СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Лекарственные растения

Цель: формирование знаний у обучающихся о многообразии лекарственных растений и

способах их применения человеком.

Задачи

Образовательные:

  • обобщить знания обучающихся о растениях;
  • дополнить знания обучающихся сведениями о лекарственных растениях, их целебных свойствах;
  • познакомить обучающихся с правилами сбора лекарственных растений Коррекционно-развивающие:

-развивать познавательную активность обучающихся, технику чтения и устную речь; развивать память, внимание, образное мышление через коррекционные задания

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к своему здоровью

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека"»


Тема: Лекарственные растения

Цель: формирование знаний у обучающихся о многообразии лекарственных растений и

способах их применения человеком.

Задачи

Образовательные:

  • обобщить знания обучающихся о растениях;

  • дополнить знания обучающихся сведениями о лекарственных растениях, их целебных свойствах;

  • познакомить обучающихся с правилами сбора лекарственных растений Коррекционно-развивающие:

-развивать познавательную активность обучающихся, технику чтения и устную речь; развивать память, внимание, образное мышление через коррекционные задания

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к своему здоровью

Средства обучения:

  • учебник «Мир природы и человека» 4 класс Н.Б. Матвеева, И.А. Марочкинастр 18-19;

  • картинки с изображением лекарственных растений;

  • презентация;

  • памятка сбора лекарственных трав Ход урока:

1.Организационный момент.

Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их. -Здравствуй, мир! Здравствуй, свет! Здравствуй, добрый человек!

Ребята! Я рада сегодня провести с вами урок. Я думаю, наша совместная работа будет интересной и мы добьемся хороших результатов.

2. Повторение пройденного материала. 1

-Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке? (растения)

  • Какие растения можно встретить в Бурятии? -На какие группы мы делили растения?

(дикорастущие-культурные, однолетние- многолетние) -Где растут дикорастущие растения? Где растут культурные растения?

  • На какие группы делятся растения по внешнему виду? (деревья, кустарники, травы)

Ребята, а сейчас послушайте и определите, правильно я говорю, или нет. -Я считаю, что береза-это кустарник (слайд) не верно

  • Я считаю, что облепиха -это дерево (слайд) не верно

  • Я считаю, что подорожник -это трава? (слайд) верно

3.Введение в тему

Послушайте стихотворение, читает Марков Сережа

Если кто- то простудился,

Голова болит, живот,

Значит, надо подлечиться.

Значит путь-на огород.

С грядки мы возьмем микстуру,

За таблеткой сходим в сад

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василек, шалфей и мята.

Вот «зеленая аптека»

Помогает вам, ребята!

Названия каких растений вы услышали?

Какие это растения?

Цель урока

-Мы узнаем о лекарственных растениях, которые можно найти в природе, их значение в жизни человека, правилах сбора. Узнаем, как растения помогают сберечь здоровье человеку. Называются такие растения лекарственными.

Учитель: Откройте тетради, запишите число, тему урока «Лекарственные травы». 2

4. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Давно - давно, в старые времена, люди заметили, когда животные заболевали они уходили. Тогда они решили проследить, куда уходят животные. Оказалось, что животные уходили в лес, питались травой, цветами и постепенно выздоравливали. Задумались люди, вскоре поняли, что это не обыкновенные травы и цветы, а особенные, они помогают при болезнях.

Человек стал искать помощи у разных растениях, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники».

«Травники» -это специальная книга, куда записывали все о лекарственных травах. За много

лет накопили множество сведений о полезных свойствах растений

Сегодня мы поговорим о некоторых видах лекарственных растений нашей Республики.

Работа с учебником стр. 18 ( читаем вслух)

Учитель: Сообщение приготовил Сережа

Ромашка

В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят.

