В.А. Лобанова
учитель русского языка и чтения
ГКОУ «Перевозская школа-интернат»
Знатоки пословиц
(конкурс для учащихся 5, 7, 9 классов)
Цель: прививать интерес к пословицам.
Оборудование:
- презентация;
- таблички с пословицами;
- иллюстрации пословиц.
I. Организационный момент.
Учитель:
- (слайд 1) Ребята, какую речь приятно слушать? Правильно. Речь грамотную, красочную, выразительную, образную и яркую. Нашу речь такой делают пословицы.
Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. Всегда приятно слушать собеседника, который использует пословицы. Они отражают уровень воспитанности и культуры человека. Недаром говорится, что красна речь пословицей.
(слайд 2) Пословицы – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения.
Они складывались еще до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму – разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах.
Все вы знаете пословицы, поэтому я приготовила для вас конкурс, в котором вы вспомните уже знакомые вам крылатые выражения, а так же познакомитесь с новыми. А темы пословиц разные – дом, труд, учеба, семья, дружба, мама и другие, а все их объединяет – тема Родины.
Учитель: Освежим в памяти пословицы (просмотр презентации, слайды 3-23)
Учитель: Условия конкурса «Знатоки пословиц»: кто больше всех наберет баллов, тот и выигрывает.
II. Представление жюри ______________________________________
III. Задания.
«Закончи пословицу»
(слайд 24-25) Учитель называет первую половину пословицы, а ученики – вторую.
Кто много говорит, (тот мало делает).
Век живи – (век учись).
Один раз соврешь – (другой не поверят)
Книга мала, (а ума придала)
Книги читать – (не в ладушки играть).
Повторенье – (мать ученья).
Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает).
Не спеши языком – (торопись делом).
Сделал дело – (гуляй смело).
Ученье-свет, (а неученье – тьма).
2. «Восстанови пословицу»
(слайд 26-27) Восстанови пословицу по словам, написанным на табличках.
Дело – безделье
Маленькое дело лучше большого безделья.
Лает – кусает
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Руки – скуки
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Труд – лень
Труд человека кормит, а лень портит.
Родина – постоять
Родина –мать, умей за неё постоять.
Труд- рыбка
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
3. Восстановите пословицы. Вставьте нужное слово из скобок. (слайд 28)
Человек Родиной жив, утка – … . (умом, морем, лужей, озером)
Нет в мире краше Родины… .(чужой, нашей, большой, дальней)
На чужой стороне и весна … . (мила, жарче, не красна, не близка)
Без корня и полынь … . (растёт, красива, высока, не растёт)
Береги Родину, как … .(здоровье, зеницу ока, силы, ценность)
Дым Отечества светлее чужого … . (дыма, окна, дня, огня)
В родном краю – сокол, в чужом … . (ястреб, ворона, птица, гость)
Свою землю и табун … . (видит, красит, знает, помнит)
За горами хорошо песни петь, а жить лучше … . (в гостях, весело, с умом, дома)
4. Из слов, написанных вразброс, составьте пословицы(слайд 29)
Родину, цветник, а, любит, соловей, человек
Соловей любит цветник, а человек – Родину.
Труд, бросать, хлеб, не уважать.
Хлеб бросать — труд не уважать.
5. (слайд 30) Расскажите о прямом и переносном значении пословиц:
рассказ о пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
рассказ о пословице «Летом не припасешь, зимой не принесешь».
6. Вспомните пословицы, в которых встречаются цифры 1, 3,7,10. (слайд 31)
И один глаз, да зорок: не надобно сорок.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – три дня.
Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семь раз отмерь - один отрежь.
Десять знающих не стоят одного, который дело делает.
Думай 10 раз, говори 1.
7. Назвать как можно больше тем пословиц. Свои ответы записать на отдельном листе. (слайд 32)
о доброте
о доме
о дружбе и вражде
о здоровье
о лени
о матери
об уме
о правде и лжи
о родине
об ученье
о природе, погоде и урожае
о семье…
8. Определите темы пословиц. (слайд 33)
Кто где родился, там и пригодился.
Труд человека кормит, а лень портит.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Где семья дружна, не страшна беда.
При солнце тепло, а при матери добро.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
9. Соберите части пословиц. Соедините стрелкой начало пословицы с её окончанием. (слайд 34)
Одна у человека родная мать, | не страшно умирать. |
За Родину-мать | мать родимая. |
Родина любимая – | одна у него и Родина. |
Родина – мать, | хлеба не даст. |
Береги землю родимую, | умей за неё постоять. |
Чужбина – не родная мать, | как мать любимую. |
10. Найдите пословицы, зашифрованные в картинках? (слайд 35)
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Волков бояться - в лес не ходить.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
За двумя зайцами погошишься – ни одного не поймаешь.
IV. Рефлексия. Когда вырастешь большой (ая), что отдашь Земле родной? (написать на лепестках ромашки). (слайды 36-37)
Например, посажу много деревьев, буду строить красивые дома и т.д.
V. Подведение итогов конкурса.
Слово предоставляется жюри______________________________________.
VI. Выводы:
(слайд 38) Учитель: Я надеюсь, что ваша речь сегодня приобрела ту народную мудрость, которая заложена в пословицах, стала богаче и выразительнее.
- Какие же народные изречения вы запомнили?
Литература:
Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В.П. Аникина. Москва, Художественная литература, 1988.
В.И. Зимин, А.С. Спирин. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь. «Феникс». Ростов-на-Дону. «Цитадель», Москва, 2006.