СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе на тему: « Временам года»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Расширение и систематизация знаний и представлений детей о временах года, о явлениях природы.

Задачи:

Закрепление знаний о диких животных, зимующих птицах и перелётных птицах;содействовать закреплению знаний детей об изменениях, которые происходят в неживой и живой природе в разное время года;

развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года;

развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь;

формировать умение видеть красоту природы;

воспитывать любовь к природе

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе на тему: « Временам года»»

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе на тему: « Временам года»

Подготовила: воспитатель Белова Н.В.

Цель: Расширение и систематизация знаний и представлений детей о временах года, о явлениях природы.

Задачи:

Закрепление знаний о диких животных, зимующих птицах и перелётных птицах;содействовать закреплению знаний детей об изменениях, которые происходят в неживой и живой природе в разное время года;

развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года;

развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь;

формировать умение видеть красоту природы;

воспитывать любовь к природе.

Методы:

Словесные: загадывание загадок, беседа, беседа по картинам, логические вопросы, игры.

Наглядные: аудиозапись «Звуки времён года», четыре картины времён года, фотографии птиц, мешочек.

Ход занятия.

Воспитатель:

1.Организационный момент

- Ребята, какое у вас настроение?

-Вставайте все в круг и давайте поздороваемся, поделимся друг с другом теплотой и добротой.

Все мы за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Теплота от наших рук

Побежит вокруг, вокруг.

День начнется с теплоты,

С теплоты и доброты.

-Приложите руки к сердечку и подарите друг другу частичку своего тепла и доброты. Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю в путешествие, а путешествовать мы с вами будем на ковре-самолёте. Давайте сядем на ковёр-самолёт. Закроем глазки и послушаем музыку.

Звучит музыка «Звуки природы. Вьюга»

Воспитатель: Вот ребята мы и очутились в стране Времен года (Зима).

Воспитатель подводит детей к декорациям зимы и загадывает загадку.

Воспитатель: «Дел у меня немало — я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …
(зима)»

Дети: (отвечают).

Воспитатель: Давайте придумаем красивые слова к слову «Зима».

Зима-чудесница

Зима-волшебница

Зима-красавица

-Ой, какие молодцы!

-Ребята, скажите, а зима- это хорошо или плохо?

-Давайте с вами постараемся разобраться: зима- это все-таки хорошо или зима-это плохо!

Словесная игра «Хорошо-плохо»

(Плохо- солнце светит мало; холодно; небо хмурое; день короче; надо одеваться; птицы голодают; дует холодный ветер; можно простудиться;

Хорошо- идет снег, деревья стоят, как в сказке; можно кататься на санках, лыжах, коньках; лепить снеговиков; придет Дед Мороз; новогодний карнавал)

Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение-загадку. А вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег):

На полянку, на лужок все снижается… (снежок)

Вот веселье для ребят- все сильнее… (снегопад)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег)

Все бегут вперегонки. Все хотят играть в …(снежки).

Воспитатель: Ребята, мы с вами на прогулке рассматривали снег, какой он?(белый, пушистый, холодный,...) А как вы думаете, для чего нужен зимой снежок? Как он помогает растениям, животным зимой? (Укрывает их от холода...)

Воспитатель: Зимой холодно, поэтому все звери надели тёплые шубки – у них выросла густая и длинная шерсть. Кто-то уснул, а кто-то по лесу бегает. Кто зимой спит? Зимой спит медведь, ёж, барсук. Уснули бабочки, жуки и другие насекомые, уснули лягушки, ящерицы, змеи.

Воспитатель: Пока мы попутешествовали только в одно время года, в зиму, но наше путешествие продолжается.

Звучит «музыка весны»

Ребята посмотрите, зиму сменяет другое время года:

«Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Отступает непогода,

Это к нам идет…»

(Весна).

Дети: (отвечают).

Воспитатель: Весна-красна просит солнце красное:

Солнышко- колоколнышко,

Выгляни, посвети.

Весну- красну встречай!

