СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД "Путешествие в космос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Путешествие в космос"»



Космическое путешествие

НОД в подготовительной группе

Разработала и провела воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №3» Жанна Евгеньевна Панкова

Ведущая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная.

Форма организации: индивидуальная, групповая.

Форма проведения: игра- путешествие.

Формы реализации:

- игровая мотивация;

- динамическая пауза и смена статичного положения в целях сохранения здоровья детей;

- вопросы поискового характера для развития познавательного интереса и речевой активности;

- работа детей в группах для формирования социального статуса ребенка как партнера;

- работа с дидактическим материалом;

- музыкальное сопровождение.



Цель: создание условий для формирования познавательного интереса к космической теме.

Задачи

Обучающие:

- расширять представления детей о космосе;

- закреплять знание о планетах;

- активизировать лексический запас по теме «Космос»;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- учить находить предметы по картине, выделяя их характерные признаки;

Развивающие:

- развивать фонематическое восприятие, связную речь, общие речевые навыки, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, логическое мышление;

- формировать умение рассуждать и высказывать своё мнение; понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; планировать свои действия; достигать определенной цели;

Воспитательные:

- воспитывать желание и умение работать в коллективе, быть вежливым и приветливым, помогать друг другу; умение слушать воспитателя и товарищей;

- создать положительный эмоциональный настрой

В процессе НОД используются:

-игровая мотивация;

- динамическая пауза и смена статичного положения в целях сохранения здоровья детей;

- вопросы поискового характера для развития познавательного интереса и речевой активности;

- работа детей в группах для формирования социального статуса ребенка как партнера;

- пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук и организации детей к дальнейшей деятельности;

- использование музыкального сопровождения.

Материалы

1.Демонстрационный материал:

- плакат «Строение Солнечной системы»;

- глобус;

- фотографии космонавтов;

- иллюстрации по теме «Космос»;

- выставка книг и энциклопедий.

2. Раздаточный материал:

- сувениры-звезды;

- цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры;

- белая бумага формата А3;

- карточки «Маршрут полета»;

- карточки для расшифровки названия планеты;

- картины

3. Музыкальное сопровождение: композиции в исполнении группы «Space»

Предварительная работа:

- проектно-исследовательская деятельность с целью получения знаний о Вселенной, космических полетах, космонавтов и др.;

- рассматривание фото космонавтов, иллюстраций с изображением планет, космических кораблей;

- конструирование космических кораблей из строительного материала;

- оформление выставки рисунков и поделок на тему «Космос»;

- чтение художественной литературы, энциклопедий, познавательной литературы о космосе, разучивание стихотворений;

- беседы о космосе и труде космонавтов.

Ожидаемые результаты:

- имеет представление о космосе, о профессии- космонавт, называет планеты;

- расширен словарный запас по теме «Космос»;

- владеет обратным отсчетом в пределах 10;

- определяет предметы по родам;

- выделяет первый и последний звук;

- проявляет желание узнавать новое;

- умеет анализировать, рассуждать;

- использует речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;

- способен выполнять любые роли, организует совместную деятельность в подгруппе и коллективе;

- обращается за помощью к сверстникам и взрослому при затруднениях;

- умеет подчиняться правилам и социальным нормам;

- развита адекватная самооценка согласно возрасту;

- планирует свои действия в соответствии с конкретной задачей;

- умеет работать по инструкции взрослого.

Ход образовательной деятельности

Ребята, как вы уже заметили, к нам пришло много гостей. Это мои коллеги по работе. Давайте с ними поздороваемся не по-простому, а по- музыкальному (дети пропевают «Доб- ро-е у-тро-о-о» на выдохе)

- Как еще можно поприветствовать гостей? (здравствуйте, мы вам рады, добрый день, привет)

- Но при этом обязательно нужно смотреть в глаза и говорить каким голосом? (нежным, добрым, ласковым)

- Для дальнейшей работы предлагаю повторить наши правила общения.

Пальчиковая игра «Разрешается - запрещается».

Разрешается:

(пальцы правой руки сжаты в кулак, большой палец поднят вверх.)

Слушать, думать, рассуждать и отвечать.

(пальцы отгибаются один за другим, начиная с мизинца)

Запрещается:

( пальцы левой руки сжаты в кулак, большой палец опущен вниз.)

Кричать, шуметь, перебивать, ворчать.

