Космическое путешествие
НОД в подготовительной группе
Разработала и провела воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №3» Жанна Евгеньевна Панкова
Ведущая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная.
Форма организации: индивидуальная, групповая.
Форма проведения: игра- путешествие.
Формы реализации:
- игровая мотивация;
- динамическая пауза и смена статичного положения в целях сохранения здоровья детей;
- вопросы поискового характера для развития познавательного интереса и речевой активности;
- работа детей в группах для формирования социального статуса ребенка как партнера;
- работа с дидактическим материалом;
- музыкальное сопровождение.
Цель: создание условий для формирования познавательного интереса к космической теме.
Задачи
Обучающие:
- расширять представления детей о космосе;
- закреплять знание о планетах;
- активизировать лексический запас по теме «Космос»;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- учить находить предметы по картине, выделяя их характерные признаки;
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, связную речь, общие речевые навыки, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, логическое мышление;
- формировать умение рассуждать и высказывать своё мнение; понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; планировать свои действия; достигать определенной цели;
Воспитательные:
- воспитывать желание и умение работать в коллективе, быть вежливым и приветливым, помогать друг другу; умение слушать воспитателя и товарищей;
- создать положительный эмоциональный настрой
В процессе НОД используются:
-игровая мотивация;
- динамическая пауза и смена статичного положения в целях сохранения здоровья детей;
- вопросы поискового характера для развития познавательного интереса и речевой активности;
- работа детей в группах для формирования социального статуса ребенка как партнера;
- пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук и организации детей к дальнейшей деятельности;
- использование музыкального сопровождения.
Материалы
1.Демонстрационный материал:
- плакат «Строение Солнечной системы»;
- глобус;
- фотографии космонавтов;
- иллюстрации по теме «Космос»;
- выставка книг и энциклопедий.
2. Раздаточный материал:
- сувениры-звезды;
- цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры;
- белая бумага формата А3;
- карточки «Маршрут полета»;
- карточки для расшифровки названия планеты;
- картины
3. Музыкальное сопровождение: композиции в исполнении группы «Space»
Предварительная работа:
- проектно-исследовательская деятельность с целью получения знаний о Вселенной, космических полетах, космонавтов и др.;
- рассматривание фото космонавтов, иллюстраций с изображением планет, космических кораблей;
- конструирование космических кораблей из строительного материала;
- оформление выставки рисунков и поделок на тему «Космос»;
- чтение художественной литературы, энциклопедий, познавательной литературы о космосе, разучивание стихотворений;
- беседы о космосе и труде космонавтов.
Ожидаемые результаты:
- имеет представление о космосе, о профессии- космонавт, называет планеты;
- расширен словарный запас по теме «Космос»;
- владеет обратным отсчетом в пределах 10;
- определяет предметы по родам;
- выделяет первый и последний звук;
- проявляет желание узнавать новое;
- умеет анализировать, рассуждать;
- использует речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
- способен выполнять любые роли, организует совместную деятельность в подгруппе и коллективе;
- обращается за помощью к сверстникам и взрослому при затруднениях;
- умеет подчиняться правилам и социальным нормам;
- развита адекватная самооценка согласно возрасту;
- планирует свои действия в соответствии с конкретной задачей;
- умеет работать по инструкции взрослого.
Ход образовательной деятельности
Ребята, как вы уже заметили, к нам пришло много гостей. Это мои коллеги по работе. Давайте с ними поздороваемся не по-простому, а по- музыкальному (дети пропевают «Доб- ро-е у-тро-о-о» на выдохе)
- Как еще можно поприветствовать гостей? (здравствуйте, мы вам рады, добрый день, привет)
- Но при этом обязательно нужно смотреть в глаза и говорить каким голосом? (нежным, добрым, ласковым)
- Для дальнейшей работы предлагаю повторить наши правила общения.
Пальчиковая игра «Разрешается - запрещается».
Разрешается:
(пальцы правой руки сжаты в кулак, большой палец поднят вверх.)
Слушать, думать, рассуждать и отвечать.
(пальцы отгибаются один за другим, начиная с мизинца)
Запрещается:
( пальцы левой руки сжаты в кулак, большой палец опущен вниз.)
Кричать, шуметь, перебивать, ворчать.
(пальцы отгибаются один за другим, начиная с мизинца)
- Мы с вами в этом году много путешествовали. Давайте вспомним, где мы побывали? (в Австралии, в Африке, Америке, на Северном и Южном полюсе.)
