СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки [Д] и [Т].

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект данной НОД преследует цель: развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки [Д] и [Т].»

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему:

«Дифференциация звуков [Д] и [Т]»

Цель: развитие фонетико – фонематической стороны речи у детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Дать детям акустические характеристики звукам [Д] и [Т]. Обучить детей находить в этих характеристиках сходства и отличия;

  • Закрепить у детей знания о строении предложения. Обучать подсчёту слов в предложениях.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

  • Развитие слогового синтеза;

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей умение прислушиваться к собственной речи и речи других детей.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, сигнальные картинки для каждого ребёнка с изображением дятла и тетерева.


Ход НОД.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Послушайте, какую интересную сказку я хочу вам рассказать.

Отправился Старичок Звуковичок в лес за ягодами. Долго ходил по лесу, не мог найти ягоды, устал. Решил он отдох­нуть и уснул под деревом. Вдруг какой-то громкий стук его разбудил. Старичок Звуковичок поднял голову вверх и увидел на дереве дятла. Он звонко стучал по дереву: «Д-д-д...» Зву­ковичок рассказал дятлу, где стоит сухой дуб, на котором много жучков. Дятел поспешил туда. Только прилег Стари­чок Звуковичок, как вдруг слышит: «Т-т-т...» Кто это? На краю опушки он увидел тетерева, который распушил свой хвост и громко токовал: «Т-т-т...» Старичок Звуковичок боль­ше не мог уснуть. Он взял свою корзинку и пошел к тетереву. Оказалось, тетерев нашел целую поляну спелых сочных ягод и звал свою стаю. Он, конечно же, поделился со Звуковичком. Старичок быстро набрал полную корзинку, поблагода­рил тетерева. По дороге домой Старичок Звуковичок снова встретил дятла, который был занят работой на сухом дубе: «Д-д-д...» Старичок на прощанье помахал ему рукой и по­спешил домой.

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [д] и [т].

Педагог. Давай вспомним, кто мешал Старичку Звуковичку отдыхать в лесу?

Ребенок. Ему мешали дятел и тетерев.

Педагог. Как стучал дятел?

Ребенок. Д-д-д.„

Педагог. Как токовал тетерев?

Ребенок. Т-т-т...

Педагог. Послушай внимательно, похожи ли песенки этих птиц? Чем отличаются?

Ребенок. Сходство в том, что эти звуки согласные твер­дые. Различия: звук [д] — звонкий, а звук [т] — глухой.

Напоминаем!

Звук [д] — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к гор­лышку — чувствуется дрожание.

Звук [т] — глухой, голос не участвует в образовании звука, голосовые связки не вибрируют.

Проверь себя! Сравни звуки.

  • Положи ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуются вибрация, дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

  • Закрой ушки ладонями и произнеси звонкий звук [д] и глухой [т].


Задание 2. Игра «Эхо»

Цель: различение звуков [д] и [т] в слогах.

Повтори слоги:

да — та та — да — та — да

та — да да — та — да — та

да — та — да да — та — та — да

то — до — то то — до — то — до

ты — ды — ты ду — ту — ту — ду


Задание 3. «Угадай, чье слово».

Цель: определение первого звука в слове.

Материалы: картинки с изображениями дятла и тетерева.

Дятел любит слова, которые начинаются на звук [д], а тетерев — на звук [т]. Если слово начинается на звук [д] — поднимай картинку с изображением дятла, а если на [т] — картинку с изображением тетерева.

Слова: Тамара, Дон, дым, тополь, директор, товарищ, трава, дуб, дождь, туман, треугольник, дыня.


Задание 4. Игра «Собери слово».

Цель: различение звуков [д] и [т] в слогах.

Добавь слоги:

-да или -та: пого.., ва.., побе.., комна.., воро.., во.., лопа.., посу..

-ды или -ты: огоро.., ко.., еле.., цве.., тру.., пирами.., само-ле.., заво.., коф.., сала.., похо.., тор..

.

Задание 5. Игра «Будь внимательным».

Цель: различение звуков [д] и [т] в словах-паронимах.

Точка — дочка, толк — долг, катушка — кадушка, том — дом, Толя — доля, вода — вата, тушь — душ, тоска — доска, плоты — плоды.


Задание 6. Дидактическая игра «Найди пару».

Материал: на наборном полотне изображения — мальчик Толя и девочка Даша. Педагог произносит предложения, а ребенок называет последнее слово, подходящее по смыслу, находит картинку и ставит ее на наборное полотно: картинки со звуком [т] — Толе, а со звуком [д] — Даше.

Назовем мы книжку... (том).

Для жилья построим... (дом).

Вот тележка — это... (тачка).

Дом в саду зовется... (дачка).

По реке плывут... (плоты).

Зреют на ветвях... (плоды).


Задание 7. Повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков [д] и [т]:

Высотный дом, тонкий гудок, тонкая доска, столовая сода, душная кладовка, ватная подушка, талантливая дочь, домашние тапочки, бутылка лимонада.


Задание 8. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [д] и [т]:

да — да — да — бежит вода;

та — та — та — хвост пушистый у кота;

ду — ду — ду — дети бегают в саду;

ту — ту — ту — дали молока коту;

ды — ды — ды — нет воды;

ты — ты — ты — во дворе цветы.


Задание 9. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [д] и [т]. Посчитать количество слов в предложении.

Возле дома лежит собака Том.

Няня нянчит Дашу и Никиту.

Мама купила Тане медальон.

У белки теплое, уютное дупло на дубе.

Пуховая подушка лежит на тахте.

В кадушке солят капусту.

Тоня надела домашние тапочки.

Света нюхает духи.

Вита сидит за столом и ест медовик.

У Наташи модная дубленка.


Задание 10. Выучить скороговорку с четким произнесе­нием звуков [д] и [т].


Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.

С. Маршак


Топали да топали,

Дотопали до тополя.

Дотопали до тополя,

Да ноги-то оттопали.


Итог: Что сегодня делали? Чему научились?