Конспект урока по русскому языку в 8 классе
Тема урока: «Вставные конструкции» (слайд 1)
Цели: ( слайд2)
Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при них.
Формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями.
Развивать творческие способности учащихся при работе с текстами.
4. Содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих способность к творческой деятельности
5. Воспитывать любовь родному языку.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.
На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях и познакомимся со вставными конструкциями и знаками препинания при них.
На столе у каждого лежит «Карта мысли». Вам предстоит заполнить её в конце урока.
I. Озвучивание домашнего задания (обсуждение непонятного материала)
II. Орфографический повтор. (слайд 3)
1. Найдите лишнее, объясните. Пропущенные буквы подчёркнуты.
собиратель, зажигать, сочетание, внимание;
современник, связаны, естественно, пустынный;
по-французски, по-зимнему, по-нашему, по_видимому;
окружённый, холщовый, плечом, горячо.
Проверим:
сочетание - слово-исключение среди корней с чередованием;
связаны - -н- в суффиксе краткого причастия;
по-французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно;
окружённый — -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма глагола).
- Перед вами слово ИНФОРМИРОВАТЬ (слайд 4)– морфемный разбор (у доски – ученик).
- Каким способом образовано это слово? (суффиксальным)
Повторение темы « Вводные слова»
-Вспомним, что такое вводные слова,какие их группы по значению мы знаем.
(слайд 5)
Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3
Cлайд 6 (ключ).
- Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
- Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
-Привычка ссылаться на источник высказывания – это элементарная этическая норма. Вводные слова, хотя и «замедляют речь», «мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной. Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.
П Изучение нового материала.
Знакомство с теоретическими сведениями.
Обращаем внимание на теоретический материал в учебнике, § 34
-Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции?
(для их разграничения существует функциональный критерий: вводные слова и предложения служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что сообщается, при этом они могут указывать на достоверность сообщения, предположительность, повторяемость действий, источник информации, выражать эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же конструкции используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю).
-Итак,закрепим:(слайды7-11)
-Обратим внимание на слайд (слайд 12)
К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано ли поздно изменяющая нашу жизнь.
Однажды, войдя в квартиру,(у меня был от нее собственный ключ), я услышал, что Елена Николаевна читает вслух Булгакова.
Ответьте на вопрос в каком предложении вводные слова,а в каком вводная конструкция?
Запишем эти предложения, составим их схемы.
- Мы познакомились с теоретическим материалом, данным в учебнике.
В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вставных конструкциях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вставных конструкций?
- Сравните предложения и сделайте вывод. (слайд 14):
Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:
Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с помощью тире и скобок?
Когда именно ставится тире, а когда скобка?
Ответы уч-ся:
Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.
Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.
-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним словом.
-Это слово-соразмерность.
-Что же оно означает?
Обратите внимание на слайд(16,17)Составим с ним предложение.
-Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак препинания — тире или скобки.
Слайд 10 (без скобок)
Слайд 11 – проверка
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
Я. Смеляков
Ш. Закрепление изученного.
Перед вами карточка с текстом. Вы должны выполнить задания к нему.
В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая неприязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему беспорядку» на письменном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей. К книгам это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались,
не клались куда попало. Это был культ книги (причем не обязательно старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная библиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек, превращаемых в районные, поселковые, словом, — публичные, тут, конечно, возможны разные мнения). На меня, на отца производили тягостное впечатление случаи потребительского, небрежного отношения к книгам.
О. Трубачев. Книга в моей жизни
1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в тексте?
2.Как они изменяют строение предложения?
-Сделаем вывод о роли вводных и вставных конструкций в предложении и в тексте.
-Пришло время и для заполнения «Карты мысли».
-Теперь запишем домашнее задание (слайд 20) и оценим себя.
Дополнительно, если останется время:
Синтаксический разбор предложения: Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один... (А. Пушкин)
Однажды — не помню почему — спектакля не было (А. Куприн).
Спасибо за работу! Урок окончен! Молодцы!
6