Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему «Зима»
Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах
Задачи:
- активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.
- развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима»).
- совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словообразования
- развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти
- развитие речевого слуха.
- развитие зрительного анализа и синтеза.
- развитие диалогической речи
- развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
- совершенствование образования глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
- образование относительных прилагательных и уменьшительно-ласкательных форм существительных
Ход занятия:
Логопед: Ребята, я сейчас загадаю загадку. Отгадайте её.
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на занятии? (о зиме)
Давайте вспомним признаки зимы (земля покрыта снегом, на улице холодно, часто бывает мороз, стужа, вьюга, метель, реки и озёра замерзают, на дорогах гололедица, люди тепло одеваются).
Логопед: Молодцы, ребята! Послушайте следующие загадки:
1.Загадки
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Зацепилась за карниз
И растет, как шишка, вниз. (Сосулька)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. (Метель)
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый, лежит возле хаты.
Лежит всю зиму - никто не поднимет.
Весна придет - он сам уйдет. (Сугроб)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …(Снежинки)
Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру - зимняя подруга,
Наметет сугробы... (вьюга)
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние... (метели)
Заметает в парке тропы,
Собирает снег в сугробы.
Кто же эта незнакомка,
Догадались вы? (Позёмка)
Ребята, вы - большие молодцы! А теперь давайте вспомним зимние месяцы.
Из трёх зимних братьев,
Он первым явился.
Морозом и снегом
Успел поделиться! (Декабрь)
Календарный год он начинает,
Лютыми холодами всех пугает,
В этом месяце трещит мороз,
Щиплет детишкам руки и нос. Январь)
После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга.
Снег пушистый по земле
Гонит ветер в …(Феврале)
2 .Пальчиковая игра
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.
пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.
ладошкой массажируем кончик носа
Снег,
плавные движения ладонями
Сугробы,
кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперёд!
одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Тёплые штаны наденем,
ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки.
ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем
круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики.
ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
Зимний месяц называй!
ладони стучат по коленям
Декабрь, Январь, Февраль.
кулак, ребро, ладонь
3. Образование относительных прилагательных.
Логопед: Ребята, а что вы знаете о зиме? Какая погода может быть зимой?
Я хочу предложить вам варианты ответов, а вы дополните:
Если на улице идёт снег, то погода… (снежная).
Если на улице холодно, то погода…(холодная).
Если на улице мороз, то погода…(морозная).
Если на улице ветер, то погода…(ветреная).
Если на улице стужа, то погода…(студёная).
4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
Игра «Что наделала зима?»
Зимушка столько всего наделала! Вот посмотрите.
Пришла зима с морозами и всё… – (заморозила).
Река покрылась льдом и … – (заледенела).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Игра «Назови ласково».
Ребятки, хоть зима всё заморозила и завьюжила, мы всё равно её любим и знаем ласковые слова о зиме. Давайте их назовём.
Зима - зимушка. Лёд – ледок. Холод – холодок. Метель – метелица. Мороз – морозец. Снег – снежок. Ветер – ветерок. Гора – горочка. Снеговик- снеговичок. Сугроб – сугробик. Лёд – ледок. Ёлка - ёлочка.
6. Дыхательные упражнения.
Упражнение на дыхание: «Снежинка». (Раздаю детям бумажные снежинки).
Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.
А ещё наши снежинки умеют кружиться в воздухе. Выпрямите спину, положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос, пошлите воздух в животик и медленно выдохните через рот.
Молодцы!
7.Игра «Путаница»
Дети, забавы, любят, зимние (Дети любят зимние забавы)
Ребята, санки. зимой, кататься, на (Ребята зимой катаются на санках)
Дети, одежда, зимой, надевать. тёплая (Дети зимой надевают тёплую одежду)
Мальчики, снеговик, лепили, сад, в (Мальчики в саду лепили снеговика)
Молодцы! И это задание выполнили!
8.Физкультминутка.
Дети все в кружок вставайте. Физкультминутку начинайте.
(Дети встают в кружок).
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз).
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя).
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода (Прыжки на месте).
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся).
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками).
9.Игра «Наоборот»
А теперь нам надо выполнить еще одно задание: я буду называть слова, а вы постараетесь подобрать слово наоборот- антоним:
Зимой холодно, а летом …. (Тепло или жарко)
Снег белый, а асфальт….(Чёрный)
Снег мягкий, а лёд….(Твердый)
Зимой ночи длинные, а дни….(Короткие)
Зимой небо пасмурное, а летом….(Светлое)
Зимой лёд на реке толстый, а весной…(Тонкий)
Асфальт шершавый , а лёд…(Гладкий)
Снежная королева злая, а Герда…(Добрая).
Молодцы! С этим заданием хорошо справились.
Со всеми заданиями мы вместе справились! Что вам понравилось? Были ли трудные задания? Вы молодцы! Мне тоже понравилось, как вы занимались!