Тема: Звук [а] и буква а.
Цели: учить детей четкому произношению звука; соотнесению звука с буквой и символом; выделению звука А среди сочетаний гласных, слогов и слов; развивать простые формы звукового анализа и синтеза; зрительное восприятие, мышление, память, оптические представления; формировать навыки употребления существительных в косвенных падежах.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять место звука в слове; уметь дописать недостающие элементы буквы; уметь вставлять пропущенные буквы в слово, предложение.
Метапредметные: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логическое мышление; определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно.
Личностные: положительное отношение к обучению; уметь критично оценивать свои действия; уметь действовать по плану.
Оборудование: зеркала (на каждого ребенка); элементы рукописной и строчной букв А; карточки с записью имен для индивидуальной работы; предметные картинки для составления рассказа; демонстрационные картинки, изображающие мальчика и девочку; тетради.
Ход занятия
I.Оргмомент
1.Приветствие логопеда и детей.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Развитие зрительного внимания (задание на раздаточном материале).
Л.: Рассмотрите предложенные картинки и найдите спрятавшуюся букву!
Картинки: аист, стоящий на крыше дома; лесенка с одной перекладиной; клоун, широко расставивший ноги (все изображения напоминают букву А).
5. Сформулировать и записать на доске тему занятия.
II. Основная часть
Произнесение звука А. Соотнесение звука с буквой. Соотнесение с символом и артикуляционной моделью.
Выделение звука А на слух:
а) из ряда гласных - у, а, о, ы, и, а, у, э, а;
б) из сочетания гласных - ау, ао, ау, иа, оэ, ыа, аы;
в) из слогов - ам, ув, ор, ип, ак, уф, эт;
г) из слов - азбука, аист, уха, уши, астры, зонт, дым, шум,дыра.
При работе можно использовать звуковые линейки или звуковые схемы.
3. Развитие зрительного восприятия и оптических представлений.
Л: К нам на занятие спешила буква А. Но по дороге с ней случилась беда - она рассыпалась. Соберите букву.

4. Припоминание и дифференциация мужских и женских имен. Закрепление норм орфографии.
Л: Вставьте пропущенную букву А и прочитайте имена, записанные на карточках. Помогите девочке и мальчику разделить их на две группы: мужские и женские. (Логопед выставляет на доску изображение мальчика и девочки.)
Запись на карточках:
_нтон _ртур
-ртём _лл_ _гриппин_
_лён_ _лексей _ня
5.Соотнесение слов со звуковой схемой. Развитие логического мышления (задание 2.).
Девочка и мальчик принесли картинки с предметами, а также загадки про эти предметы. Отгадайте загадки. Определите наличие и место звука А в каждом слове. Запишите слова в три
столбика, соответственно схемам.
__н_ст_сия _лекс_ндр ндрей
Рыжий хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко Ну, конечно, это ... (белка).
Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост,- ее краса. Это кумушка-... (лиса).
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. На носу повисла капля. Ну конечно, это ... (цапля).
Полосатая лошадка –
Вся как детская тетрадка.
Нет ни кляксы, ни пятна.
В Африке живет она. (Зебра)
Лежит пузан на сельской грядке,
Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина).
6. Физминитка.
Пальчиковая гимнастика.
7. Развитие звукового анализа на уровне предложения. Работа в теради.
Л: Девочка и мальчик записывали предложения.
Они пропустили в словах букву А. Посмотрите, что у них получилось. Помогите им: вставьте в слова букву А и прочитайте предложения.
Запись на доске:
М м купил в м г зине в ту.
Около дом стоит втомобиль.
Соб к сидит около будки.
В з боре был огромн я дыр у
Запишите предложения в тетрадь, подчеркните все буквы а.
III. Итог занятия. Рефлексия.
Л: -Назовите тему сегодняшнего занятия?
-Расскажите о звуке занятия?
-Какое задание вы запомнили?
-Какое настроение было у вас на занятии?