Классный час на тему толерантности «Мы вместе»
I. Вступительное слово.
- Здравствуйте, ребята! Позвольте мне начать нашу беседу со стихотворения…
ОДА ТОЛЕРАНТНОСТИ
Очнитесь, люди! Мы же все равны!
Душа ведь не имеет цвета кожи.
Мы – граждане одной большой страны.
Земля ей имя. Нет ее дороже.
Но черной полосою пролегло
Неравенство меж общею судьбою,
Единства солнце так давно зашло,
И друг на друга мы идем войною.
Мы старикам руки не подадим
И слабого унизить только рады,
Из нас ведь каждый кем-то нелюбим
За добрые дела мы ждем награды.
Проснитесь, люди! Затянулся сон.
Не поздно ведь, пока планета дышит.
Сердца пусть наши бьются в унисон,
Давайте свет дарить всем, кто не слышит!
Терпимы будьте к тем, кто не такой,
Позвольте им хоть чем-то отличаться
На предрассудки все махнув рукой,
Учитесь вы различий не бояться.
Вы станьте толерантнее, добрей,
Без злобы и вражды на мир смотрите,
Носите гордо звание людей,
Его своею жизнью заслужите!
Автор: Е. Андрианова
II. Беседа «Что такое толерантность?»
Самые внимательные дети, наверное, обратили внимание на слово, значение которого не совсем понятно. Не так ли? (толерантность) Правильно! Это слово «толерантность». И сейчас мы попытаемся понять, что же это такое.
- Представьте себе, что ваш друг потерял билет на спектакль и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.
- А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)
- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)
- Да, я тоже буду им сочувствовать.
Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему в наше время происходит рост агрессивности, конфликтов, преступности?
Ежегодно 16 ноября отмечается День толерантности. А появилась эта дата в 1995 году по инициативе ЮНЕСКО, в результате принятия Декларации принципов терпимости.
- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)
Быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
1 Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.
Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.
Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
2 В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!
Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!
Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!
3.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
4.Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, Любовь в своем сердце хранить!
III. Закрепление понятия «толерантность».
- Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. Посмотрите на доску. Выберите из предложенных те качества, (терпимость, бессердечность, конфликт, сострадание, прощение, вспыльчивость, желание что-либо делать вместе, милосердие, злорадство, ложь, сотрудничество, уважение прав других, раздражение, принятие другого таким, какой он есть, зависть) которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)
- Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение, … - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.
3. Решение проблемных ситуаций.
- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
- Все ли можем спокойно выслушать друг друга?
- Поддержать в трудную минуту?
- Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
- Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
- Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки? (обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся).
- Давайте рассмотрим еще одну ситуацию.
- Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как вы поступите в этой ситуации?
Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным не своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.