Частное учреждение общеобразовательная организация школа «Морозко»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в средней группе (образовательная область «Речевое развитие»)
Тема «Зимующие птицы»
Воспитатель
Климкина Валентина Ивановна
Москва
2020 год
Конспект НОД в средней группе
Тема «Зимующие птицы»
Цель: формирование у детей представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни
Задачи:
Образовательные:
- продолжать уточнять и систематизировать представления детей о птицах родного края
- анализировать объекты живой природы;
- составлять рассказы по предметной картинке с помощью опорных схем (алгоритма);
- совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать интерес к жизни зимующих птиц родного края;
- развивать любознательность, память и мышление.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой природе;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
- учить правильно подкармливать птиц.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран) для показа презентации «Зимующие птицы», карточки с изображением птиц, птичьего корма в теплое и холодное время года, кормушка, образцы различного корма для птиц.
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами на прогулке, прилетающими на участок (вороны, голуби, синицы, воробьи, снегири и др.); проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей», пальчиковую гимнастику «Кормушка», рассматривание сюжетных картин по теме и др.
Ход НОД
Педагог:
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода,
Какое это время года?
Ответ детей: зима.
Педагог:
Наступила зима
Метелица, метелица,
И кружится, и стелется,
И песню напевает,
И думы навевает…
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Педагог: Правильно. Эти птицы перелетают из одного края в другой. Ищут, где потеплее, но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.
Узнать зимующих птиц мы сможем, отгадав загадки:
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки
Ответ детей: воробей
После правильного ответа детей воспитатель вывешивает на магнитную доску карточку с изображением воробья.
Педагог: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Это полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.
Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка,
А зовут меня …
Ответ детей: Синичка
После правильного ответа детей воспитатель вывешивает на магнитную доску карточку с изображением синицы.
Педагог: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички – очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко и полоска вдоль грудки у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щёчки и пятно на затылке – белые. Синицы, как и воробьи, летом питаются насекомыми. Зимой они собираются в небольшие стайки и ищут пропитание возле человеческого жилья. Синицы любят свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудиозапись пения синицы)
Послушайте ещё одну загадку:
Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы
Эти птицы …
Ответ детей: Снегири.
Воспитатель вывешивает на магнитную доску карточку с изображением снегиря.
Педагог: Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки, крыльев.
Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Педагог: Молодцы! Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят. Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму, они тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (Воспитатель включает аудиозапись песни снегиря)
Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь
птицам и приготовить для них угощение.
Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц:
конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Педагог: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц.
Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку.
Педагог:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
З. Александрова «Новая столовая»
Педагог:Вы хорошо справились с заданием! Но одной кормушки будет недостаточно, и я предлагаю сделать ещё кормушки. Берём наши заготовки (образцы кормушек из картона, кисти, мука, вода) и обмазываем их клейстером. На него насыпаем семена для птиц.
Во время прогулки мы установим кормушки на участке. А сейчас предлагаю вам
поиграть в игру «Птицы на прогулке».
Подвижная игра «Птицы на прогулке». Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно соообщает название птицы. Под аудиозапись песни «Птичка» дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель с детьми определяет самую быструю и дружную птичью стайку.
Рефлексивно-оценочная часть:
Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что нового мы сегодня узнали?
Дети садятся на ковёр в круг, вспоминают, о чём мы сегодня говорили.
Ответ детей: О птицах зимой.
Воспитатель, обращаясь к конкретному ребёнку по имени, задаёт вопросы:
- Каких птиц мы называем перелётными?
- Каких птиц мы называем зимующими?
- Назови, пожалуйста, зимующих птиц, которых ты запомнил.
- Ребята, а чем питаются воробьи летом? А зимой?
- Чем питаются снегири зимой? А летом?
- А синицы чем питаются?
Дети с опорой на картинки, размещённые на магнитной доске, отвечают на вопрос.
Воспитатель: Что интересного мы узнали сегодня на занятии? Что вас удивило?
Ответы детей.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Предлагаю пойти на улицу и установить кормушки для птиц.