СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс "Учитель года 2019" Методический семинар (пояснительная записка)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»

.В.А.Сухомлинский

Конкурсное испытание  "Методический семинар" 

Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Учитель года 2019" Методический семинар (пояснительная записка)»

8


Конкурс «Учитель года 2019»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Тема: «Мотивация учебной деятельности учащихся

на уроках музыки»

Выполнила:

Свинцова Л.Н.,

учитель музыки


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(слайд №1-2-3)

Здравствуйте, дорогие друзья! Уже 25 лет я работаю учителем начальных классов. Со своими учениками мы с большим удовольствием принимаем участие в различных мероприятиях и конкурсах, в том числе и музыкальных. И, так получилось, что более 10 лет назад мне предложили вести уроки музыки в старших классах. В первый момент я растерялась…

Урок музыки – 1 час в неделю. Как в таких условиях открыть ребёнку мир музыки, воспитать человека, который любит и понимает её?

(слайд №4)

В основной школе изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующей цели и задач:

ЦЕЛЬ: Формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования.

ЗАДАЧИ: (слайд №5)

- Применение в обучении и воспитании современных образовательных технологий;

- Организация деятельностного характера обучения;

- Развитие познавательного интереса к предмету через организацию внеклассной работы и повышение мотивации к учению;

- Выстраивание индивидуальной траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка;

- Формирование предметных, метапредметных, личностных результатов;

- Создание условий для проявления и роста музыкально одарённых детей

Основным нововведением стандартов второго поколения является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

(слайд №6)

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества. Именно это составляет сущность регулятивных действий по музыке.

Познавательные универсальные действия включают в себя приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

(слайд №7)УМК?

Я приглашаю вас на заочный семинар, чтобы поделиться своим опытом решения одной из самых актуальных проблем, стоящих перед каждым учителем: как заинтересовать ребёнка предметом, как удержать этот интерес?

Мир музыкальной педагогики для меня открывали концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского, творческая лаборатория Л.В.Школяр, которая работает над решением проблем развивающего музыкального образования детей, а в последнее время программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой.

В ней нахожу теоретическое обоснование того, к чему пришла интуитивно в своей практике. Совершенствовать музыкальное и педагогическое мастерство в настоящее время мне помогает прохождение курсов повышения квалификации по музыке, семинары и мастер-классы, которые мне посчастливилось посещать во время прохождения данных курсов. А так же участие в музыкальных конкурсах и мероприятиях.

Постепенно поняла: мало находиться в пути самой. Нужно создать условия, чтобы дети пошли за мной и со мной. Как сформировать у детей потребность в постоянном саморазвитии, желание идти дальше? С интереса всё начинается, и без него ничего не получится. Я считаю, что нужно создать для ребёнка образовательное пространство (слайд №6), которое окружает его везде: на уроках, внеклассных мероприятиях, дома... В моём случае это пространство музыкальное, и моя задача как учителя – показать ученику возможные горизонты, векторы дальнейшего движения… Дальше ребёнок пойдёт сам.

Современный ребёнок. Какой он? Что он слушает?

(слайд №7)

Под влиянием окружения подросток очень часто ограничивает круг своих пристрастий и ничего не слышит, кроме того, что звучит в его наушниках. Я предполагаю, что это не классика. Скорее всего, это клубная музыка, рэп, R&B, электро-хаус… Моя задача – «снять» с него эти наушники и открыть для него огромный и разнообразный мир Музыки. Приобщить его не только к классической музыке, но и заинтересовать музыкой народной, фольклорной. Показать всю её красоту, глубину и разнообразие.

Ядром музыкального пространства является урок. Импульс любого учебного занятия – мотив. Само это слово очень музыкальное: с мотива начинается мелодия, начинается музыка, начинается каждый мой урок. В течение 12 лет работы учителем музыки я использовала разные приёмы создания учебной мотивации. Предлагаю вам познакомиться с наиболее эффективными и универсальными.

  1. Личный пример учителя (слайд №8).

Главными компонентами урока музыки являются слушание и пение. С музыкальным произведением можно познакомиться двумя способами: прослушать аудиозапись или живое исполнение. Что предпочтительнее? Думаю, все согласны, что если учитель самостоятельно рождает музыку здесь и сейчас, это создаёт интерес, затрагивает струны души ребёнка!

На каждом моём уроке звучит музыка и, безусловно, пение.

  1. Классическое в современном (слайд №9).

Иду от самого близкого детям – эстрады. В программе не предусмотрено изучение эстрадного репертуара. Однако в некоторых шлягерах можно услышать мелодии великих произведений классики: Céline Dion «All by myself» – мелодия из 2 части концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова, Mireille Mathieu « Siempre amor» – мелодия из 1 части Симфонии №40 В.А.Моцарта, Пелагея «Щедривочка» – мелодия «Утра» Эд.Грига (http://desertanna.ru/category/uroki/7-klass).

Кроме того, я уверена, что можно воспитывать музыкальный вкус, потребность испытывать эстетические переживания на лучших примерах эстрадной музыки в исполнении Луи Армстронга, Муслима Магомаева, Эдит Пиаф, Леонида Утёсова, Барбары Стрейзанд, Анны Герман, «Битлз», Фрэнка Синатры, Аллы Пугачёвой, Лары Фабиан, Пелагеи …

  1. Истина и фальшь

Многие ли смогут отличить живое исполнение от фонограммы? Опыт показывает, что нет. Только посещая концерты, где звучит живая музыка, можно ощутить ее энергию, вибрацию, магнетизм. Тогда происходит осознание музыки как искусства, рождённого здесь и сейчас. Зритель становится свидетелем и соучастником этого события.

Продолжая тему, мы неминуемо придём к выводу, что фальшь, обман недопустимы в любой сфере жизни.

  1. Скрещение судеб (слайд №10).

Удивительно, как неожиданно порой переплетаются судьбы великих музыкантов, поэтов, художников и их произведений. Например, великая русская балерина М. Плисецкая мечтала создать образ Кармен на балетной сцене. Она обратилась к своему супругу Р.Щедрину с просьбой написать музыку к балету. Композитор соединил самые яркие номера бессмертной оперы «Кармен» Ж.Бизе, создал оригинальную оркестровку. Так родилась знаменитая «Кармен-сюита».

Русский композитор А. К. Лядов передал своё видение главных персонажей народного сказания с помощью музыкальных средств выразительности. Так родилась симфоническая миниатюра «Кикимора»

Чем больше учитель знает и приводит таких фактов, тем интереснее и ярче становится урок. Невозможно обойти вниманием «скрещение судеб» А.С.Пушкина и М.И.Глинки; В.А.Моцарта, А.Сальери и А.С.Пушкина; С.В.Рахманинова и Ф.И.Шаляпина; И.Ф.Стравинского и С.П.Дягилева и т.д.

  1. Пересечение множеств (слайд №11).

Использование возможностей синтетических видов искусств: кино, балета, театра – на уроке очевидно. А как будет воспринята демонстрация записи выступлений фигуристов? Конечно, она вызовет удивление. Оказывается, их можно и нужно СЛУШАТЬ. В качестве драматургической основы программ спортсмены выбирают лучшие образцы мировой музыкальной культуры. Олимпийские чемпионы 2014 года Т.Волосожар и М.Траньков танцевали под музыку знаменитого вальса А.И.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад», а бронзовые призёры Е.Ильиных и Н. Кацалапов – под великую музыку П.И.Чайковского из балета «Лебединое озеро». Поистине произведениями искусства стали программы таких мастеров, как Н.Бестемьянова – А.Букин на музыку Бородина «Половецкие пляски», Т.Навка – Р.Костомаров, Е.Плющенко на музыку Ж.Бизе «Кармен»…

  1. Погружение в эпоху On-line (слайд №12).

Что общего у музыки и интернета? Отсутствие границ! Интернет позволяет мне заниматься музыкой с детьми дистанционно, вовлекать их в виртуальное общение на предложенные мной и интересующие их темы, мотивировать к выполнению домашних заданий, основанных на возможностях интернета: филармония on-line, обратная связь и т.д.

Часто для мотивации учащихся использую виртуальные экскурсии, в места, связанные с жизнью и творчеством великих композиторов. Это увлечение путешествиями имеет профессиональную направленность: Зальцбург Моцарта; Вена Гайдна, Моцарта, Бетховена, Штрауса; Генуя и Ницца Паганини; Великий Новгород Рахманинова; псковская земля – родина Мусоргского; Клин – последнее пристанище Чайковского; музей-квартира Высоцкого в Москве; многогранный Петербург – колыбель и оплот русской культуры… Впечатления, интересные, неожиданные факты, которых нет в учебнике, позволяют приблизить личность композитора, сделать его образ живым. (http://desertanna.ru/)

  1. О сложном, весело играя

На уроке нет времени на нотную грамоту, но мы пишем ноты по-другому. Я назвала это «сольфеджио без сольфеджио». Ноты на доске рисуем без нотного стана, точками, располагая их выше или ниже относительно друг друга в зависимости от мелодии. Дети интерпретируют эту мелодию на разных инструментах, «читают с листа», как настоящие музыканты. Музыкальный диктант становится игрой, не вызывает страха и отторжения, при этом развивает музыкальное мышление, слух, учит детей следить за движением мелодии.

Понятие «тембр» даю через игру «Узнай меня». Повернувшись лицом к классу, ученик узнает по тембру голоса одноклассников, произносящих одну и ту же фразу (http://desertanna.ru/).

  1. С песней по жизни (слайд №13)

Уроки музыки заканчиваются в 78 классе, но путь ребенка в музыке продолжается во внеурочной деятельности, расширяя его образовательное пространство.

Каждый ученик школы получает первоначальные навыки исполнительского мастерства, участвуя в хоре своего класса (слайд №14). И здесь стимулом к занятиям становятся выступления на праздничных концертах. Например, концерт «День Матери», «9 Мая», «Выпускные вечера», фольклорные праздники Широкая Масленица, Жаворонки и др.

Также дети с удовольствием участвуют в социальных проектах «Твори добро другим во благо», и в благотворительных концертах в КСЦОН т.д. Это дает им возможность не только выразить себя (приобрести опыт публичных выступлений, обрести уверенность в себе, преодолеть страхи и сомнения), но и подарить радость другим (увидеть слёзы счастья тех, кому недостаёт внимания, сопереживания и соучастия).

Дорогие друзья! Затронутая тема вряд ли может быть исчерпана в рамках одного семинара. Предложенные мною приёмы работают на любом предмете, хотя их названия и градация условны.

Меняется жизнь, музыка, дети, побуждая меня постоянно искать новые идеи, методы, формы, приёмы мотивации…

Понимаю простую истину: «Всё, что отдал, – твоё! Всё, что сберёг – потерял!»

Конкурс «Учитель года» – возможность поделиться наработанным и получить мотив к дальнейшему развитию. Этот конкурс стал событием в моей жизни. Я как учитель стремлюсь к тому, чтобы урок музыки для каждого ребёнка становился СОБЫТИЕМ, когда внешний мотив становится внутренним и в конечном итоге побуждает его к созданию событий собственных.

(слайд №15)