- Замечательно, сегодня я вас снова приглашаю в путешествие, оно будет таинственным, загадочным и интересным.
- А вот куда мы отправимся, узнаете, если отгадаете музыкальную загадку.
Закройте глаза, послушайте музыкальную композицию и представьте в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка.
(Дети слушают музыку в исполнении группы «Space»)
- В космос.
- Правильно, эта музыка такая же загадочная и необычная, как и Космос. Мы отправляемся в космические дали. Людей всегда манило загадочное звездное небо, многие бы хотели побывать в космосе. И такой момент наступил- 12 апреля в 1961 году, благодаря упорной, слаженной работе многих людей, человек отправился в космос. Этим человеком был Ю.А. Гагарин. Он был первым, кто доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так на земле появилась новая - космонавт. Это необычайно сложная и ответственная работа.А каким качествами должен обладать космонавт?
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Ленивый- трудолюбивый,
Злой- добрый,
Слабый- сильный,
Медлительный- быстрый,
Неряшливый- аккуратный,
Грустный- весёлый,
Трусливый- смелый, храбрый,
Неуклюжий- ловкий,
Нервный- спокойный,
Больной- здоровый,
Глупый- умный.
- А еще космонавт должен быть находчивым, смекалистым, выносливым и внимательным.
- Сейчас я проверю, какие вы внимательные, готовы ли вы стать космонавтами.
Музыкально-дидактическая игра: «Повтори ритм» (стоя в кругу)
Один член команды на свой выбор задает ритм (щелчками пальцев, притопами, хлопками), а члены команды повторяют ритм.
- Можно сказать, что мы очень внимательные. Космонавты- это люди очень умные и всезнающие. Посмотрим, а что вы знаете о космосе. Постарайтесь ответить на мои вопросы, проявляя при этом терпение и уважение другим. Т. е, если вы знаете ответ, поднимите руку, но не выкрикивайте.
Как называется костюм космонавта? (скафандр)
Солнце - это планета или звезда?( звезда)
Кто был первым космонавтом? ( Ю.А. Гагарин)
Какую планету называют красной? (Марс)
Как называется прибор для наблюдения за космическими объектами? (телескоп)
Кто управляет космической ракетой? (космонавт)
Как называется явление когда «падают» звезды? (звездопад)
Какая планета находится ближе всех к солнцу? (Меркурий)
Как называется «дорожка», по которой движется планета в космосе? (орбита)
- Вы показали, что многое знаете, но космонавт должен обладать зорким глазом. Сейчас мы проверим ваши внимательные глазки.
Дидактическая игра «Блуждание по картине»
Игра проводится в группах, каждая команда получает одну и ту же картину (формат А3). Детям нужно в течение 3 минут найти предметы мужского рода - одна команда, женского рода - вторая и среднего рода - третья команда. Отсчитывать время нам помогут песочные часы.
-Команды готовы?
-Время пошло!
По истечении времени происходит обсуждение результатов в кругу
- Вы показали, что многое умеете и знаете, у вас зоркий глаз. А как у вас дела со здоровьем? Приглашаю вас на космическую зарядку.
Динамическая пауза.
А сейчас мы с вами дети улетаем на ракете,
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, два потянись,
Улетим мы скоро ввысь!
Вокруг себя мы повернемся и друг другу улыбнемся!
- Вы с честью прошли все испытания, я думаю что нам можно отправляться в полет. И теперь вы не просто команды, а экипажи космических кораблей.
- А какие планеты есть в Солнечной системе?
Вспомним название и расположение планет от Солнца с опорой на таблицу
М | Маша | Первая планета | Меркурий |
В | веником | Вторая | Венера |
З | Землю | Третья | Земля |
М | мела. | Четвертая | Марс |
Ю | Юра | Пятая | Юпитер |
С | сидел | Шестая | Сатурн |
У | у | Седьмая | Уран |
Н | норы | Восьмая | Нептун |
П | паука. | Девятая | Плутон |
Планет много и вам, наверное, хочется узнать, на какую планету вы полетите.
А название её вы узнаете, выполнив следующее задание.
Дидактическая игра «Разведчики»
- Вам нужно по первым звукам названий предметов, изображённых на картинке составить слово.
