- Приглашаю вас на виртуальную экскурсию по нашему посёлку. Посёлок Водный – это наша малая Родина, где проходит наше детство, где живут наши родители. Но не будем забывать при этом о теме нашего урока. Слайд 18. Наш посёлок Маленький поселок Водный. Он уютный, хоть и скромный. Сколько замечательных людей Называют Родиной своей. - Назовите из текста назывное предложение. Выполните синтаксический разбор (под руководством учителя). Маленький поселок Водный. (Повествовательное, невосклицательное, простое, грамматическая основа – поселок (подлежащее), односоставное, назывное, распространенное). - Наш посёлок находится на берегу тихой безымянной речки, которая впадает в Волго-Донской судоходный канал. А как вы думаете, что является главной достопримечательностью нашего посёлка? (памятник, речка, парк «Победы», школа). Конечно школа. Ведь она храм науки. Островок знаний. И как точно написано о ней в стихотворении «Сельская школа». Слайд 19. Сельская школа. - Выразительное чтение стихотворения. Сельская школа Быть может, вы где-то слыхали про это, А, может, читали в стихах у поэта: Огромные окна, большое крылечко, И сельская школа, где тихая речка. Возможно, вы где-то видали картину: Бескрайние дали, холмы и долина, Село, крики стаи вдали журавлиной И сельская школа в тени тополиной. Здесь корни страны, здесь истоки народа, Снегов белизна, алый отблеск восхода, И купол небес ослепительно синий, И сельская школа – надежда России. - Задание. Перестройте, где это возможно, предложения в назывные и запишите. Учащиеся 1-го ряда работают с первой строфой, 2-го ряда со второй, третьего ряда – с третьей. - Три человека из класса получат индивидуальное задание. - Близится 2 февраля. В этот день закончилась Сталинградская битва. Все вы знаете, что в 1942-1943 годах в наших краях шли ожесточённые бои. Страшная война оставила следы повсюду: на земле, в воде, в человеческой памяти и в сердцах жителей нашего посёлка. Не так давно мы с ребятами написали статью в нашу школьную газету. Она называлась «Война оставила следы…» Я предлагаю вашему вниманию текст этой статьи: Мы живём в небольшом посёлке рядом с Волгоградом. Здесь во время Сталинградской битвы в 1942-1943 годах шли жестокие, кровопролитные бои. Уже давно стихли залпы орудий. Но осталась война рваной раной в сердцах людей. Эта память о тех страшных и трагических днях собирает односельчан у вечного огня на братской могиле в парке «Победы». Есть среди нас люди, знающие о войне не понаслышке. Это ветераны, которых осталось в посёлке только двое: Дмитриев Николай Иванович и Юдин Дмитрий Тимофеевич. Их память хранит страшные события тех ужасных дней, а ноющие раны всё чаще дают о себе знать. Война вошла в каждый дом. Сколько детей осиротело в те годы, сколько молодых женщин осталось вдовами. Они и сегодня не могут говорить спокойно о тех далёких днях, а только плачут и жалеют о своей искалеченной войной судьбе. Окопы в Западной балке — это тоже следы, оставленные войной. Они надёжно хранят свидетельства той трагедии: осколки снарядов и бомб, гильзы, патроны. Вода тоже скрыла последствия ожесточённых боёв. Недалеко от нашего посёлка, на дне реки, нашли своё последнее пристанище два боевых танка. Много лет прошло со времён тех страшных событий, сменились поколения, знающие о войне только по рассказам и фильмам. Но следы страшной битвы остались и напоминают нам о ней по сей день. - А задание будет следующим: постарайтесь сократить текст этой статьи, используя исключительно назывные предложения. Но, самое главное, не исказив смысла текста. - Что у вас получилось? Проверка самостоятельной работы. - Где в дальнейшем может пригодиться вам такой вид работы? (при написании сжатого изложения, составлении простого плана и т.д.) Слайд 20. Определение вида односоставных предложений. - Сейчас у нас зима. И я подобрала для вас несколько коротеньких предложений на тему «Зима в нашем посёлке». У вас на столах лежат карточки, на которых в левой колонке записаны эти предложения. Ваша задача: определить виды односоставных предложений и записать их в правой колонке (Н-назывное, Б-безличное, Н-Л-неопределённо-личное, О-Л-определённо-личное). Один из вас будет выполнять эту работу на боковой доске. Работа по карточкам. 1) Зимние сумерки. 2) Холодно. 3) Завьюжило не на шутку. 4) Снегу намело до самых крыш. 5) С трудом пробираюсь по узкой тропинке. 6) Вот и знакомый дом. 7) Меня здесь ждут. 8) Радуюсь приветливым лицам хозяев. При проверке с объяснением учащиеся обмениваются карточками, проверяя друг друга и выставляя оценки. Работающего у переносной доски оценивает учитель Слайд 21. Ответы: 1) назывное 2) безличное 3) безличное 4) безличное 5) определенно-личное 6) назывное 7) неопределенно-личное 8) определенно-личное |