СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить детей с существующей проблемой опустынивания и деградации земель.

Задачи:

Познавательные:- Расширять первоначальное представление детей о пустыне( климат, растительный и животный мир, приспособленческие особенности растений и животных)

- Формировать умения взаимодействовать с природой, не нарушая экологических правил; -Познакомить со свойствами песка: сыпучесть, текучесть, способность двигаться.

- Расширять и активизировать словарь детей( верблюд, варан, саксаул, бархан, пустыня)

Развивающие:- Научить детей уважать окружающий мир, разумно распоряжаться ее главным богатством- Землей, бережно относиться к самой, пожалуй, ранимой, природной части земного шара - засушливым землям.

- Развивать умение выдвигать гипотезу. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитывающие: Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ"»

НОД: «Юные экологи»

Цель: Познакомить детей с существующей проблемой опустынивания и деградации земель.

Задачи:

Познавательные:- Расширять первоначальное представление детей о пустыне( климат, растительный и животный мир, приспособленческие особенности растений и животных)

- Формировать умения взаимодействовать с природой, не нарушая экологических правил; -Познакомить со свойствами песка: сыпучесть, текучесть, способность двигаться.

- Расширять и активизировать словарь детей( верблюд, варан, саксаул, бархан, пустыня)

Развивающие:- Научить детей уважать окружающий мир, разумно распоряжаться ее главным богатством- Землей, бережно относиться к самой, пожалуй, ранимой, природной части земного шара - засушливым землям.

- Развивать умение выдвигать гипотезу. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Воспитывающие: Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно.

Оборудование и материалы: Медеопроектор, презентация, зеленые галстуки на каждого ребенка, контейнеры прозрачные с песком и почвой, стаканы с водой, светостол, трубочки для коктейля, пакетики с семенами, трава «перекати поле», конверт с письмом.

Словарная работа: пусто- пустынно, варан- ящерица, бархан, саксаул, песчаный овес,

Предварительная работа:

1 Беседа.

2 Загадывание загадок.

3 Рассматривание иллюстраций,

4 Чтение художественной литературы.

Ход: (дети входят в группу, оборудованную под лабораторию.)

Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей лаборатории присутствуют гости, которым интересно, чем мы занимаемся (приветствуем гостей)

Слышится шум ветра, влетает « перекати поле», к нему прикреплен конверт.

- Да это же «перекати поле», а хотите я расскажу вам сказку об этой травинке?

Сказка: « Жили-были растения со странным названием «перекати-поле». Весной они, как всегда, зазеленели после долгожданных дождей, сначала у них появились листочки, затем красивые цветки. Среди растений была очень любознательная травинка. Она все время приставала к маме и папе с вопросами: «Почему нас называют «перекати-поле»? А кто живет там, далеко, где заходит солнце? А что находится за той дорогой?» Но мама и папа не любили разговаривать: «Прекрати свои расспросы, это отвлекает нас от дел», - сурово прерывали травинку родители. «А какие - такие у нас дела?», - не унималась травинка. «Ты должна ловить каждую каплю дождя и выращивать цветки. Ведь у нас так мало времени для этого». Если бы не степной ветер, то травинка совсем бы загрустила. Но этот озорник, иногда пробегая мимо, шептал травинке: «Я-то знаю, почему тебя так зовут. Потерпи немного, и ты увидишь белый свет, узнаешь, что там, где садится солнце». Ветер пролетал так быстро, что травинка не успевала его ни о чем расспросить. Она грустила и мечтала о друзьях, которые могли бы ей о многом рассказать».

Воспитатель:- А теперь она прилетела к нам, интересно, что за конверт прикреплен к ней? (открывает конверт)

- «Здравствуйте, юные экологи. Мы, жители Черноземельского района, хотим обратиться к вам с просьбой о помощи. В этом году у нас малоснежная зима и мы беспокоимся, не грозит ли нам засуха в будущем? Подскажите , что можно сделать для сохранения наших пастбищ »

Воспитатель: Давайте, дети найдем на карте Черноземельский район.

1 Слайд: (карта Калмыкии, сигнал тревоги) – Действительно, наш спутник зафиксировал сигнал опасности в этой местности.

2 Слайд: (пустыня) – Оказывается, в этом районе существует проблема опустынивания. Давайте вспомним, что такое пустыня? (ответы детей)

Пустыней как правило, называют песчаные равнины, с редкой растительностью, лишенные воды.

А кто знает, что такое опустынивание?

