13
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сальска
НОМИНАЦИЯ
«Живой символ малой родины».
Тема: «Этот добрый мир животных».

Автор работы:
Новиков Артем Романович
9 класс, МБОУ СОШ №1,
г. Сальск, Ростовская область
Руководитель:
Рассадина Анна Викторовна,
учитель биологии.
2013 год.
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Обоснование проекта………………………………………………………….4
3. Основная часть………………………………………………………………. 5
4. Вывод…………………………………………………………………………..9
5. Примечание…………………………………………………………………...10
5. Список используемой литературы…………………………………………. 14.
Введение.
В наш век больших городов, асфальта и машин мы начинаем забывать, что же принято называть словом «природа». Цветы на окне и рыбки в аквариуме не могут заполнить образовавшуюся пустоту. И тогда мы задумываемся о том, кто мы такие и что связывает нас с тем прекрасным многообразием форм жизни, которая еще сохранилась на земле.
Василий Ватагин: «С глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных. Отвергнуть такое отношение может лишь тот. Кто не знаком с этим миром, не обращает на него внимание. Я не перестаю изумляться перед неисчислимым многообразием форм, всегда неожиданно новых, неповторимых, всегда прекрасных.
Как прекрасны переливы цвета на мехе зверей, на оперении птиц, на крыльях насекомых. Сколько ритма, легкого, быстрого, скользящего. Как художник, я преклоняюсь перед живым миром – мощным проявлением красоты. Как биолог, я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного предшественника человека на Земле. Как человек, не могу забыть той жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации.
Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание детей на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детенышах, на его чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.
Добрый мир животных тонко передает ощущение тепла и сказочности в душах, поэтому многие художники стремятся показать это в своих работах.
Животный мир в произведениях художников всегда добрый, гармоничный, живущий в согласии с природой и окружающими. Трогательное изображение братьев наших меньших вызывает неподдельное восхищение не только у детей, но и у взрослых, видимо, возвращая их в собственное детство, когда у каждого был любимый домашний питомец.
Художники по разному изображают животных: и самостоятельно, и в окружении человека, и в их естественной среде обитания, но все они преследуют одну задачу – передать характер и особенности своего необычного натурщика.
Существует ли «доброе искусство»? «Доброе» в его первоначальном смысле, т. е. «хорошее», «человеческое». Может ли искусство называться так только потому, что помещает в среду своего интереса зверей и окружающий их мир. Наверное, да. И что важно, это доброта не «извне», а заключается в самой способности искусства радоваться не праздничному бытию, а самому его факту.
Природа, животный мир, экология – это понятия единой живой цепочки. Нарушение одного звена нарушает единый ритм всего целого.
Целью моей работы является исследование художественных работ, в которых авторы представляют «Живой символ малой Родины».
Задачи:
Привлечь внимания детей к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.
Выявить детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды.
Объект исследования – художественные работы.
Предмет исследования - анималистический жанр в изобразительном искусстве.
Методы исследования – анализ сюжета композиции, художественных приемов и методов, представленных в работах.
Гипотеза - может ли быть представлен на языке живописи живой символ малой родины.
Основная часть
Многие художники это понимают, поэтому показывая красоту природы, особенно животных, птиц, подчеркивают значимость этого мира для гармоничного сосуществования природы.
Животное, как толкуют словари, это «всякая особь, одаренная жизнью».
Животные в произведениях мастеров живописи и графики – это знакомство зрителей с представителями конкретного вида. Он наделен характером, средой, а главное передается отношение определенного художника к выбранной теме.
По разному представленный один и тот же персонаж обогащает представление зрителей, удачная работа, запавшая зрителю в душу, закладывает в нем любовь к изображаемому объекту, и уже находясь на природе, человек по другому ведет себя: не пытается разрушить, а наоборот бережет и созидает. Это и есть цель художника: достучаться до сердца и разума человека.
У птиц и животных свой мир, свои представления о месте, где они живут. Как и человек, они передают свои навыки детям. Если вы в неволе вырастите вороненка, а потом выпустите его на волю – он погибнет с голоду. Родители обязательно должны научить детей, где и как добывать пищу. Кто друг и кто враг, познакомить с миром, в котором живут.
Художники, которые посвятили свое творчество миру животных прекрасно понимают, что у каждого их четвероногого героя свой индивидуальный характер и нрав. В каждой группе есть свой забияка. Животные эмоциональны. Пластика животных удивительна, подвижна, изменчива. Малейшее движение рождает новые неожиданные образы.
