1. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема урока: «Лес».
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Цель урока: познакомить обучающихся с экологическими связями природного сообщества «лес».
Задачи урока: Предметные: знать о взаимосвязях между растениями и животными в лесу; делать выводы по теме урока.
Личностные: осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными; · формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные: извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; · анализировать рисунок и схемы в учебнике;
формулировать соответствующие правила экологической этики.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, учебник А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, учебник А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая носителе, рабочая тетрадь А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир (часть1),
М: Просвещение, 2013.Презентация «Красота леса», песня «Никого не обижай»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, учебник А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» , Презентация «Ярусы леса»
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте дети, давайте с вами сядем прямо, лишнее все уберем, улыбнемся соседу и начнем наш урок.
2. Актуализация знаний.
Учитель: давайте с вами вспомним, что такое природное сообщество?
Дети: это группа животных или растительных организмов, живущих вместе.
Учитель: верно, сегодня мы с вами поговорим об одном из них, но сперва отгадайте загадку.
3. Проблемное объяснение нового знания.
ЗАГАДКА
Это дом. Огромный дом -
Места всем хватает в нем:
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.
Дети: Это лес.
Учитель: верно. Кто из вас бывал уже в лесу? Кто- что видел? Кого повстречали?
Дети: деревья, кусты, лиса, грибы и т.д.
Учитель: тогда как мы можем сказать, что же такое лес?
Дети: Лес - природное сообщество, в котором взаимодействуют растения, животные, грибы, микроорганизмы.
1. Работа с учебником.
Учитель: откроем учебник на стр. 100-101 и прочитаем по цепочке текст «Войдем в лес».
Дети: (читают)
Учитель: что мы узнали главное из текста?
Дети: В лесу все взаимосвязано. И есть как живая, так и неживая природа.
Учитель: Что относится к неживой природе?
Дети: Солнечный свет, воздух, вода.
2. Работа с презентацией и учебником
Учитель: Откройте стр.102-103. Здесь мы видим большое разнообразие живого мира в лесу. Некоторые животные живут высоко, а другие на земле. Давайте с вами посмотри в окно. Нашу школу окружают многоэтажные дома. Мы можем сравнить эти дома с лесом?
Дети: Можем
Учитель: Лес состоит из ярусов, как дом из этажей. Смотрим на доску:
1 ярус – высокие деревья, 2 – низкие деревья, 3 – кустарники, 4- травы и кустарнички, 5 – мхи, лишайники и грибы.
Учитель: посмотрите на слайд и прочитайте, какие деревья относятся к первому ярусу
Дети: Кедр, липа, тополь, лиственница, пихта, клён.
Учитель: А какие деревья 1 яруса изображены в учебнике?
Дети: Дуб, осина, сосна.
Учитель: лиственница, пихта, ель – это какие деревья?
Дети: хвойные
Учитель: А липу, березу, дуб, клён?
Дети: Лиственные
Учитель: Чем они между собой отличаются?
Дети: У лиственных растений листья в форме пластинок, а у хвойных растений листья в форме иголок.
Учитель: Прочитайте, какие животные живут на деревьях первого яруса
Дети: белка, черная сипуха, ворон
Учитель: какие животные показаны нам в учебнике?
Дети: шелкопряд, короед
Учитель: на кого похожа черная сипуха?
Дети: на сову
Учитель: верно. Какие мы знаем интересные факты о совах?
Дети: они охотятся ночью, у них хорошее зрение, они могу поворачивать голову на 270 градусов.
Учитель: как вы думаете, а зачем ей такая способность (поворачивать голову)
Дети: чтобы лучше видеть и охотиться?
Учитель: если мы посмотри на ворона, то его глаза находятся слегка по бокам, но у сипухи они точно прямо. Поэтому они плохо видят периферическим зрением и именно поэтому природа наградила ее такой особенностью.
Учитель: посмотрим на деревья, которые относятся ко 2 ярусу. Это рябина, береза, черёмуха. Назовите, кто живёт на 2 ярусе.
Дети: Ястреб, дятел, кукушка, пчелы
Учитель: как вы думаете, зачем дятлу такой клюв?
Дети: С его помощью дятлы долбят кору, стараясь найти пищу( насекомых, личинок), делать себе гнездо.
Учитель: Верно, а еще эта трель также является важным средством общения между птицами.
Учитель: Что вы знаете о таких птицах как кукушка?
Дети: Они подкидывают своих птенцов в чужие гнезда.
Учитель: Как вы думаете, а зачем они так делают?
Дети: Возможно, они не могут их прокормить.
Учитель: За сезон кукушка откладывает более десяти яиц, и многие ученые считают, что высиживать их самостоятельно, а потом кормить каждого птенца ей просто не по силам. Потому она и перекладывает заботу о них на других пернатых.
Учитель: посмотрим на 3 ярус. Прочитайте, какие кустарники встречаются в лесу
Дети: Крушина, лещина, калина, бересклет.
Учитель: если вы будете гулять с родителями по лесу. Нельзя брать и кушать плоды любых кустарников, даже если вы уверены, что они съедобные.
Дети: можно запросто отравиться.
Учитель: какие же животные живут на 3 ярусе?
Дети: Воробьи, дрозд, синица
Учитель: почему именно эти птицы живут на 3 ярусе?
Дети: они питаются плодами кустарников.
Учитель: что же у нас растёт на 4 ярусе?
Дети: брусника, ежевика, черника, ромашка, крапива, подорожник и т.д.
Учитель: посмотрим на картинку в учебнике, кто живет у нас на 4 ярусе?
Дети: кабаны, полёвка, ласка, лесная мышь.
Учитель: кого вы можете еще назвать?
Дети: волк, заяц, медведь, лиса и т.д.
Учитель: вот мы и добрались до 5 яруса, где у нас растут мхи, лишайники и грибы. Посмотрите на доску. (Фото мхов и лишайников)
Учитель: какие грибы можете мне назвать.
Дети: Белый гриб, лисички, подберезовики, опята и т.д
Учитель: среди съедобных грибов есть и ядовитые , поэтому прошу вас снова быть бдительными и аккуратными.
3. Просмотр видео
Учитель: сейчас посмотри небольшое видео (5 мин).
Учитель: что вы запомнили из видео?
Дети: что леса есть хвойные, лиственные, смешанные, тропические. И то, что важно сохранять наши леса (не мусорить, не вырубать, не поджигать)
4. Закрепление
Что же такое лес?
На какие ярусы делятся?
К какому ярусу мы отнесем белку, рябину, крапиву, грибы, дуб?
5. Рефлексия
Рефлексия деятельности.
• Что на вас произвело наибольшее впечатление?
• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
• Что нового вы узнали на уроке?
• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?