Конспект логопедического занятия.
Тема: Семья.
Тип занятия: подгрупповое.
Вид занятия: лексико-грамматическое.
Цель: Обучение составлению рассказа по картинке, обеспечение целостного восприятия картины.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: формировать словарь по теме «Семья» (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка). Уточнять и расширять представления о семье и о ее составе.
Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развивать творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Ресурсы: семейные фотографии детей, картинка «семья», предметные картинки с изображением членов семьи, индивидуальные тетради, цветные карандаши, индивидуальные зеркала по количеству детей, логопедическая кукла бегемотик Жужа.
ВВОДНЫЙ ЭТАП
Логоритмика (с мячом)
Назови ласково:
Мама-мамочка, мамуля
Папа-папочка, папуля
Деда-дедушка, дедуля
Сестра-сестричка, сестренка
Брат-братик, братишка
На место сядет тот, кто скажет кем работает его(ее) мама (папа).
ОСНОВОНЙ ЭТАП
Общая артикуляционная гимнастика.
Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, правильно сесть и приготовиться к выполнению упражнений.
2. Дидактическая игра «Кого нет дома?»
Пракическое образование родительного падежа существительных без предлога.
Выставляет картинки, дети их называют:
- Мама, папа, бабушка, дедушка.
- Папа ушел на работу. Кого нет дома? (- Папы)
- Мама ушла в магазин. Кого нет дома? (- Мамы) и т. п.
3. Дидактическая игра «Мой, моя, мои».
Использование в речи местоимений.
Детям показываются картинки, на которых нарисованы члены семьи, и спрашивается каждый ребенок:
- Чья мама?
- Чья бабушка?
- Чей папа?
- Чей дедушка?
- Чьи родители?
- Чей братик?
- Чья сестренка?
4. Усвоение понятия «имя, отчество».
У каждого взрослого есть имя, отчество. У ваших мам и пап, бабушек идедушек тоже есть имя и отчество. Как зовут твою маму по имени и отчеству (папу, бабушку, дедушку).
5. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама.
А вот этот пальчик я.
Вот и вся моя семья!
Пальцы правой руки (затем левой) сжаты в кулак. Поочередное разгибание пальцев сначала правой, затем левой руки, начиная с большого пальца. На последней строке сжимание-разжимание пальцев.
6. Дидактическая игра «кто большой, а кто маленький»
Мама и ты. – Мама большая, а я маленький.
Ты и папа. – Я маленький, а папа большой.
Ты и братик. – Я большой, а братик маленький и т. д.
7. Рассказ по сюжетной картине «Семья».
«Это дом. Здесь живет семья: мама, папа (это родители детей); бабушка и дедушка (это родители мамы и папы; братик и сестричка (это дети мамы и папы и внуки для бабушки и для дедушки).
Папа читает газету, мама шьет на машинке. Дедушка чинит велосипед. Бабушка вяжет носки. Братик делает уроки. Сестричка играет с игрушками. Эта семья дружная.»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ)
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось. Можно предложить детям оценить работу друг друга.