Просмотр содержимого документа
«Конспект как жанр речи: построение и содержание»
Урок 7
Тема: Конспект как жанр речи: построение и содержание
Цели:
1. Актуализировать знания учащихся о ключевых словах и предложениях текста. Ознакомить с понятием «конспект». Формирование представления о своеобразии и назначении конспекта как жанра речи, особенностях его содержания и построения, разновидностях конспекта (плановый, опорный, произвольный).
2. Формировать умения создавать плановый и опорный конспекты, использовать при конспектировании средства подчеркнутой логичности. Совершенствование умения выделять главную и второстепенную информацию в тексте.
3. Воспитывать речевую культуру.
Этапы урока
Организационный момент
II. Анализ проверочной работы. Работа над ошибками
III. Объявление новой темы
— Что мы можем узнать и чему научиться на уроке?
IV. Работа с учебником
1. Упр. 34 на с. 22. Запись в тетради.
Конспект – краткая запись, изложение содержания какого-либо текста (книги, статьи).
В конспекте кратко передаётся самая важная, главная информация + ценная или интересная для того, кто составляет конспект.
Не конспектируется второстепенная (не главная) информация: длинные пояснения, повторение, примеры.
Конспект называют текстом для себя, потому что конспектируется информация, ценная или интересная для того, кто составляет конспект. Конспектирующий использует сокращения слов, зачастую понятные только ему.
Конспект может быть сделан в виде:
плана и пояснений по каждому пункту плана;
отрывков текста из конспектируемого источника (цитат);
схемы;
план + цитаты + схемы = конспект в свободной форме.
2. Упр. 35 (устно).
3. Чтение правила на с. 23.
4. Упр. 36 (работа над плановым конспектом).
Стиль речи: научный стиль. Трудные слова: совокупность, узловые разделы.
Физкультминутка
4. Упр. 37 (этимологическая страничка, составление словосочетаний).
Словосочетания: конспектировать текст, законспектированная лекция, опытный конспектирующий.
5. Упр. 38 (работа над опорным конспектом).
6. Выпишите из любого школьного учебника пример использования речевых и графических средств выделения главной информации.
V. Подведение итогов урока
— Как отличить главную информацию текста от второстепенной?
— Каковы признаки выделения главной информации?
VI. Рефлексия
— Что вызвало у вас наибольшие затруднения при составлении планового конспекта?
VII. Домашнее задание
§ 6. Упр. 39 (п.2 письменно).
§ 6. Составить плановый или опорный конспект теоретического материала из учебного пособия по русской литературе (по указанию учителя) с. 11-14