Составление рассказа – описания по лексической теме «Мебель»
Цель - расширение представлений о мебели и ее назначении.
Задачи:
формировать умение высказываться на тему из личного опыта;
уточнить понятие «Мебель;
учить правильно, использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед;
активизировать в речи сложноподчиненные предложения.
Оборудование: фланелеграф, плоскостные геометрические формы из бумаги для конструирования кукольной мебели.
Ход занятия
Воспитатель: Давайте устроим для нашей куклы Тани комнату. Какая мебель нужна для этого? (ответы детей)
Поставим посередине комнаты стол. (Вызвать двух детей, чтобы они сообща сконструировали стол из бумажных геометрических форм или нарисовали его. В случае затруднения предложить сначала сделать крышку стола, потом ножки.
Воспитатель: Для чего нужен стол?
Дети: Чтобы сидеть за ним, есть, за столом можно заниматься чем-нибудь: рисовать, рассматривать книжки.
Воспитатель: Что еще надо поставить в комнату?
(вызвать двух детей из тех, кто предложил поставить стул)
Воспитатель: Для чего нужен стул? Куда мы поставим стул?
(дети конструируют стул и помещают его около стола)
Воспитатель: На чем еще можно сидеть?
Дети: На кресле, на табурете.
Воспитатель: Чем отличается кресло от стула?
Дети: У кресла есть подлокотники.
Воспитатель: Давайте поставим кресло перед столом. На чем будет спать наша Таня? (ответы детей)
Воспитатель: Да, спать можно на кровати, диване, софе. Оля и Катя поставьте кровать около стены. А теперь найдите место у дивана. Куда вы поставили диван? (ответы детей)
Разместите теперь софу. Куда вы ее поставили? (ответы детей)
Что еще не хватает в комнате?
Дети: Шкафа.
Воспитатель: Для чего нужен шкаф? (ответы детей) Найдите сами место для шкафа. Куда вы его поставили?
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас Таня поиграет с вами. Превращаем вас в мячики.
1 2 3 4 5- вот мы мячики опять. Таня несильно подбрасывает мячики.
(Дети подпрыгивают невысоко)
Таня подбрасывает мячики сильно.
(Дети подпрыгивают высоко) Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель: Как вы думаете, куда Таня уберёт мячики и другие игрушки?
Дети: На полку, в шкаф.
Воспитатель: А куда Таня поставит посуду?
Дети: В буфет, на полку, на стол.
Воспитатель: А какие бывают столы?
Дети: Столы бывают кухонные, журнальные, письменные.
(Вношу иллюстрации столов).
Воспитатель; Почему стол называют кухонным?
Дети: Его ставят на кухне.
Воспитатель: Зачем нужен журнальный стол?
Дети: За ним можно рассматривать журналы, книги.
Воспитатель: Зачем нужен компьютерный стол?
Дети: Для компьютера.
Воспитатель: Столы бывают разные и шкафы тоже. Для одежды - платяной. Давайте вместе скажем - платяной.
(Дети повторяют) А как называется шкаф для книг?
Дети: Книжный.
Воспитатель: Таня хочет узнать, какая мебель есть у вас дома. Иди, Полина, расскажи.
При затруднении помогаю наводящими вопросами. Что стоит у вас посередине комнаты? Что стоит у стены? На чём вы сидите, когда смотрите мультфильмы или кино? (2-3 выступления).
Воспитатель: Нам было интересно слушать ваши рассказы. А теперь представим, что Таня пригласила гостей и не знает, что куда положить, давайте ей поможем. Куда положим хлеб?
Дети: В хлебницу.
(Ответы детей сопровождаю показом предметов посуды)
Воспитатель: Куда положим сахар?
Дети: В сахарницу.
Воспитатель: А конфеты?
Дети: Конфеты положим в конфетницу.
Воспитатель: В чём подают на стол салат?
Дети: В салатнике.
Воспитатель: На столе обязательно должны быть салфетки. В чём они лежат?
Дети: В салфетнице.
Воспитатель: Танюша, не забудь перед едой предложить гостям помыть руки. Саша, где должно лежать мыло?
Саша: В мыльнице.
Воспитатель: Молодцы, хорошо вы помогли Танюше, теперь она знает, как накрывать на стол. Чтобы гости не заскучали, давайте научим Таню играть в слова «Похлопай, если услышишь песенку водички». Как водичка поёт свою песенку?
Дети: С-с-с-с.
Воспитатель: Правильно, а теперь будьте внимательны. Приготовьте ладоши, когда услышите в слове песенку водички, хлопайте. Стул.
-Молодцы, это слово начинается с песенки водички. Стол.
- Правильно, здесь тоже есть песенка водички. Диван.
-Катя, почему ты не хлопала?
Катя: Здесь нет песенки водички.
-Слушаем следующее слово. Кровать. Молодцы. Кресло. Ксюша, как ты считаешь, нужно было хлопать?
Ксюша: Да.
Воспитатель: Молодцы, вы были внимательны и играли по правилам.
Танюша, тебе понравилось у нас гостях.
-Спасибо ребята, мне понравилась комната, которую вы мне устроили.
-А вам ребята, что понравилось?
Дети: Устраивать комнату. Отгадывать загадки о мебели. Играть в игру. Рассказывать о своей комнате.