Организационный этап | - Добрый день, уважаемые родители! Я рада Вас видеть. Чтобы определить тему нашей встречи, прослушайте притчу: «Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать? - Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня. - А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт. - Нет, - говорит, - в этих местах волков. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое. Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила». Как вы думаете, о чём эта притча? - Как вы думаете, какая тема собрания? О чём будем говорить? (слайд) - Тема нашего родительского собрания «Детская ложь: способы профилактики» Исходя из темы, какой проблемный вопрос мы можем поставить? Какие задачи мы должны поставить чтобы ответить на проблемный вопрос? я определила следующие задачи: Этот вопрос актуален, поскольку ложь проявляется не только со стороны взрослых, но и со стороны наших детей. Узнать про детскую ложь; рассмотреть причины детской лжи; узнать о способах ее профилактики. | Беседа Рассуждение над темой Выявление проблемного вопроса называют задачи |
Содержательный этап | Как вы думаете,что же такое детская ложь? Предлагаю вам посмотреть видеоролик Почему дети начинают лгать? что на это влияет? - Предположите причины детских обманов. Давайте с вами рассмотрим причины(слайды) 1)Ложь в этом случае используется либо для сокрытия действий ребёнка, которые были направлены на получение удовольствий, оказавшихся под запретом родителей, либо сокрытие оплошности. Данный вид лжи встречается в семьях, где запреты и наказания как форма общения преобладает над диалогом в общении с ребёнком. 2) Например, ребёнок говорит неправду о том, что сделал все уроки, для того, чтобы получить разрешение пойти гулять. 3) В основе данного вида лжи – стыд, осознание ребёнком неправильности своего поступка. Как правило, ребёнком в данном случае руководит стремление защитить себя, сохранить положительное отношение к себе. 4) Этот вид лжи встречается в случае чрезмерной опеки детей со стороны родителей, когда последние лишают ребёнка права на приватность своего внутреннего мира. Ребёнку нужно иметь возможность самому подумать о своих переживаниях, осмыслить их без внешнего вмешательства. Настойчивость родителей в этом случае может привести к тому, что ребёнок предпочтёт промолчать о своих проблемах, чем пустить в свой внутренний мир взрослого. 5) Желание выглядеть в глазах других людей более важными и привлекательными. Необходимость врать ребенок испытывает из-за чувства ревности или соперничества, потребности в большем внимании и одобрении. Если родители слишком требовательны к ребенку, если ему все время дают понять, что он не оправдывает ожиданий, то он начинает чувствовать себя неудачником, нелюбимым, отверженным и пытается привлечь к себе внимание, повысить свою значимость всеми возможными способами, в том числе и ложью. 6) Обычно возникает в подростковом возрасте. Мотив лжи – бросить вызов чужой власти. Удачная ложь, когда взрослые подозревают обман, но не могут ничего сделать, утверждает ребёнка в осознании собственной силы. В младшем возрасте этот вид проявляется как поддразнивание и розыгрыш взрослых. Ребёнок, «загнанный в угол» постоянными неудачами, равнодушием, пренебрежением и агрессивностью окружающих, со временем сам становится агрессивным. Он начинает лгать, чтобы дать выход своей враждебности, а не из страха наказания. Попрошу Вас пройти тестирование: - Внимательно посмотрите на свои ответы и подумайте, влияете ли Вы на своего ребёнка, обманывая его? - Какова Ваша реакция, если Вы узнаете, что Ваш ребёнок обманул? - Мне было важно услышать Ваше мнение. Как же вести себя родителям с увлеченным во лжи ребенком? (слайды) (работа в парах) Уважаемые родители, вам предлагаются для рассмотрения и обсуждения различные ситуации, взятые из жизни, в которых ребенок обманывает взрослого., т.е. вопрос о том, что, ребенок этого не делал не стоит. Мы берем ситуации в которых ребенок действительно врет. У нас 5 ситуаций. Каждой подгруппе я даю лист с ситуацией для рассмотрения. Вы внимательно читаете и обсуждаете в парах. Вам нужно ответить на два вопроса: 1. В чем на ваш взгляд причина такого поведения ребенка? 2. Как разрешить данную ситуацию? 1. Ребенок съел конфеты, а фантики засунул в карман младшему брату. Вам говорит, что он конфеты не кушал… 2. Ребенок принес из детского сада чужую игрушку. Вам он говорит, что игрушку подарил ему друг… 3. Ребенок рассказывает в гостях и в детском саду небылицы о том, что происходит у вас дома… 4. Ребенок на прогулке порвал джинсы и испачкал куртку, играя возле кустарника. Вам он рассказал что его толкнул мальчик… 5. Ребенок не хочет идти в детский сад, так как не выспался. Вам он говорит, что плохо себя чувствует и болит живот… | Проговаривают что это такое Просмотр видеоролика Родители проходят тестирование Парная работа для родителей |
Итог собрания и рефлексия | - Какой вывод Вы можете сделать исходя из нашего собрания? Наша встреча подходит к концу. Я предлагаю Вам закончить следующие фразы «Сегодня я узнал...» «Мне понадобиться...» «Буду использовать...» Наши дети – это повторение нас самих. И никогда нельзя забывать – от того, насколько честны и искренни вы сами, и насколько доверительные отношения между вами и детьми, будет зависеть и то, насколько ваш ребенок будет с вами правдив. Если вы будете это помнить, то вам никогда не придётся ломать голову над тем, как отучать ребенка врать. В итоге нашего собрания мне хочется раздать вам рекомендации на тему: “Детская ложь: способы профилактики”, о которых было сказано выше. Думаю, что вам будет над чем поразмыслить, прочитав эти советы | Родители озвучивают свои выводы Каждый родитель дополняет фразу своими мыслями |