько примеров:

Ребенок – дети, человек – …

Маот – отец, дочь – …, бабушка – …

Пустыня – верблюд, тундра – …

5. Игра «Откуда я?».

Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети должны отгадать произведение и рассказать кратко, о чём этот рассказ, или прочитать наизусть стихотворение.

6. Игра «Угадай название сказки».

Пример: «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положим несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы».

(Г.X. Андерсен «Дюймовочка»).

7. Поймай ошибку.

Цель. Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.

Игровое действие. В нашем букваре только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.

Правила игры: учитель читает текст из букваря, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.

8. Разгадай

Цель: формирование темы урока самими учащимися .

Разгадай имена и скажи, что их объединяет?

Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.

(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)

Как вы думаете, что мы будем читать сегодня на уроке?

9. Игра « Вот иду я и вижу…»

Учащемуся дается карточка с картинкой животного и текстом, прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам. Не называя животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить, что название животного произносить нельзя!

Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)

Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. ( Красный волк)

Гуляю я как-то в горах и вижу… жителя гор. Обычно он проводит время на высоте 2000-3000 метров. В теплую погоду забирается даже под « крышу мира» - на 6000 метров. ( Снежный барс)



10. Узнай сказку”.

- По опорным словам, определи название сказки. “Чудесный мир классики”

Музыкант невеста мать сестра

Кобылица царь братья

Королевич царевна царица богатыри

-Внутри мешочка ощупайте предмет, назовите его, а затем достаньте. Угадайте, из какого произведения этот предмет.















10