(пальцы отгибаются один за другим, начиная с мизинца)

- Мы с вами в этом году много путешествовали. Давайте вспомним, где мы побывали? (в Австралии, в Африке, Америке, на Северном и Южном полюсе.)

- Замечательно, сегодня я вас снова приглашаю в путешествие, оно будет таинственным, загадочным и интересным.

- А вот куда мы отправимся, узнаете, если отгадаете музыкальную загадку.

Закройте глаза, послушайте музыкальную композицию и представьте в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка.

(Дети слушают музыку в исполнении группы «Space»)

- В космос.

- Правильно, эта музыка такая же загадочная и необычная, как и Космос. Мы отправляемся в космические дали. Людей всегда манило загадочное звездное небо, многие бы хотели побывать в космосе. И такой момент наступил- 12 апреля в 1961 году, благодаря упорной, слаженной работе многих людей, человек отправился в космос. Этим человеком был Ю.А. Гагарин. Он был первым, кто доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так на земле появилась новая - космонавт. Это необычайно сложная и ответственная работа.А каким качествами должен обладать космонавт?

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Ленивый- трудолюбивый,

Злой- добрый,

Слабый- сильный,

Медлительный- быстрый,

Неряшливый- аккуратный,

Грустный- весёлый,

Трусливый- смелый, храбрый,

Неуклюжий- ловкий,

Нервный- спокойный,

Больной- здоровый,

Глупый- умный.

- А еще космонавт должен быть находчивым, смекалистым, выносливым и внимательным.

- Сейчас я проверю, какие вы внимательные, готовы ли вы стать космонавтами.

Музыкально-дидактическая игра: «Повтори ритм» (стоя в кругу)

Один член команды на свой выбор задает ритм (щелчками пальцев, притопами, хлопками), а члены команды повторяют ритм.

- Можно сказать, что мы очень внимательные. Космонавты- это люди очень умные и всезнающие. Посмотрим, а что вы знаете о космосе. Постарайтесь ответить на мои вопросы, проявляя при этом терпение и уважение другим. Т. е, если вы знаете ответ, поднимите руку, но не выкрикивайте.

  • Как называется костюм космонавта? (скафандр)

  • Солнце - это планета или звезда?( звезда)

  • Кто был первым космонавтом? ( Ю.А. Гагарин)

  • Какую планету называют красной? (Марс)

  • Как называется прибор для наблюдения за космическими объектами? (телескоп)

  • Кто управляет космической ракетой? (космонавт)

  • Как называется явление когда «падают» звезды? (звездопад)

  • Какая планета находится ближе всех к солнцу? (Меркурий)

  • Как называется «дорожка», по которой движется планета в космосе? (орбита)

- Вы показали, что многое знаете, но космонавт должен обладать зорким глазом. Сейчас мы проверим ваши внимательные глазки.





Дидактическая игра «Блуждание по картине»

Игра проводится в группах, каждая команда получает одну и ту же картину (формат А3). Детям нужно в течение 3 минут найти предметы мужского рода - одна команда, женского рода - вторая и среднего рода - третья команда. Отсчитывать время нам помогут песочные часы.

-Команды готовы?

-Время пошло!

По истечении времени происходит обсуждение результатов в кругу

- Вы показали, что многое умеете и знаете, у вас зоркий глаз. А как у вас дела со здоровьем? Приглашаю вас на космическую зарядку.

Динамическая пауза.

А сейчас мы с вами дети улетаем на ракете,

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два потянись,

Улетим мы скоро ввысь!

Вокруг себя мы повернемся и друг другу улыбнемся!

- Вы с честью прошли все испытания, я думаю что нам можно отправляться в полет. И теперь вы не просто команды, а экипажи космических кораблей.

- А какие планеты есть в Солнечной системе?

Вспомним название и расположение планет от Солнца с опорой на таблицу


М

Маша

Первая планета

Меркурий

В

веником

Вторая

Венера

З

Землю

Третья

Земля

М

мела.

Четвертая

Марс

Ю

Юра

Пятая

Юпитер

С

сидел

Шестая

Сатурн

У

у

Седьмая

Уран

Н

норы

Восьмая

Нептун

П

паука.

Девятая

Плутон


Планет много и вам, наверное, хочется узнать, на какую планету вы полетите.

А название её вы узнаете, выполнив следующее задание.

Дидактическая игра «Разведчики»

- Вам нужно по первым звукам названий предметов, изображённых на картинке составить слово.

- Напоминаю! Звуки- слышим и говорим, а буквы- видим и пишем. Буква- это портрет звука. Ребята, чей экипаж не сможет прочитать слово, обратитесь ко мне за помощью.

Экипажи получают задание.

В итоге у детей получаются три названия (Юпитер, Нептун, Венера).

- Итак, сегодня в космическое путешествие отправляются сразу три экипажа!

Один- на Юпитер, другой- на Венеру, и третий- на Нептун. Пора прокладывать маршрут полета.

Дидактическая игра «Цепочка слов»

- Каждому из вас предлагаю звёздную карту с изображением предметов. Вам нужно проложить путь от картинки к картинке так, чтобы последний звук оказался первым в следующем слове. Например, стол- лампа- апельсин и т. д. На работу дается 3 мин, отсчитывать время нам помогут песочные часы.

Воспитатель вывешивает правильный вариант работы для самопроверки.

- Ну что ж, вижу, что экипажи готовы к космическому путешествию. Пора отправляться в неизвестные дали. А с собой мы возьмем свои знания и умения, смекалку, взаимовыручку и, конечно, хорошее настроение!

-Экипажам занять свои места!

-Есть, занять свои места!

-Пристегнуть ремни!

-Есть, пристегнуть ремни!

-Ключ на старт!

-Есть, ключ на старт!

-Начать обратный отсчёт!

-10, 9, 8,…1, старт!

-5 минут полет нормальный!

- Вот мы и преодолели притяжение Земли и оказались в невесомости. Что означает это слово? (нет веса)

- В невесомости летим,

В иллюминаторы глядим.

- Посмотрите, какая она наша планета Земля?

(круглая, красивая, голубая, далекая, обитаемая,..)

- А я вижу звезды, они какие?

(холодные, маленькие, яркие, красивые, далекие, голубые, белые,…)

- Внимание! Внимание! Впереди планеты! Приготовиться к приземлению! Ой, а почему к «приземлению»? Ведь это когда на Землю совершаем посадку, говорим «приземляемся». Вот ваш экипаж на какую планету садится? (Венера). Значит, вы при….(ответы детей)

- Вы летите на планету Нептун! Значит вы при…(ответы детей)

- Ну а ваш экипаж при…юпитеривается?!

- Поздравляю с удачной посадкой! Улыбнитесь и пожмите друг другу руки. Экипажам приготовится к космической высадке. Ваша задача- все внимательно осмотреть, по возможности, найти контакт с местными жителями. А как зовут жителей Венеры?

Мужчин там называют…А женщин?

(аналогичные вопросы задаются двум другим экипажам)

- До нас, ребята, на этих планетах никто из людей не был. И никто не видел инопланетян.Давайте представим, что нам они повстречались, рассмотрите их внимательно, зарисуйте портреты, чтобы показать остальным землянам.

Работа в группах «Инопланетянин»

(рисование мелками, фломастерами, карандашами)

- Ребята, запас кислорода в баллонах не бесконечен, потому поторопитесь. Нам помогут отсчитывать время песочные часы (5 минут)

- Время вышло, представьте портреты инопланетян. Давайте мы их с вами поместим на доске, и позже вы расскажите о своих внеземных друзьях. А сейчас центр управления полетами сообщает, что пора возвращаться на Землю, т.к. не только кислород, но и топливо на исходе.

-Экипажам занять свои места!

-Есть, занять свои места!

-Пристегнуть ремни!...

-Ключ на старт!...

-Начать обратный отсчёт!...

-Старт!

(Звучит музыка группы «Земляне» «Земля в иллюминаторе»)

- Наше путешествие подошло к завершению. Думаю, что оно было интересным и полезным. Кто знает, может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, станет космонавтом, или изобретет новые космические аппараты, или откроет другие планеты во вселенной.

- Внимание! Сделайте глубокий вдох! Приземляемся! Космический корабль совершил мягкую посадку благодаря слаженной и дружной работе экипажей. Всем большое спасибо! Я очень надеюсь, что вам понравилось наше путешествие и у вас сохранилось хорошее настроение. Когда космонавты возвращаются на Землю, их называют героями и награждают медалями. Звезды бывают красные, желтые, голубые и белые. Оцените сами свою работу и возьмите на память о нашем путешествии звездочку:

красную- я работал отлично;

желтую- я работал хорошо;

голубую- мог бы работать и лучше;

белую- мне было не интересно.







10