Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Вяземский лесхоз-техникум им. Н. В. Усенко»
(КГБ ПОУ ВЛХТ)
Комплект оценочных средств
для проведения промежуточной аттестации
по дисциплине
Биология
основной профессиональной образовательной программы
по специальности СПО
23.02. 04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных машин и оборудования.
Вяземский, 2017 г.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных машин и оборудования. (Базовый уровень) программы учебной дисциплины Биология
Организация-разработчик: КГБ ПОУ Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко
Разработчик(и) Сиренко Г.В. – преподаватели КГБ ПОУ ВЛХТ
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии _________________________________________________________ Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г. Председатель ПЦК ________________________ /______________/ |
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Химия.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена
КОСы разработаны на основании положений: основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных машин и оборудования»
программы учебной дисциплины Биология.
В результате освоения учебной дисциплины Биология обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных машин и оборудования» ( Базовый уровень) следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формой аттестации по учебной дисциплине является Зачет.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов:
-выполнение письменного задания и устных ответов на вопросы;
Оценка освоения дисциплины предусматривает проведение дифференцированный зачет
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины Биология по специальности СПО 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных машин и оборудования»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Варианты к дифференцированному зачету по курсу:
Вариант № 1
Химический состав клетки.
Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Вариант № 2
1.Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.
2. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира.
Вариант № 3
1.Сходства и различия в строении и жизнедеятельности растительной и животной клеток. 2.Зкосистема, её основные звенья. Цепи питания.
Вариант № 4
Деление клетки-- основа размножения и роста организмов.
Загрязнение природной среды, его последствия.
Вариант № 5
Отличительные признаки живых организмов.
Строение животной клетки.
Вариант № 6
Индивидуальное развитие организма.
Фотосинтез. Космическая роль растений.
Вариант № 7
Наследственность и изменчивость—движущие силы эволюции.
Естественные и искусственные экосистемы, их особенности.
Вариант № 8
Доядерные и ядерные организмы.
Биологическое разнообразие, его роль в сохранении устойчивости биосферы.
Вариант № 9
Биологическая природа и социальная сущность человека.
Эволюция органического мира, ее причины и результаты.
Вариант № 10
Питание, его значение в жизни организма. Особенности питания растений.
Естественный отбор—движущая сила эволюции.
Вариант № 11
Биотические связи, их роль в экосистеме.
Роль животных в биосфере
Вариант № 12
Вирусы—неклеточные формы жизни, особенности их строения и функционирования.
Строение растительной клетки.
Вариант № 13
Строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток. Черты их сходства и различия.
Приспособленность организмов к среде обитания—результат эволюции.
Вариант № 14
Многообразие видов—результат эволюции.
Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека.
Вариант № 15
Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения.
Доказательства происхождения человека от животных.
Вариант № 16
Основные методы селекции растений и животных.
Генетика—наука о наследственности.
Вариант № 17
Вид, его характеристика. Многообразие видов.
Законы Г. Менделя.
Вариант № 18
Движущие силы эволюции, их взаимосвязь.
Строение и функции хромосом.
Вариант № 19
Уровни организации живой природы, их характеристика.
Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм.
Вариант № 20
Основные направления эволюции органического мира.
Онтогенез—индивидуальное развитие организма.
Вариант № 21
Экологические факторы, их влияние на организм.
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.
Вариант № 22
Борьба за существование, её виды.
Биосфера—глобальная экосистема.
Вариант № 23
Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Митоз.
Вариант № 24
Клеточная теория строения организмов.
Сходства зародышей человека и других позвоночных.
Вариант № 25
Клетка—элементарная живая система.
Доказательства эволюции.
III а. УСЛОВИЯ
Количество вариантов задания для студентов – 25
Время выполнения задания – 1 час.
Зачетная ведомость (прилагается)
III б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |