СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа в 1 классе «Учимся понимать друг друга»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Расширять знания детей о правах человека;
  • Познакомить с понятиями физическая и эмоциональная (душевная) боль, учить, при этом, различать ощущения;

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа в 1 классе «Учимся понимать друг друга»»


МБОУ «Волковичская основная школа»











Конспект классного часа

в 1 классе

«Учимся понимать друг друга»











Учитель:

Федорова Наталья Анатольевна














Цели и задачи:

  • Расширять знания детей о правах человека;

  • Познакомить с понятиями физическая и эмоциональная (душевная) боль, учить, при этом, различать ощущения;

  • Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние, развивать умение изменять внутреннее состояние ребенка, освобождать сознание от негативных переживаний;

  • Упражнять в выражении чувств при помощи жестов, мимики, речи;

  • Воспитывать чувство сострадания к больным и физически нездоровым людям, умение оказывать им помощь;

  • Активизировать речь детей: использовать в речи слова, выражающие чувства человека; понятия любовь, взаимовыручка, взаимопомощь, понимание, сочувствие, сострадание.



Предварительная работа: тренинг эмоций, игры – упражнения «Что могут глаза», «Чей ребенок», «Собери дом», чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, беседы о добре и зле, о радостном настроении, рисование рисунков и эмоций.


Оборудование:

  • Магнитофон, записи, пиктограммы, сюжетные картинки, схемы, солнце, туча, цветы;

  • Картинки девочек

  • Костюм медвежонка, бинт;

  • Книга «Права ребенка»»

  • Плакат «Права ребенка»;

  • Два правовых знака, сюжетные картинки с этими знаками, кукла-собака;

  • Фотоаппарат, картинки – фото на каждого ребенка.



Методы и приемы:

словесные: объяснение слов: милосердие, физическая и душевная боль, настроение, называние слов, обозначающих чувства человека; использование художественного слова, решение проблемных ситуаций.

игровые: игра – упражнение «Какое настроение», словесная игра «Назови ласково», «Что нужно человеку», использование куклы – собаки из кукольного театра, сюрпризный момент, игровые ситуации, детская игра «Обозначь знаком».

практические: тренинг эмоций, обозначение настроения, оказание первой помои, выражение чувств руками.

наглядные: использование пиктограмм, сюжетных и предметных картинок, правовых знаков, книги «Права ребенка».



Ход классного часа:


Учитель: Ребята, когда вы шли в школу, заметили какое сегодня утро?

Дети: Воздух чистый и свежий, солнце яркое и лучистое, небо лазурное.

Учитель: Да, дети, сегодня солнечный день.

А какое настроение у вас в это чудесное утро?

Дети: (ответы).

Учитель: Настроение – это то, на какое эмоциональное состояние мы настроены. Оно может быть радостное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. И тогда настроение похоже на солнце (схемы).

А может настроение быть очень грустное, хмурое, на глаза сами собой, словно капельки дождя набегают слезы и похоже это настроение на дождь (показывает тучку).

А если настроение, с середины на половину спокойное. Хочется посидеть, подумать или тихо поиграть, почитать, то это настроение похоже на солнце из-за тучки (показывает схему).

А сейчас, дети, поместите каждый свой цветок в зависимости от настроения.

(Дети вставляют цветы и садятся за столы).


Учитель: Настроение меняется в зависимости от радостных или грустных событий. Угадайте, какое настроение на картинках и обозначьте их схемой эмоции. (Детям предлагаются карточки с изображением лиц сказочных героев в разном настроении. Дети обозначают его пиктограммами).

Учитель: Молодцы, дети, все правильно. Да, у людей бывает разное настроение. Хотите, что бы у всех людей, которые вас окружают, было радостное настроение?

Дети: Да, хотим.

Учитель: Почему, вы этого хотите.

Дети: (ответы).

Учитель: Но все зависит от нас самих. Есть несколько правил, которые нам помогут.

  • Старайтесь сами быть доброжелательными к людям;

  • Будь всегда веселым, не плачь по пустякам, не капризничай;

  • Не ссорься, старайся помогать друзьям, уступай;

  • Не причиняй боли и обиды другим, тебе ответят тем же.

Учитель: А бывает ведь, что и мы ссоримся? Не правда ли?

Дети: Да, ссоримся

Учитель: А что испытывают те люди, которые ссорятся?

Дети: Обиду, огорчение, боль, унижение.

Учитель: А можно, дети, прожить без ссор?

Дети: Да, можно.

Учитель: Конечно же, можно, только что для этого нужно?

Дети: Делиться игрушками, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать.

Учитель: Да, дети, вы сказали все верно. От того, какой человек, добрый или злой, видно по его отношению к людям. Поэтому нужно быть добрым. А сейчас давайте поиграем в игру «Собери лицо» (проводится игра «Собери лицо сказочного героя»).

Учитель: Дети, а я хочу вас познакомить с двумя девочками – подругами Таней и Катей (показывает на мольберте двух девочек).

Посмотрите на выражение их лиц. Как вы думаете, что случилось?

Дети: (ответы).


Учитель: Да, дети, девочки поссорились. Давайте послушаем их.


Поссорились

1. Мы поссорились с подругой

И расселились по углам

Очень скучно друг без друга

Помириться нужно нам.


2. Я ее не обижала

Только мишку подержала

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»


Учитель: Подумайте и скажите из-за чего поссорились девочки?

Дети: Из-за игрушки.

Учитель: А как могут помириться девочки?