У каждой сестрички - белые реснички ( ромашка) слайд

Цветы ромашки собирают с начала июня до начала августа. В затемненном месте сушат. Засушенные цветки заливают горячей водой, дают настояться. Получается лечебный отвар. Отваром ромашки поласкают рот и горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица, рук, добавляют в зубную пасту. У ромашки лечебная часть- цветы.

Учитель: Чем полезна ромашка? Что делают из ромашки? Крапива.

Учитель: Сообщение приготовил Буянто

Растет зеленый кустик, дотронешься- укусит. Не огонь, а жжется (крапива) слайд

Нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не обжигался ею. Это крапива. Листья крапивы собирают в мае-начале июня, высушивают, заливают горячей водой. Крапива-с

одержит витамины, применяется при воспалениях, заболеваниях крови, суставов. Отвар крапивы используют при простуде, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи. Крапиву добавляют в шампуни, кремы, ополаскиватель для волос. Из крапивы готовят салаты, варят щи, которые придают силы, здоровье и бодрость. У крапивы лечебная часть -листья Учитель? Чем полезна крапива? Учитель: (проблемная ситуация). Но почему всё-таки крапива обжигает? (На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки).

Физминутка музыкальная.

Календула-ноготки (работа по учебнику стр. 19) слайд

Календула-ноготки, как часто называют это растение, растет в садах. Это однолетнее растение. Люди любят его за красивые цветки оранжевого или желтого цвета. Цветы календулы не только красивые, но и обладают лекарственными свойствами. Календулу можно собирать в течение всего лета. Срезают цветок с небольшим куском стебля. Их высушивают, заливают кипятком и готовят лечебный отвар, которым полощут рот при болезнях дёсен. Календула полезна при болезнях желудочно-кишечного тракта, а так же для улучшения качества сна и аппетита. Календулу включают в косметику. Учитель: -Сейчас вы услышите лесную сказку еще об одном лекарственном растении.

Лесная сказка «Травка-зверобой» написал ее Сергей Козлова. (конспект сказки прилагается)

Учитель: О каком лекарственном растении вы услышали?

- Чем полезен зверобой? (он помогает при болях в желудке, при болях в сердце, при кашле).

( работа по учебнику стр 19)

Зверобой растет на открытых лесных полянах, лугах. Собирали зверобой в конце июня и длится один месяц. У него небольшие цветки желтого цвета. Для лечения используются цветки и листья растения. Зверобой помогает при заживление ран, при заболеваниях желудка, разжижает мокроту при кашле, обладает противомикробным свойством. Учитель: Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это природа. Чтобы лекарственные растения нам не навредили, нужно соблюдать правила сбора.

5. Правила сбора лекарственных растений.

    1. Если лекарственное растение занесено в Красную книгу, то рвать его нельзя. (Буянто) Что такое красная книга?

    2. Собирать нужно только те растения, которые ты хорошо знаешь.(Карина)

    3. Собирать растения надо в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. (Дима)

    4. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог. (Алеша)

  • Почему, как вы думаете? ( Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными.

  1. Сушить растение надо в тени. Почему?

( На солнце разрушаются полезные вещества)

  1. Нельзя при сборе топтать соседнее растение. Рвать растение с корнем и рвать все до последнего. Почему?

  • Растения не смогут размножаться и их не станет.

Учитель: Прежде чем принимать лечебные растения, обязательно надо посоветоваться с врачом. Слайд

Ребята, как называется специальное учреждение, где продают и изготавливают лекарства? (Аптека). Правильно, в аптеке продают не только лекарства, но и лекарственные растения.

Лекарственные растения находятся, на отдельной стойке (работа с рисунком). Человек который продает лекарства, называют аптекарь.

6 Закрепление материала. Учитель: Ребята, я предлагаю вам игру «Зеленая аптека». У нас будут две роли, аптекарь - покупатель. Вы должны разыграть диалог аптекаря-покупателя. Условие: Вы должны применить знания полученные сегодня на уроке.

