Конспект открытого урока
по русскому языку в 7 классе 8 вида
Составитель:
учитель МКОУ «СКОШ № 6»
Машегова Л.А.
Тема урока. «Имя существительное. Закрепление знаний»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель. Обобщение и систематизация знаний у обучающихся по теме «Имя существительное».
Задачи:
1.Продолжать обучать учащихся применять теоретический материал на практике.
2.Развивать и корригировать мышление, память, орфографическую зоркость, устную и письменную речь обучающихся через выполнение практических заданий.
3.Способствовать активности детей на уроке, развивать навыки самостоятельной работы, умение работать парами, подгруппами.
4.Воспитыать интерес к предмету.
Оборудование: картинки-схемы для построения ментальной карты имени существительного, предметы: корабль, пилотка, галстук, бинокль, штурман; картинки – предметы: стол, моряк, учебник, врач, тетрадь, девочка, ручка, кошка, пенал, собака, бинокль; карточки с заданиями под номерами для работы в парах и индивидуально, карточки «ДА», «НЕТ», дидактический материал для склонения: футбольные ворота, слова-мячи; курица с гнездом, слова-яйцо; пчелиные улья, пчёлка-слова, «лайки».
1.Оргмомент
Звонок за дверью прозвенел
Ученик за парту сел.
Приготовился писать,
Слушать и запоминать.
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным?
- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
2.Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня мы отправимся в плавание, вам предстоит вспомнить пройденный материал, показать свои знания, умения.
3. Проверка домашнего задания.
- Перечислите, какие части речи вы знаете?
- На какие вопросы они отвечают?
4.Запись даты, сообщение темы урока.
- Определите самостоятельно тему сегодняшнего урока, указав какой частью речи являются данные предметы: корабль, пилотка, галстук, бинокль, штурман.
- Как вы поняли, о какой части речи пойдёт речь, по каким признакам?
- К концу урока, выполняя правильно задания, которые будут оцениваться «лайком» у нас должна получиться схема-модель (ментальная карта).
(На доске выставляется картинка-корабль с названием темы урока: имя существительное, и часть грамматических признаков: предмет, вопросы кто? что? После выполнения каждого задания, к схеме-модели добавляется грамматический признак – слово-картинка.).
- Штурманом нашего корабля сегодня буду я, а вы матросами.
- Матросы надеть пилотки. Готовы отправиться в плавание?
- Наш корабль отплывает по волнам знаний и умений!
- Запишите число, классная работа, тему урока.
5. Порт. «Калиграфическая минутка».
О о (произнесите гласный звук «о», нарисуйте букву в воздухе, перенесите её в тетрадь).
6. Порт. «Словарная работа».
- Отгадайте загадку, ответом будет являться словарное слово.
По волнам дворец плывёт
На себе людей везёт (корабль).
- Произнесите слово хором. На какую гласную падает ударение? Какую букву нужно запомнить? Почему? (ударение падает на вторую гласную «а», запомнить гласную «о» в начале слова).
- Запишите словарное слово у себя в тетради, подчеркните орфограмму.
7. Обобщение и систематизация знаний.
а) Порт. «Одушевленное. Неодушевлённое».
-Посмотрите на доску, определите какой предмет бывает? (одушевленный, неодушевленный).
- Приведите свои примеры.
- Запишите в тетради слова столбиком одушевленные и неодушевленные, добавив по два своих примера.
- Вывод: существительное отвечающее на вопрос кто? – существительное одушевленное, существительное отвечающее на вопрос что? – существительное неодушевленное.
б) Порт. «Собственное. Нарицательное» (работа по карточкам)
- У каждого предмета есть своё имя-название. Как называются такие имена существительные?
Карточке № 1 Задание: даны слова имён существительных, их нужно записать правильно в ту колонку, к которой имя существительное относится (собственное, нарицательное).
- Кто готов озвучить выполнение работы?
Вывод: Собственное имя даётся предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов, пишутся с большой буквы, остальные существительные нарицательные, пишутся с маленькой буквы.
в) Порт- разминка (похлопаем-потопаем). «Числительное».
- Сейчас проверим вашу внимательность. Я буду называть слова существительные, ваша задача: если слово называю в единственном числе – вы хлопаете один раз, если во множественном числе – топаете два раза.
Вывод: существительные имеют два числа: единственное число – один предмет, множественное число – два и несколько одинаковых предметов.
г) Порт. «Падежный» (работа парами).
Карточка № 2. Просклоняйте слово моряк по падежам. Выделите окончания.
- Чья пара готова озвучить выполнение работы? (Ответы учащихся).
Вывод: существительные изменяются по падежам. Каждый падеж отвечает на два вопроса: один вопрос для одушевлённых существительных, другой – для неодушевлённых существительных.
д) Порт. «Родовой».
Карточка № 3. Каждому матросу самостоятельно выполнить задание: Исключить лишнее слово в каждом роде и зачеркнуть его.
- Назовите лишние слово в строке женского? К какому роду оно относится? И т.д. по родам.
Вывод: имя существительное имеет три рода: женский род, определяется с помощью вспомогательных слов она моя, мужской род, вспомогательное слово он мой, средний род, вспомогательное слово оно моё.
е) Порт. «Склонение»
- Матросы, предлагаю разбиться на экипажи (подгруппы) по каютам (рядам). Каждой подгруппе задание:
1 подгруппе – забить футбольный мяч –слово в футбольные ворота определив склонения слова-мяча;
2 подгруппе – вернуть выпавшее яйцо-слово из гнезда курицы, определив склонение слова-яйца;
3 подгруппа – пчёлку-слово отправить в свой улей, определив склонение слову.
Итог выполнения подгрупповой работы. Ответы учащихся, как распределены слова по склонениям.
д) Работа в тетради.
- Самостоятельно в тетради составьте схему-модель существительного к словарному слову корабль, определяя его грамматические признаки.
Проверка выполнения работы:
-Кто готов озвучить выполнение задания опираясь на общую схему-модель имени существительного? (Ответы учащихся).
1.Что обозначает слово корабль? (слово корабль обозначает предмет).
2. На какой вопрос отвечает? (слово корабль отвечает на вопрос что?).
3. Каким предметом обозначается? (слово корабль отвечает на вопрос что? является неодушевленным, нарицательным предметом).
4.Какого числа слово корабль? (слово корабль в единственном числе)
5. Какого рода? (слово корабль он мой, мужского рода)
6 Какого падежа? (слово корабль в именительном падеже)
7. Какого склонения? (слово корабль мужского рода, не имеет окончания, относится ко 2-му склонению).
-Всё верно. Замечательно!
8. Итог урока. Эксперсс-опрос. (карточки «ДА», «НЕТ»)
- Матросы, подведём итог нашего плавания. С помощью карточки «ДА» или «НЕТ» вам нужно внимательно ответить на моё утверждение. Если вы считаете, что моё утверждение верное, поднимаете карточку «ДА», если неверное, то поднимаете карточку «НЕТ».
- Имя существительное – это часть речи («ДА»)
- Имя существительное отвечает на вопросы какой? Какая? («НЕТ»)
- Имя существительное изменяется по родам, падежам, склонению. («ДА»)
-Имя существительное имеет 4 рода. («НЕТ»)
- Имя существительное имеет два числа: единственное и множественное («ДА»)
- Молодцы! Вы замечательно справились с заданием!
9. Рефлексия.
- Изменилось ли ваше настроение к концу урока?
- Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше всего?
- Какое задание вызывало затруднения? Почему?
- Сколько «лайков» получили за урок?
- Довольны ли вы своей работой?
- Я очень довольна вами, вы замечательно усвоили пройденный материал.