- Напоминаю! Звуки- слышим и говорим, а буквы- видим и пишем. Буква- это портрет звука. Ребята, чей экипаж не сможет прочитать слово, обратитесь ко мне за помощью.
Экипажи получают задание.
В итоге у детей получаются три названия (Юпитер, Нептун, Венера).
- Итак, сегодня в космическое путешествие отправляются сразу три экипажа!
Один- на Юпитер, другой- на Венеру, и третий- на Нептун. Пора прокладывать маршрут полета.
Дидактическая игра «Цепочка слов»
- Каждому из вас предлагаю звёздную карту с изображением предметов. Вам нужно проложить путь от картинки к картинке так, чтобы последний звук оказался первым в следующем слове. Например, стол- лампа- апельсин и т. д. На работу дается 3 мин, отсчитывать время нам помогут песочные часы.
Воспитатель вывешивает правильный вариант работы для самопроверки.
- Ну что ж, вижу, что экипажи готовы к космическому путешествию. Пора отправляться в неизвестные дали. А с собой мы возьмем свои знания и умения, смекалку, взаимовыручку и, конечно, хорошее настроение!
-Экипажам занять свои места!
-Есть, занять свои места!
-Пристегнуть ремни!
-Есть, пристегнуть ремни!
-Ключ на старт!
-Есть, ключ на старт!
-Начать обратный отсчёт!
-10, 9, 8,…1, старт!
-5 минут полет нормальный!
- Вот мы и преодолели притяжение Земли и оказались в невесомости. Что означает это слово? (нет веса)
- В невесомости летим,
В иллюминаторы глядим.
- Посмотрите, какая она наша планета Земля?
(круглая, красивая, голубая, далекая, обитаемая,..)
- А я вижу звезды, они какие?
(холодные, маленькие, яркие, красивые, далекие, голубые, белые,…)
- Внимание! Внимание! Впереди планеты! Приготовиться к приземлению! Ой, а почему к «приземлению»? Ведь это когда на Землю совершаем посадку, говорим «приземляемся». Вот ваш экипаж на какую планету садится? (Венера). Значит, вы при….(ответы детей)
- Вы летите на планету Нептун! Значит вы при…(ответы детей)
- Ну а ваш экипаж при…юпитеривается?!
- Поздравляю с удачной посадкой! Улыбнитесь и пожмите друг другу руки. Экипажам приготовится к космической высадке. Ваша задача- все внимательно осмотреть, по возможности, найти контакт с местными жителями. А как зовут жителей Венеры?
Мужчин там называют…А женщин?
(аналогичные вопросы задаются двум другим экипажам)
- До нас, ребята, на этих планетах никто из людей не был. И никто не видел инопланетян.Давайте представим, что нам они повстречались, рассмотрите их внимательно, зарисуйте портреты, чтобы показать остальным землянам.
Работа в группах «Инопланетянин»
(рисование мелками, фломастерами, карандашами)
- Ребята, запас кислорода в баллонах не бесконечен, потому поторопитесь. Нам помогут отсчитывать время песочные часы (5 минут)
- Время вышло, представьте портреты инопланетян. Давайте мы их с вами поместим на доске, и позже вы расскажите о своих внеземных друзьях. А сейчас центр управления полетами сообщает, что пора возвращаться на Землю, т.к. не только кислород, но и топливо на исходе.
-Экипажам занять свои места!
-Есть, занять свои места!
-Пристегнуть ремни!...
-Ключ на старт!...
-Начать обратный отсчёт!...
-Старт!
(Звучит музыка группы «Земляне» «Земля в иллюминаторе»)
- Наше путешествие подошло к завершению. Думаю, что оно было интересным и полезным. Кто знает, может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, станет космонавтом, или изобретет новые космические аппараты, или откроет другие планеты во вселенной.
- Внимание! Сделайте глубокий вдох! Приземляемся! Космический корабль совершил мягкую посадку благодаря слаженной и дружной работе экипажей. Всем большое спасибо! Я очень надеюсь, что вам понравилось наше путешествие и у вас сохранилось хорошее настроение. Когда космонавты возвращаются на Землю, их называют героями и награждают медалями. Звезды бывают красные, желтые, голубые и белые. Оцените сами свою работу и возьмите на память о нашем путешествии звездочку:
красную- я работал отлично;
желтую- я работал хорошо;
голубую- мог бы работать и лучше;
белую- мне было не интересно.
10