Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе на тему: « Временам года»
Подготовила: воспитатель Белова Н.В.
Цель: Расширение и систематизация знаний и представлений детей о временах года, о явлениях природы.
Задачи:
Закрепление знаний о диких животных, зимующих птицах и перелётных птицах;содействовать закреплению знаний детей об изменениях, которые происходят в неживой и живой природе в разное время года;
развивать у детей умение выделять приметы каждого времени года;
развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь;
формировать умение видеть красоту природы;
воспитывать любовь к природе.
Методы:
Словесные: загадывание загадок, беседа, беседа по картинам, логические вопросы, игры.
Наглядные: аудиозапись «Звуки времён года», четыре картины времён года, фотографии птиц, мешочек.
Ход занятия.
Воспитатель:
1.Организационный момент
- Ребята, какое у вас настроение?
-Вставайте все в круг и давайте поздороваемся, поделимся друг с другом теплотой и добротой.
Все мы за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Теплота от наших рук
Побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты,
С теплоты и доброты.
-Приложите руки к сердечку и подарите друг другу частичку своего тепла и доброты. Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю в путешествие, а путешествовать мы с вами будем на ковре-самолёте. Давайте сядем на ковёр-самолёт. Закроем глазки и послушаем музыку.
Звучит музыка «Звуки природы. Вьюга»
Воспитатель: Вот ребята мы и очутились в стране Времен года (Зима).
Воспитатель подводит детей к декорациям зимы и загадывает загадку.
Воспитатель: «Дел у меня немало — я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …
(зима)»
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Давайте придумаем красивые слова к слову «Зима».
Зима-чудесница
Зима-волшебница
Зима-красавица
-Ой, какие молодцы!
-Ребята, скажите, а зима- это хорошо или плохо?
-Давайте с вами постараемся разобраться: зима- это все-таки хорошо или зима-это плохо!
Словесная игра «Хорошо-плохо»
(Плохо- солнце светит мало; холодно; небо хмурое; день короче; надо одеваться; птицы голодают; дует холодный ветер; можно простудиться;
Хорошо- идет снег, деревья стоят, как в сказке; можно кататься на санках, лыжах, коньках; лепить снеговиков; придет Дед Мороз; новогодний карнавал)
Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение-загадку. А вы добавите соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег):
На полянку, на лужок все снижается… (снежок)
Вот веселье для ребят- все сильнее… (снегопад)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег)
Все бегут вперегонки. Все хотят играть в …(снежки).
Воспитатель: Ребята, мы с вами на прогулке рассматривали снег, какой он?(белый, пушистый, холодный,...) А как вы думаете, для чего нужен зимой снежок? Как он помогает растениям, животным зимой? (Укрывает их от холода...)
Воспитатель: Зимой холодно, поэтому все звери надели тёплые шубки – у них выросла густая и длинная шерсть. Кто-то уснул, а кто-то по лесу бегает. Кто зимой спит? Зимой спит медведь, ёж, барсук. Уснули бабочки, жуки и другие насекомые, уснули лягушки, ящерицы, змеи.
Воспитатель: Пока мы попутешествовали только в одно время года, в зиму, но наше путешествие продолжается.
Звучит «музыка весны»
Ребята посмотрите, зиму сменяет другое время года:
«Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Отступает непогода,
Это к нам идет…»
(Весна).
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Весна-красна просит солнце красное:
Солнышко- колоколнышко,
Выгляни, посвети.
Весну- красну встречай!
Зиму лютую прогоняй!
Воспитатель: Дети, а что происходит весной, попробуйте описать весну.
Дети: (отвечают)
Д/игра «Подбери словечко».
Закончилась долгая, холодная… (зима).
Наступила тёплая, долгожданная… (весна).
Всё ярче светит весеннее… (солнышко).
Появляются первые… (проталины).
Бегут звонкие…(ручьи).
С крыш домов капают… (сосульки).
На деревьях набухают… (почки).
С тёплых краёв прилетают… (птицы).
Дети надевают весеннюю… (одежду).
Ребята строят для скворцов… (скворечники).
Мы очень любим первые весенние… (цветы).
Это… (подснежники, ландыши).
(Ответы сопровождаются показом картинок)
Воспитатель: Ну а теперь, если мы так хорошо знаем весну и её приметы, то, может быть, отгадаем на слух какие звуки, шумы сейчас прозвучат?
Игра «Узнай шум». ( Демонстрация шумов ручья, пения птиц..)
Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Помоги птицам». Представляете, птицы потерялись и не могут разделиться на две группы (перелётные и зимующие). Нужно им помочь.
Раздаю детям картинки с изображениями перелетных птиц, а дети по очереди называют свою птицу, которая у них в руках и называют её название.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилась игра?
Дети: (отвечают)
Физминутка «Шаловливые сосульки»
Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.)
Сели на карниз. (Сесть на стульчики.)
Шаловливые сосульки (Покрутить руками.)
Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)
Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения.)
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
Воспитатель: Отдохнули? Предлагаю продолжить дальше наше путешествие.
Звучит музыка ( Голоса природы – лето)
Воспитатель: Смотрите, за весной идет следующее время года.
Воспитатель загадывает загадку:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою
Я реки согреваю.
«Купайтесь» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я …
(Лето)
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Посмотрите ребята, кто самый внимательный? Какие изменения произошли в природе с приходом лета.
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Молодцы ребята. Лето нам приносит много ягод, овощей и фруктов. И вот здесь оно оставило нам волшебный мешочек с овощами. Давайте с вами немного поиграем. Вы поочередно должны опустить руку в мешочек, а затем не доставая овоща, а только на ощупь, должны его угадать.
Игра «Топай - хлопай».
1.Бабочка летает над цветком.
2.Летом созревают ягоды
3. Летом идет снег.
4. Летом можно кататься на лыжах.
5. Летом листья опадают.
6. Летом можно купаться в речке
7. Летом птицы улетают на юг.
8. Летом ярко светит солнце и очень жарко.
(Если высказывание верное, то дети хлопают, а если нет-топают)
Проводится игра «Волшебный мешочек»
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Не устали ребята? Тогда мы отправляемся дальше.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень».
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая? (Осень)
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди признаки осени».
Будьте внимательными.
Картинки с признаками осени лежат на столике.
Подойдите к столу и возьмите по одной картинке, на которых изображены признаки осени. И разместите на мольберте.
Рассматриваем все вместе картинки и поясняем, какие приметы осени они выбрали.
Назовите приметы осени.
Дидактическая игра: “Да или нет” (дайте правильный ответ)
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же делать?
Куртки, шапки надевать?
Игра «С какого дерева листок»
Итог занятия:
Воспитатель читает стихотворение.
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Воспитатель: Ребята давайте посчитаем, сколько всего времен года (Четыре времени года).
Посмотрите на эти картинки. На ней все времена года, все они идут друг за другом поочередно.
Вы сегодня молодцы!
Дети, а какое у вас сегодня настроение? (воспитатель показывает
Карточки с изображением лица человека с разным настроением).
Найдите карточку с изображением вашего настроения (доброе,
Нежное, тёплое, ласковое, дружелюбное, весёлое, радостное).
А когда идёт дождь? Какое настроение? (грустное, хмурое, печальное, сонное, унылое).
Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну времён года.
Куда мы с вами сегодня путешествовали?
Перечислите последовательность времён года.
Что вам понравилось, запомнилось?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали и я предлагаю вам послушать песню о временах года.