Конспект НОД по познавательному развитию с детьми четвёртого года жизни «Дикие и домашние птицы».
Цель: Закрепление знаний детей о диких и домашних птицах.
Задачи:
Образовательные задачи: Закреплять знания детей о диких и домашних птицах; формировать умение различать домашних птиц и их детёнышей, правильно соотносить названия.
Развивающие задачи:
Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление; способствовать развитию связной речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
Материал: карточки с изображение диких и домашних птиц, шапочки цыплят, кошки, курочки; макет гнезда и птиц; макет деревьев, аудиозапись «Голоса птиц», корм для птиц.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро! Всем привет!
Улыбнись скорей в ответ!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
II. Вводная часть.
Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в удивительный мир птиц. И сейчас я приглашаю вас в лес.
Солнечным, погожим днём мы с друзьями в лес идём,
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас. (Дети шагают друг за другом).
III. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А давайте послушаем, как поют птицы (Звучит аудиозапись «Голоса птиц).
Воспитатель: Дети, а что есть у птички? (Крылья, лапки, клювик, глазки).
-Сколько крыльев у птички? (Два).
-Для чего нужны крылья птичке? (Чтобы летать).
-Сколько лапок у птички? (Две.)
-Зачем птичке лапки? (Чтобы прыгать, ходить по земле).
-Чем покрыто тело птицы? (Перьями).
-Чем клюёт птичка? (Клювом).
-А знаете ли вы чем питаются птички? (Червяками, крошками, мошками, зёрнышками, семечками).
Воспитатель: У каждой птицы свой окрас, свой цвет. Где же живут все эти птицы? (В лесу). Здесь они вьют себе гнёзда, чтобы вырастить деток и сами себе и своим птенчикам добывают пищу. (Воспитатель показывает макет гнезда птицы). Птичьи гнёзда разорять нельзя!!!
Воспитатель: Дети, а как называют птиц, которые живут в лесу? (Дикие.)
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки про птичек, а вы отгадаете, назовёте эту птичку и покажите её на картинке.
1. Птички на деревья сели,
Посчитай-ка: раз, два, три…
На зимовку прилетели
С красной грудкой…
(Снегири)
2. Белобокая красотка
Балаболит, как трещётка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёзда всё…
(Сорока)
3. Чик-чирик, да чик-чирик,
По дорожке прыг да прыг,
Любит петь среди ветвей,
Серый, смелый…
(Воробей)
4. С жёлтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется…
(Синица)
5. В красной шапке птица ходит
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель,
А зовётся птичка…
(Дятел)
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в птичек-синичек.
Физминутка «Синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тили-тили, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь снова превращаемся в девочек и мальчиков и продолжаем дальше наше увлекательное путешествие. Птицы населяют все уголки нашей планеты. И появились они давным-давно: миллионы лет назад. Потом человек приручил многих птиц и теперь они не могут жить без его помощи. Как же называют этих птиц? (домашние). Сейчас мы отправляемся на птичий двор и отгадаем домашних птиц по голосам.
Д/И «Кто как кричит?»
(Включается аудиозапись голоса домашних птиц.)
Воспитатель: А вы знаете, как называются детёныши домашних птиц? (Дети называют детёнышей домашних птиц и соотносят на картинках).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Курочка-хохлатка».
П/И «Курочка-хохлатка»
Воспитатель: Дети, а кто кормит домашних птиц? (человек) А диким птицам приходится самим искать себе корм. Особенно тяжело это делать зимой, когда всё заметено снегом. Поэтому мы, люди, должны помогать нашим пернатым друзьям и подкармливать их. Сейчас мы с вами насыпем корм в кормушку и вынесем её на участок. (Дети насыпают корм в кормушку).
IV.Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
-Как называются птицы, которые живут в лесу? Назовите их.
-А как называются птицы, которые живут на птичьем дворе? Назовите их.
-Что надо делать зимой для диких птиц, чтобы они не погибли?