Опустынивание- это процесс превращения почвы в бесплодную пустыню из-за неблагоприятных природных факторов, непродуманной эксплуатации земель.

3 Слайд: В пустынях часто случаются пыльные бури, когда ураганный ветер поднимает в воздух массы песка и пыли, они затрудняют дыхание людей.

4 Слайд: В действительности же пустыня вовсе не означает пустые безжизненные пространства, есть животные, и растения которые приспособились к жизни в суровых, экстремальных условиях. А для того, чтобы узнать о них, мы должны отгадать загадки.

Загадки: 5-6 Слайд:

1. С жаждой я борюсь упорно.

Средь пустынь от всех в дали

Аж на тридцать метров корни

Запускаю вглубь земли.

На песчаном океане.

На сыпучем бархане

Вырос кустик, словно еж-

Голой ручкой не возьмешь,

Зато лакомое блюдо

И для сытого верблюда (верблюжья колючка)

7-8 Слайд:

2. По пескам весь день бродил я,

Побывал в жару везде.

Хоть похож на крокодила,

Но живу я не в воде. (варан)

9-10 Слайд:

3. Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Но каждый горб - не горб, амбар!

Еды в них - на семь суток!(верблюд)

11-12 Слайд

4. Не высок и не наряден,

Я среди песков подрос.

Вместо пышных листьев- пряди

Перепутанных волос. (саксаул)

Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое засуха? (ответы детей)

13 Слайд: Засуха - это природное явление. Она возникает там, где выпадает мало осадков (снега и дождя). Значит, какой мы вывод сделаем, грозит жителям Черноземельского района засуха? (ответы детей). Как же мы сможем им помочь? Давайте для начала, выясним свойства песка(приглашаем детей в лабораторию)

14 Слайд:

1. Опыт: Ребята, давайте представим, что это пустыня. Она граничит со степью. (дети подходят к светостолу). Наберите песок в ладони и высыпите его. Что делает песок? Значит он какой? (сыпучий)

2. Опыт: Представим, что в пустыне поднялась песчаная буря. Возьмите трубочку подуйте на песок. Обратите внимание, как быстро песок захватывает новые территории степи. Вот так происходит процесс опустынивания.

3. Опыт: Сравним, как пропускают воду песок и плодородная почва (в контейнеры с песком и почвой дети наливают воду. Что вы заметили? (песок быстро впитал воду, а почва задерживает воду) таким образом, где растения будут лучше расти? (в почве)

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнем.

Физминутка: « Станем мы деревьями»

Станем мы деревьями- сильными, большими.

Ноги - это корни, их поставим шире (ставят ноги шире)

Чтоб держали дерево, падать не давали (ставят один кулак на другой)

Из глубин подземных воду доставали (наклоняются, ладони чашечкой)

Наше тело - прочный ствол (проводят ладонями вдоль тела)

Он чуть- чуть качается (покачиваются на носочках из стороны в сторону)

И своей верхушкой (складывают ладони шалашиком)

В небо упирается (поднимают над головой соединенные руки)

Наши руки-ветки (раскрывают вверху ладони, разводя пальцы в стороны)

Крону образуют (смыкают пальцы)

Вместе им не страшно (качают головой)

Если ветры дуют (качают поднятыми вверх руками)


Воспитатель: С помощью опытов мы выяснили, что песок сыпучий, он очень быстро двигается и захватывает новые территории. Кроме того мы узнали, что песок очень быстро впитывает влагу и испаряет ее. Что же должны сделать жители Черноземельского района, чтобы остановить наступление пустынь? (ответы детей)

Правильно дети. Для того, чтобы приостановить наступление пустыни, нужно создать «зеленые заслоны, значит, засадить огромные территории деревьями, кустарниками и травой, приспособленными к засушливому климату (саксаул, сосны, песчаный овес).

15 Слайд:

Давайте найдем у нас в лаборатории необходимые семена и отправим их жителям Черноземельского района. (семена вкладываем в конверт и прикрепляем к « перекати поле») Когда пойдем на прогулку мы отправим его обратно.

Ребята, вот и закончилась наша работа в лаборатории на сегодня. Что интересного вы узнали?

РЕФЛЕКСИЯ: Ведущая: У меня в мешочке есть стеклянные камушки. Возьмите по - одному и положите в корзиночку синего или красного цвета в зависимости от того, понравилось вам наше путешествие или нет. Молодцы, на этом рабочий день нашей лаборатории завершен.