СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку на семинаре директоров.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока плюс презентация для вводного занятия по теме "Вставные конструкции"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку на семинаре директоров.»

Конспект урока по русскому языку в 8 классе

Тема урока: «Вставные конструкции» (слайд 1)


Цели: ( слайд2)

  1. Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препина­ния при них.

  2. Формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными кон­струкциями.

  3. Развивать творческие способности учащихся при работе с текстами.

4. Содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих способность к творческой деятельности

5. Воспитывать любовь родному языку.


Ход урока

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.

На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях и познакомимся со вставными конструкциями и знаками препина­ния при них.

На столе у каждого лежит «Карта мысли». Вам предстоит заполнить её в конце урока.


I. Озвучивание домашнего задания (обсуждение непонятного материала)


II. Орфографический повтор. (слайд 3)

1. Найдите лишнее, объясните. Пропущен­ные буквы подчёркнуты.

  1. собиратель, зажигать, сочетание, внимание;

  2. современник, связаны, естественно, пустынный;

  3. по-французски, по-зимнему, по-нашему, по_видимому;

  4. окружённый, холщовый, плечом, горячо.

Проверим:

  1. сочетание - слово-исключение среди корней с чередова­нием;

  1. связаны - -н- в суффиксе краткого причастия;

  1. по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно;

  2. окружённый — -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма глагола).


- Перед вами слово ИНФОРМИРОВАТЬ (слайд 4)– морфемный разбор (у доски – ученик).

- Каким способом образовано это слово? (суффиксальным)


Повторение темы « Вводные слова»

-Вспомним, что такое вводные слова,какие их группы по значению мы знаем.

(слайд 5)

Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.

- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3

Cлайд 6 (ключ).


- Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?

- Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.


-Привычка ссылаться на источник высказывания – это элементарная этическая норма. Вводные слова, хотя и «замедляют речь», «мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной. Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.

П Изучение нового материала.

Знакомство с теоретическими сведениями.

Обращаем внимание на теоретический материал в учебнике, § 34


-Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции?

(для их разграничения существует функциональный критерий: вводные слова и предложения служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что сообщается, при этом они могут указывать на достоверность сообщения, предположительность, повторяемость действий, источник информации, выражать эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же конструкции используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю).

-Итак,закрепим:(слайды7-11)

-Обратим внимание на слайд (слайд 12)

К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано ли поздно изменяющая нашу жизнь.

Однажды, войдя в квартиру,(у меня был от нее собственный ключ), я услышал, что Елена Николаевна читает вслух Булгакова.

Ответьте на вопрос в каком предложении вводные слова,а в каком вводная конструкция?

Запишем эти предложения, составим их схемы.


- Мы познакомились с теоретическим материалом, данным в учебнике.

В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вставных конструкциях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вставных конструкций?

- Сравните предложения и сделайте вывод. (слайд 14):

Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:

Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с помощью тире и скобок?

Когда именно ставится тире, а когда скобка?


Ответы уч-ся:

Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.

Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним словом.

-Это слово-соразмерность.

-Что же оно означает?

Обратите внимание на слайд(16,17)Составим с ним предложение.


-Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак препинания — тире или скобки.


Слайд 10 (без скобок)

Слайд 11 – проверка


Если я заболею,

к врачам обращаться не стану.

Обращаюсь к друзьям

(не сочтите, что это в бреду):

постелите мне степь,

занавесьте мне окна туманом,

в изголовье поставьте

ночную звезду.

Я. Смеляков


Ш. Закрепление изученного.

Перед вами карточка с текстом. Вы должны выполнить задания к нему.

В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая неприязнь ко всякому «живопис­ному беспорядку», «рабочему беспорядку» на письмен­ном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей. К книгам это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались,
не клались куда попало. Это был культ книги (причем не­ обязательно старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная биб­лиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек, превращаемых в районные, поселковые, сло­вом, — публичные, тут, конечно, возможны разные мне­ния). На меня, на отца производили тягостное впечатле­ние случаи потребительского, небрежного отношения к книгам.

О. Трубачев. Книга в моей жизни


1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысло­вая роль в тексте?

2.Как они изменяют строение предложения?

-Сделаем вывод о роли вводных и вставных конструкций в предложении и в тексте.


-Пришло время и для заполнения «Карты мысли».


-Теперь запишем домашнее задание (слайд 20) и оценим себя.


Дополнительно, если останется время:

  1. Синтаксический разбор предложения: Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один... (А. Пушкин)

  2. Однажды — не помню почему — спектакля не было (А. Куприн).


Спасибо за работу! Урок окончен! Молодцы!





6