Дети: Дать поиграть мишку, поделиться игрушкой, пожалеть друг друга, прощение попросить.

Учитель: А вот, что сказала Таня:

Дам ей мишку, извинюсь

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

(Учитель меняет лица девочек на веселое).

Учитель: Вот и помирились Катя с Таней. И всем стало хорошо. (Стук в дверь).

Входит больной медвежонок.

Поздоровались.

Учитель: Медвежонок прыгал по дорожке и о камешек поранил ножку.

- Ой, ой, ой! - заплакал медвежонок.

Как же голосок его стал тонок.

Он листочек к ране приложил.

И к нам в школу, ребята, заспешил.

Учитель: Дети, медвежонку больно, как мы можем помочь ему?

Дети: Перевязать лапку, намазать рану йодом, зеленкой, промыть; отвести к медсестре, врачу.

Учитель: Дети, давайте поможем медвежонку. Кто из вас хочет ему перевязать лапу? (Ребенок оказывает первую помощь).

Учитель: Дети. Что почувствовал медвежонок, когда поранил лапку?

Дети: Боль!

Учитель: Дети, боль бывает разная: физическая и душевная. Медвежонок испытал только физическую боль, а мы ему помогли.

А как вы думаете, что еще мы для него можем сделать, что бы скорее зажило?

Дети: Пожалеть, приласкать, обнять, сказать добрые слова.

Учитель: Давайте, дети, утешим нашего гостя.

Дети: Потерпи. Все будет хорошо! Не падай духом! Все пройдет! Возьми себя в руки!

Медвежонок: Все прошло и зажило, хочется плясать.

Учитель: Вот как быстро зажило у медвежонка. Он запрыгал от радости, что боль прошла. Потанцуйте с ним.


Физминутка. Танцы детей.


Учитель: (Показывает плакат).

Дети у каждого человека, который болеет, есть право на первостепенную заботу и помощь. Посмотрите на этот знак. Вот что он означает.

Мы поместим его в нашу книгу. (Включается музыка).


Учитель: Ведь есть люди, которые болеют так, что им необходима помощь других. Это люди, которые не видят и не слышат. Инвалиды – люди, у которых нет ноги или руки, они лишены возможности передвигаться и что – то делать руками без помощи других. И все должны приходить на помощь таким людям, проявляя милосердие.

Милосердие – это готовность помочь кому–нибудь или простить из сострадания и человеколюбия. Только добрые люди способны сопереживать, сочувствовать и помогать.

(Учитель: показывает куклу – щенка).

Учитель: У него грустные глаза. Этот четвероногий друг тоже нуждается в нашей помощи. Вот послушайте:


Меня с утра до вечера

Ругали все вокруг:

«Уйди отсюда, глупый!

Ты больше нам не друг!»

И есть мне не давали

И кто-то пнул ногой,

Но я ведь не мешался, -

И не такой уж я плохой!

(В. Азбукин).

Воспитатель: Дети, что чувствовал пес, когда его обзывали, пинали, ругали, прогоняли.

Дети: Боль и обиду.

Воспитатель: А как вы считаете, это физическая или душевная боль?

Дети: Это физическая и душевная боль.

Воспитатель: Душевную боль испытывают и люди, и животные, когда их ругают, дразнят, когда сердито кричат. А когда еще и бьют, то вдвойне больнее. Я часто слышу, как вы обзываете друг друга – это очень больно и обидно. Давайте назовем собаку ласково, что бы он обиду забыл.

Дети: Друг, собачка, песик, дружок, любимый, хороший, ласковый.

Воспитатель: А еще мы можем нарисовать ему друга.

(Дети рисуют по точкам собаку).

Воспитатель: Вот сколько друзей стало у нашего щенка.

Никто не имеет право унижать, обижать, обзывать другого человека. Вот еще один правовой знак (показывает и вешает).

Это право защиты от физического и психического насилия.

Воспитатель: Мы, дети, познакомились с двумя новыми правовыми знаками. На столах у вас картинки, я буду показывать и называть знак, а вы покажете картинку (игра «Обозначь знаком»).

Учитель: Вот видите как по – разному можно выражать свои чувства: С помощью слов, мимики, а еще с помощью рук, жестов. Наши руки тоже могут говорить. По прикосновению рук можно догадаться, что хочет другой человек.


Учитель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, что сказали руки».

(Дети встают парами и руками выражают свои чувства – ласка, жалость, драчливость, приветствие, ухаживание.)


Учитель: Вот и выразили свои чувства, молодцы, дети. Старайтесь всегда общаться друг с другом вежливо, дружески. Приятно общаться с человеком, который любит людей, улыбается всем. Такой человек всегда красивый, не забывайте об этом. Что же нужно всем людям?

Дети: Любовь, взаимовыручка, понимание, утешение, дружба, доверие, взаимопомощь, уважение друг к другу.

Учитель: Да, дети, вы сказали все правильно.

Учитель: А сейчас улыбнитесь друг другу, а я вас сфотографирую и пусть улыбки друзей останутся на память.


Учитель: фотографирует и раздает фотографии – картинки ребятам.



Литература:


1. Антонов В.В. Изучаем права человека.

2. Усачев А. Приключение маленького человека.

3. Шабельник Е.С. Каширцева Ч.Г. Права на всякий случай.

4. Шабельник Е.С. Каширцева Ч.Г. Права ребена.

5. Шабельник Е.С. Каширцева Ч.Г. Ваши права.

6. Яковлев Ю. Ваши права, дети.