Зиму лютую прогоняй!

Воспитатель: Дети, а что происходит весной, попробуйте описать весну.

Дети: (отвечают)

 Д/игра «Подбери словечко».

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Дети надевают весеннюю… (одежду).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

Это… (подснежники, ландыши).

(Ответы сопровождаются показом картинок)

Воспитатель: Ну а теперь, если мы так хорошо знаем весну и её приметы, то, может быть, отгадаем на слух какие звуки, шумы сейчас прозвучат?

Игра «Узнай шум». ( Демонстрация шумов ручья, пения птиц..) 

Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Помоги птицам». Представляете, птицы потерялись и не могут разделиться на две группы (перелётные и зимующие). Нужно им помочь.

Раздаю детям картинки с изображениями перелетных птиц, а дети по очереди называют свою птицу, которая у них в руках и называют её название.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилась игра?

Дети: (отвечают)

Физминутка «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.)

Сели на карниз.     (Сесть на стульчики.)

Шаловливые сосульки     (Покрутить руками.)

Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.)

Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)

Стали каплями кидаться.   (Руками соответствующие движения.)

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,     (В такт наклонять голову вправо – влево.)

Кап-кап, дзинь – дзинь.

Воспитатель: Отдохнули? Предлагаю продолжить дальше наше путешествие.

Звучит музыка ( Голоса природы – лето)

Воспитатель: Смотрите, за весной идет следующее время года.

Воспитатель загадывает загадку:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою

Я реки согреваю.

«Купайтесь» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я …

(Лето)

Дети: (отвечают).

Воспитатель: Посмотрите ребята, кто самый внимательный? Какие изменения произошли в природе с приходом лета.

Дети: (отвечают).

Воспитатель: Молодцы ребята. Лето нам приносит много ягод, овощей и фруктов. И вот здесь оно оставило нам волшебный мешочек с овощами. Давайте с вами немного поиграем. Вы поочередно должны опустить руку в мешочек, а затем не доставая овоща, а только на ощупь, должны его угадать.

Игра «Топай - хлопай».

1.Бабочка летает над цветком.

2.Летом созревают ягоды

3. Летом идет снег.

4. Летом можно кататься на лыжах.

5. Летом листья опадают.

6. Летом можно купаться в речке

7. Летом птицы улетают на юг.

8. Летом ярко светит солнце и очень жарко.

(Если высказывание верное, то дети хлопают, а если нет-топают)

Проводится игра «Волшебный мешочек»

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Не устали ребята? Тогда мы отправляемся дальше.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень».

Несу я урожаи,

Птиц к югу отправляю,

Деревья укрываю,

Но не касаюсь елочек и сосен,

Кто я такая? (Осень)

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди признаки осени».

Будьте внимательными.

Картинки с признаками осени лежат на столике.

Подойдите к столу и возьмите по одной картинке, на которых изображены признаки осени. И разместите на мольберте.

Рассматриваем все вместе картинки и поясняем, какие приметы осени они выбрали.

Назовите приметы осени.

 Дидактическая игра: “Да или нет”  (дайте правильный ответ)

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать? 
Ну а что же делать?
Куртки, шапки надевать?

Игра «С какого дерева листок»

Итог занятия:

Воспитатель читает стихотворение.

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель: Ребята давайте посчитаем, сколько всего времен года (Четыре времени года).

Посмотрите на эти картинки. На ней все времена года, все они идут друг за другом поочередно.

Вы сегодня молодцы!

Дети, а какое у вас сегодня настроение? (воспитатель показывает

Карточки с изображением лица человека с разным настроением).

Найдите карточку с изображением вашего настроения (доброе,

Нежное, тёплое, ласковое, дружелюбное, весёлое, радостное).

А когда идёт дождь? Какое настроение? (грустное, хмурое, печальное, сонное, унылое).

Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну времён года.

 Куда мы с вами сегодня путешествовали?

 Перечислите последовательность времён года.

 Что вам понравилось, запомнилось?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали и я предлагаю вам послушать песню о временах года.