Одни художники работают в заповедниках, другие большую часть года проводят в походах и наблюдениях за животными. С блокнотами и карандашами забираются в глухие уголки тайги и на скалы птичьи поселений, ходят по лесу, бывают в степи. Потом эти путешествия превращаются в интересные живописные сведения о повадках птиц и зверей, в поэтические отношения к природе своей страны.
Так, например, ростовский художник Владимир Бегма предпочитает рисовать животных в зоопарках, заповедниках. В. Бегма родился в д. Львовка Омской области. Много работает в области станковой графики, его излюбленные темы – животный мир и природа Дона, иллюстрирует книги, связанные с этой тематикой. Учился в Ростовской худучилище им. Грекова, окончил Московский полиграфический институт. В его папках сотни набросков, тщательных рисунков птиц, зверей, деревьев, растений, цветов, в которых он внимательно разбирает пластику каждой веточки, детали. Он не просто наблюдает, а изучает и пытается выразить условным языком искусства все, что видит, чувствует и любит в природе.
В. Бегма говорит, что цель художника - постичь природу. Красота вокруг нас. Надо учиться видеть ее. В природе на каждом шагу шедевры: растения, небо, земля, вода, животные, птицы.
Задача художника - сфокусировать внимание зрителя на какой-то форме, ситуации, явлении. Огромная работоспособность и влюбленность в окружающий мир делают работы В. Бегмы все более заметным явлением художественной жизни.
Работает в технике литография. (Подробнее о технике смотреть в примечании)
«Литография обладает богатейшими изобразительными возможностями, - говорит художник, - черное, белое, серебристое, разность фактур, пятно, штрих. Эта техника позволяет вносить изменения в процессе работы на камне, при печати можно варьировать насыщение краской, разные сорта бумаги дают разный эффект. Литография - моя техника».
Работы «Волчата», «Зайчата», «Дрофа». В творчестве Бегмы привлекают его тонкое знание донской природы. Ее растительного и животного мира, умение поэтически видеть и отражать сложный мир взаимоотношений человека и окружающей природы.
Тема защиты природы – одна из главных для художника и со временем она занимает все большее место в его творчестве.
У Бегмы есть цикл работ «Мир твоему, Земля, большому дому», о котором он говорил:
«Животные, люди – все это едино. И человек только добрее бы стал. Мудрее, если бы чаще видел животных в природе, рядом с собой. Наблюдать животных в природе – редкое счастье, и с каждым годом оно все менее доступно человеку».
Картины «Енот», «Телята». Художник изображает животных, которых хорошо знает. В его папках сотни набросков, тщательных рисунков деревьев, растений, листьев, цветов, в которых он внимательно разбирает пластику каждой веточки. Листочка. Он не просто наблюдает, а изучает и пытается выразить условным языком искусства все, что видит, чувствует и любит в природе.
Бегма стремится точно и правдиво воспроизвести облик животного, изобразить его в привычной для него обстановке. Героями становятся и домашние животные, живущие с человеком и занимающие важное место в его повседневной жизни.
Художник много рисовал и хорошо знакомых, и всяких экзотических животных. В технике литография делал неповторимые портреты зверей. Птиц, композиций с цветами и травами. И в его работах присутствуют смелые композиционные находки, обаяние и тайна любого живого существа, умение сделать его интересным, своеобразным, запоминающимся для зрителей всех возрастов.
Животные по своей природе очень осторожны и пугливы. Если долго и пристально на них смотреть они начинают беспокоиться, могут спрятаться или вовсе уйти. Поэтому рисовать надо импровизационно – в два-три штриха, схватывая основное в характере своего героя, стараться зафиксировать именно те движения, которые необходимы для задуманной композиции. Произведения В. Бегмы учат зрителей любить окружающий мир во всех его проявлениях.
В фондах музея представлена и анималистическая скульптура.
( Подробнее об анималистическом жанре см. в примечании).
Классиком анималистического жанра по праву считается один из выдающихся анималистов 20в. скульптор, график и живописец В. Ватагин. У него прослеживается интерес именно к дикой природе. Он говорил своим ученикам: «В образе животного можно выразить скромность, нежность, трогательность. Серьезность и сосредоточенность, грусть и тоску, радость и ярость. Образ может быть грозным и гордым. Трагическим и героическим».
Его персонажи вызывают чувство сопереживания, требуют чуткого внимания. Работоспособность, внимательное изучение натуры, столь характерные для мастера, в каком бы направлении он ни работал, реализовались в создании произведений, занявших достойное место в этом сложном и достаточно редком жанре изобразительного искусства.
Стремление скульптора запечатлевать животных в естественном окружении сказывается и на оформлении постамента. Если одни художники придают постаментам предельно абстрактную форму, то у Белашовой «Дрофа» они превращаются как бы во фрагменты окружающего мира. Камни, кусты, трава, изгороди являются непременными атрибутами его скульптурных групп.