На витрине стоят коробочки с названиями лекарственных растений (крапива, ромашка, зверобой, ноготки). Ученик в белом халате исполняет роль аптекаря, дети выступают в роли покупателей.

Ситуации: -У меня заболело горло. Какое лекарственное растение мне поможет. (Буянто)

  • У моей мамы выпадают волосы после Ковида. Что вы мне посоветуете? Сережа

-У меня болит желудок. Какую лечебную траву вы мне посоветуете? Что мне может помочь? Дима

Учитель: Мы принесли из аптеки коробочку с лекарственным растением. Давайте внимательно ее рассмотрим. На ней нарисовано растение и написано его название. На обратной стороне указано: при каких заболеваниях можно применять это растение, в каких случаях его нельзя использовать. Как нужно приготовить лекарство из растения, срок годности.

7. Практическая работа (приглашается помощник -ученик) Учитель: Мы приготовим противовоспалительный отвар, которым можно полоскать горло.

Какое растение мы возьмем, чтобы вылечить горло?

Правильно, ромашку. Для приготовления отвара из ромашки, нам необходимо взять одну столовую ложку цветков ромашки ( засыпаем в светлый стакан). А теперь заливаем кипятком.

Скажите какого цвета вода?( ответы детей)

Верно. Ребята, вы заметили, что вода меняет свой цвет, это ромашка отдает свой цвет и лечебные свойства. Вот получился отвар, которым можно вылечить больное горло. Итог урока.

  • С какими лечебными растениями мы сегодня познакомились?

  • Что показалось самым интересным?

  • Что узнали нового?

Рефлексия. На столе у вас ромашка, возьмите ромашку и нарисуйте улыбку, если у вас хорошее настроение, если настроение не очень хорошее, то пусть ваша ромашка останется без улыбки.

Лесная сказка «Травка зверобой» Рассказчик. Был солнечный летний день. Лиса с зайцем вышли на полянку. Заяц. Хочешь, я тебе что- то покажу? Лиса. А, что?

Заяц. Вот, смотри это ромашка.

Лиса. Знаю, любит- не любит, (отрывает лепестки)

Заяц. А это василек.

Лиса. Знаю!

В голубых рубашках васильки Целый день играли у реки.

Заяц. Правильно! Я эти стихи тоже знаю. А вот этот цветок ( показывает на клевер) кашка. Лиса. Из него кашу варят?

Заяц. Нет, Так его зовут. Посмотри лиса, а это что за травка? Лиса. Не знаю.Травка, ты кто?

Зверобой. Я зверобой. Лиса.Кто-кто? Зверобой обыкновенный!

Лиса, (шепотом). Слушай, он зверей бьет. Бежим отсюда!

Зверобой. И никого я не бью. Я полезный! Я травка от девяносто девяти болезней. Заболит живот или сердце, кашлять начнете, а я тут как тут! Помогу вам. Лиса. Мы здоровые.

Зверобой. А как хорошо чай со мной пить.( От удовольствия глаза закрывает) Заяц. А мы только что позавтракали.

Зверобой. Со мной хорошо зимой чай пить. Вот наметет снегу, тогда...

Лиса. А как же мы будем с тобой чай пить, если тебя заметет снегом?

Зверобой. А вы возьмите меня с собой, посадите меня на печку-стану я к зиме сухонький..

Лиса. Давай его возьмем, а? А зимой, когда ты придешь ко мне в гости, я тебе скажу: « А

помнишь, заяц, мы с тобой летом бегали по поляне, помнишь? Встретили зверобоя, а он- вот

он, на печке...» И нам сразу станет тепло и весело, как будто вернулось лето.

Правила сбора лекарственных растений.

    1. Если лекарственное растение занесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.

    2. Собирать нужно только те растения, которые ты хорошо знаешь.

    3. Собирать растения надо в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

    4. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог.

    5. Сушить растение надо в тени.

    6. Нельзя при сборе топтать соседнее растение. Рвать растение с корнем и рвать все до последнего.