Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию «Воздух вокруг нас» в средней группе.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи: Обучающие
- познакомить детей со свойствами воздуха;
- формирование представления о том, что воздух занимает место;
- воздух обладает определенными свойствами (бесцветный, легкий, прозрачный, может переносить запахи);
- дать представление о том, что ветер- это движение воздуха;
- вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в ходе детской деятельности.
2. Развивающие
- развивать, наблюдательность, любознательность;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
3. Воспитывающие
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание исследовать его доступными способами;
- воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при работе.
Планируемые результаты: Расширение знаний детей о свойствах воздуха.
Образовательная среда:
Предметно – практическая среда:
Воздушные шарики, бабочки, зубочистки, крышки от фломастеров,коробочки с запахами( чеснок, духи, лук, апельсин).
Ход занятия
Здравствуйте ребята. К гам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся и подарим хорошее настроение.
Вводно- мотивационная часть:
Воспитатель загадывает детям загадку
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Правильно, это воздух! А что вы знаете о воздухе? А вы хотите узнать про воздух побольше? Вот и замечательно, сегодня мы с вами будем проводить опыты, как настоящие ученые.
Стук . Ребята послушайте к нам кто – то стучит. В группу «влетает» Карлсон.
Здравствуйте ребята!
Я по воздуху летаю,
А про воздух я не знаю.
Пролетал тут мимо вас,
Заглянуть решил, узнать.
Вы про воздух расскажите,
Ну а лучше покажите!
Ты как раз вовремя, мы собираемся в лабораторию, что бы узнать о воздухе. Ребята возьмем с собой Карлсона?
2. Основная часть:
Карлсон: Ребята вы знаете я летаю по воздуху, но никогда его не видел, а вы видели?
Воспитатель: Раз мы его не видели, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный, невидимый.)
Карлсон : Так если он невидимый! Может, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди Карлсон! Давайте вместе пройдем к нам в лабораторию и как настоящие ученые проведем опыты и побольше интересного узнаем про воздух.
Прежде чем отправится в лабораторию вспомним как нужно себя вести? Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.
Проходя в лабораторию не забудьте пристегнуть бейджики.
Ученые при исследовании часто пользуются схемами и моделями. Мыс вами тоже будем применять их методы.
Посмотрите на исследовательскую доску. На первой схеме изображен глаз.
Как вы думаете на какой вопрос мы будем искать ответ?
Опыт № 1 «Поймай воздух»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (он пустой)
А теперь ловим в пакеты воздух и закрутим их.
Что произошло с пакетами?Пакет полон воздуха,он похож на подушку.Значит воздух существует.
Замечательно! А теперь давайте проверим. Возьмите острую палочку и аккуратно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух бесцветный, прозрачный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Карлсон: Ребята интересно, а во мне есть воздух?
Воспитатель: А вот сейчас мы и узнаем.
Опыт № 2 «Есть ли в человеке воздух?»
Возьмите воздушные шарики и попробуйте их надуть. Получается? Что внутри шарика сейчас (воздух)
Воспитатель: Если мы смогли надуть шарик воздухом, что это значит? Конечно, внутри нас есть воздух. А если я отпущу сейчас шарик, что произойдет? А что заставляет его летать?
Воспитатель: Правильно. Если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед, движется до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
А если мы будем надувать надувать и много воздуха в него поместим.Что станет с шариком?
Карлсон: Понятно! Мы выдыхаем воздух, значит он, есть внутри нас. Но как он к нам попадает? (мы вдыхаем его через нос)
Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как
Воспитатель: Мы продолжаем экспериментировать. Ребята, как вы думаете воздух имеет запах? Хотите узнать?
Опыт № 3 «Чем пахнет воздух?»
Воспитатель: Закройте глаза и сделайте глубокий вдох. Чем пахнет воздух?
Конечно он без запаха, но ведь мы чувствуем запахи которые долетают к нам с кухни. Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу. Даю понюхать детям чеснок, апельсин, духи, лук.
Какой вывод можно сделать? Правильно воздух передает запахи!
Физминутка
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы
Вправо-влево,влево вправо
Клонятся цветы и травы
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте.Выше!Веселей!
Вот так.Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра,заниматся нам пора.
Итак продолжаем эксперементировать.
Давайте обратимся к исследовательской доске.Что изображено на следующей схеме?
Дети:Руки
Опыт № 4 «Движение воздуха»
Ребята,а что такое ветер.(это движение воздуха)
А как мы на улице можем определить что есть ветер?(деревья шатаются ,движутся облака ,крутятся вертушки ,идет пар изо рта и т.д)Правильно потому-что воздух движется.
А теперь возьмите бабочки за ниточки.
И давайте заставим их летать. Наберем много воздуха и подуем на них. Молодцы Бабочки наши полетели.
Какой мы можем сделать вывод. Что бабочки летают благодаря чему?(воздуха)Воздуха который находится внутри нас.
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.
Карлсон: Мне очень интересно, а можно ли воздух услышать?
Посмотрите на следующую модель,нарисовано Ухо.
На какойвопрос мы должны найти ответ?(как услышать воздух)
Опыт №4 «Можно ли услышать воздух?»
Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?(звук воздуха)
Вывод: воздух можно услышать.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает».Правила следующие:
1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;
2.«да», «нет» говорить нельзя.
Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
3. Заключительная часть. Рефлексия
Ребята а теперь нам пора возвращаться в группу проходим на свои места. Ребята ,а где мы с вами были? Мы провели множество опытов, что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали сегодня про воздух? Вам было интересно? А что вам понравилось больше всего?
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.
Вывод 3: Воздух без запаха.
Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами.
Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.
Карлсон: Большое спасибо ребята, я сегодня вместе с вами узнал очень много интересного про воздух.За это я награждаю вас медалями и угощаю конфетами.А сейчас мне пора улетать,я должен рассказать о том что узнал своим друзьям. До свидания!