Имя А. Марца на слуху у многих любителей анималистической скульптуры. Своим основным материалом он избрал металл, постоянно обновляя приемы и стилистические методы его обработки, совершая интереснейшие находки в области композиции, декоративного ритма, картинной цельности скульптуры и мелкой пластики. В музее есть его работа «Носорог», поступившая в фонды в первой коллекции.
В фондах музея большая коллекция животных представлена в декоративно-прикладном искусстве.
Это Л. Дубовик «Повезло».
Это Богородская деревянная (без автора) – жанровые сценки с медведем и зайцем.
Глиняные игрушки: Дымковская: Ев. И. Лукьянова «Наседка», «Олень», «Лиса», «Петух», «Конь».
Алдохина «Баран», «Лошадка», «Птичий двор», «Коза», «Собака», «Лиса».
В. Ф. Шевелев «Мужик с рыбой и поросенком», «Собака с игрушкой».
Плешковская: А. В. Фролова «Петух», «Курица».
Каргопольская: В. Д. Шевелев «Ворон».
Примечательны композиции простые и многофигурные, на темы из жизни животных и сельского быта. Фактически за каждой из хранящихся в музее работ можно увидеть преемственность поколений, разглядеть многодневный кропотливый труд мастеров, почувствовать душу самого, например, богородского промысла. Музейный статус этих предметов очевиден. Их художественно-профессиональным уровнем стоит гордиться не только на уровне п. Богородский, но и на историко-культурном уровне страны. Отрадно осознавать, что когда то начавшись как детская забава, богородская кукла стала предметом исследования специалистов-искусствоведов в области декоративно-прикладного искусства, а многочастные композиции ( с ручной механизацией) превратились в сферу собирательства для коллекционеров.
Заключение.
Мир природы конечно гармоничен, красив, но хрупок. Баланс в равновесии между растительным и животным миром нарушается в основном по вине человека, его неразумным использованием природных ресурсов, технических достижений. Сохранить красоту и целостность природы, и донести это совершенство окружающего нас мира до зрителя пытаются в своих произведениях художники. Они видят мир таким, каким он и должен быть.
Вывод.
Среди конкретных мер, предлагаемых ныне для предотвращения экологического кризиса, таких, как налаживание безотходных производств, конструирование двигателей с минимальным выбросом загрязнителей и т.п., фигурирует также сохранение эстетической ценности ландшафтов и уголков природы. Нетронутая природа с изначальных времен выступала эталоном естественного и прекрасного в художественном творчестве.
Примечание
Литография.
Что такое за техника? Литография происходит от двух слов: «литос» - «камень» и «графо» - «пишу». Ее изобрел Алоизий Зенефельдер в 1798 г. в германии, им же в 1806 г. в Мюнхене была открыта первая мастерская.
Для изготовления печатной формы основой служит специальный камень, разновидность плотного известняка. Толщина камней, необходимых для работы от 5 до 15 см. Месторождения литографических камней имеются в Грузии, Абхазии, близ Новороссийска, в районе Подольска.
Со временем вместо литографического камня стали на том же принципе плоской печати использовать и металлические пластины: цинковые и алюминиевые. Конечно, они намного уступают литографическому камню в художественных возможностях. Однако, за неимением камня, изготовить авторскую печатную форму можно и на металлических пластинах.
Анималистический жанр.
Что это такое? В скульптуре вплоть до 19 в. не существовало мастеров, которых можно было бы с полным правом назвать анималистами. Встречались отдельные изображения животных и птиц в монументально-декоративной пластики того времени (скульптурном изображении садов, парков, фонтанов).
В начале 19 в. ситуация изменилась. Развитие естественных наук подготовило почву для рождения одной из основных теорий прошлого столетия – теории эволюции Ч. Дарвина. Она совершила в сознании людей переворот по отношению к животным. Их стали изучать – и животный мир предстал перед людьми во всей сложности отношений и бесконечном многообразии характеров.
Не остались в стороне от этого процесса и художники. В 1831г. французские скульпторы выставили в парижском художественном салоне небольшие фигуры животных из бронзы. Это было неожиданно и даже вызывающе – до этого момента в салонной пластике животные появлялись лишь тогда, когда этого требовал мифологический и литературный сюжет. Один из критиков иронично назвал отважных скульпторов «анималистами», не подозревая о том, что дал название целому скульптурному жанру.
Картины ростовского художника Владимира Бегма.
(техника литография)

художник Владимира Бегма «Дрофа».
художник Владимира Бегма «Лосенок».

художник Владимира Бегма «Лисенок».