МБОУ «СОШ» с. Черёмуховка
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
УЧИТЕЛЬ:
Косолапова Валентина Анатольевна
Черемуховка, 2013.
Вводная часть.
Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться, чтобы хорошо учиться!
- Сегодня у нас необычный урок – на нем присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь.
- Просигнальте, какое у вас сейчас настроение? (смайлы).
- Чем мы будем заниматься на уроке? (картинный план)
II. Проверка домашнего задания.
2.1 - На дом вам было задано вариативное задание.
Вы должны были узнать у родителей, кем бы из своих предков могли бы гордиться или приготовили рассказ о своей родословной.
2.2 – С целью повторения материала, который мы изучали на прошлом уроке, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Это будет следующий этап урока.
1. На нем размещаются имена родственников одной семьи (древо)
2. Одна из распространенных в мире религий, вера в Бога (христианство)
3. Так называют людей, которые родились и живут в 1 время (поколение)
4. Единица исчисления времени по солнечному календарю, равная 1/12 части года (месяц)
5. Наука, изучающая прошлое человечества (история)






























III. Постановка проблемы.
- Я предлагаю вам послушать песню («С чего начинается Родина?»)
- О чем поется в песне?
- Как вы думаете, почему мы слушали именно эту песню?
- Какова тема нашего сегодняшнего урока? (слайд «С чего начинается Родина?»)
- Откройте учебники на с. 16, прочитайте диалог Ани и папы. (по ролям Даша и Саша)
- Какую основную мысль высказала Аня в первой фразе? (слайд «Наша Родина - Россия»)
- Что удивило Анюту? (Что папа называет своей родиной Новгород)
- Какое вы заметили противоречие? (У Аниного папы 2 Родины)
- Какой возник вопрос? (слайд «Что человек называет своей Родиной?»)
IV. Актуализация знаний.
- Рассмотрите рисунки (дом, город, страна - слайд)
- По каждому рисунку составьте предложение со словом Родина.
Р

ОДИНА
дом, в кот. родился родной город родная страна
V. Новая тема.
- Родной дом, село, город называют малой родиной, а страну, в которой ты родился – большой Родиной.
- Что каждый из вас считает малой родиной?(Черемуховка). (СЛАЙД)
- Правильно, наша малая родина – Черемуховка. У нашей малой родины, как и у большой, есть государственные символы – флаг, герб, гимн.(СЛАЙД)
- В республике родилось и выросло много известных людей, прославивших его(СЛАЙД) - это Раиса Сметанина, Василий Рочев, Лидия Логинова, Иван Куратов, Валерий Леонтьев и.т.д
- Как вы можете объяснить, что такое страна?
- Проверим, так ли это, прочитав текст на стр. 16 «Человек без родины – что птица без гнезда».
- Прежде чем помочь Илюше ответить на вопрос папы, рассмотрите иллюстрацию на стр.17 (автобус с пассажирами)
Ответы: без помощи водителя, рабочих завода, где он был изготовлен, конструктора, тех, кто связан с топливом.
- Какой вывод из этого можно сделать? Все люди связаны друг с другом. Где бы человек ни жил, в городе или в деревне, он не может обойтись без помощи других людей. У всех нас общая Родина – Россия – страна, где мы родились, живем и трудимся.
- Найдите в тексте на стр. 18 ответ на вопрос: Как называются люди, живущие в одном государстве? (слайд «ОБЩЕСТВО»)
VI. Физминутка.
VII. Актуализация знаний.
- Рассмотрите рисунки, сравните их.
- Почему 1 ситуация на улице так сильно отличается от другой?
- Какой вывод напрашивается? Чтобы был порядок, необходимо, чтобы все соблюдали определенные правила – законы.
Чтение «Для Родины своей сил не жалей» (листочки)
- Докажите, что Россия – это государство.
- Выполните задание № 2 (листочки)
- Проверим. (слайд)
VIII. Закрепление материала.
- Вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Что человек называет своей Родиной?)
- Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? (Родной дом, село, город, страна)
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери слова». Для этого вам необходимо разбиться на 4 группы. (ГОСУДАРСТВО, ПРАВИТЕЛЬСТВО).
- Молодцы, все справились.
- Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему
- Следующий этап нашего урока – ТЕСТ
IX. Рефлексия.
Перед вами условная карта нашей великой страны – России и смайлы. Возьмите любой и прикрепите его к нашей карте.
Зеленые смайлы – Я узнал много нового.
Розовые смайлы – Мне было интересно.
Желтые смайлы – У меня не все получилось.
X. Домашнее задание.
1. Подобрать пословицы, связанные с понятием «Родина», р.т. стр. 6 № 1, стр. 7, № 3
2.Проект «Моя малая Родина».
3.Выучить слова песни «С чего начинается Родина».
Для Родины своей сил не жалей.
- Для того, чтобы в обществе был порядок, у нас в России так же, как и в других странах, существует государство. Это значит, что у нас есть правительство, которое управляет страной, принимает важные решения.
У нас есть армия, чтобы защищать границы государства от тех, кто захочет прийти к нам с войной.
У нас есть полиция, чтобы следить за порядком в стране, за тем, чтобы никто не воровал, не хулиганил, не нарушал законы.
- Что не нарушал? – переспросил Илюша.
- Законы – это обязательные для всех правила поведения в обществе, установленные государством, - ответил папа.
- Знаю, знаю! - обрадовался Илюша. – Когда мой одноклассник Коля Баранкин захотел перебежать дорогу на красный свет, постовой полицейский засвистел в свисток и остановил его.
Для Родины своей сил не жалей.
- Для того, чтобы в обществе был порядок, у нас в России так же, как и в других странах, существует государство. Это значит, что у нас есть правительство, которое управляет страной, принимает важные решения.
У нас есть армия, чтобы защищать границы государства от тех, кто захочет прийти к нам с войной.
У нас есть полиция, чтобы следить за порядком в стране, за тем, чтобы никто не воровал, не хулиганил, не нарушал законы.
- Что не нарушал? – переспросил Илюша.
- Законы – это обязательные для всех правила поведения в обществе, установленные государством, - ответил папа.
- Знаю, знаю! - обрадовался Илюша. – Когда мой одноклассник Коля Баранкин захотел перебежать дорогу на красный свет, постовой полицейский засвистел в свисток и остановил его.
ТЕСТ Дата____________
ТЕМА: «СЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Фамилия, имя_______________________________________________________________
Вопросы:
Как называется страна, в которой мы живем?_________________________________
Что такое общество?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для защиты границ государства существует__________________________________
Кто управляет страной, принимает важные решения?__________________________
Что такое Родина?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ Дата____________
ТЕМА: «СЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Фамилия, имя_______________________________________________________________
Вопросы:
Как называется страна, в которой мы живем?_________________________________
Что такое общество?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для защиты границ государства существует__________________________________
Кто управляет страной, принимает важные решения?__________________________
Что такое Родина?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОБЩЕСТВО
Я
ЗАКОН
ГОСУДАРСТВО
ПРАВИТЕЛЬСТВО
АРМИЯ
ПОЛИЦИЯ
- Я УЗНАЛ МНОГО НОВОГО
- МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО
- У МЕНЯ НЕ ВСЕ
ПОЛУЧИЛОСЬ
П Р А В И Т
Е Л Ь С Т В О
П Р А В И Т
Е Л Ь С Т В О