Конспект фрагмента открытого урока изобразительного искусства в 6 классе.
Тема урока: «Портрет. Особенности жанра».
Цель урока: познакомить учащихся с видами и особенностями портретного жанра, основами композиции в портрете;
показать, как разместить портреты в композиционную группу;
учить, правильно представлять произведения искусства;
воспитывать художественный вкус;
развивать творческую фантазию и художественную грамотность.
Задачи урока:
обучающие: формирование учебных навыков работы;
формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах; знакомство с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей;
развивающие: развитие способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию; развитие навыков самоконтроля;
развитие этикетных норм (речевой такт и поведение);
воспитательные: совершенствование нравственных качеств личности; выработка уважения к другим культурам; ознакомление с художественной культурой своей страны и её связями с культурами других стран.
Тип урока: урок совершенствования знаний.
Оборудование для учителя: проектор, презентация к уроку, образец педагогического рисунка, вспомогательные таблички для пополнения словарного запаса, репродукция портрета кисти В. Боровиковского «Графиня Безбородко с дочерьми» 1803 г.
Оборудование для учеников: 2 листа бумаги А-3, карандаш, резинка, фломастеры, клей-карандаш, цветная бумага, старые журналы для коллажа, клеенка, ножницы. Конверты с заданиями для 2 групп (художники, фотографы).
План урока:
1. Организационно – мотивационный - 2 мин.
2. Актуализация знаний - 6 мин
3.Работа по карточкам в группах -2мин
4.Беседа по карточкам - 7мин.
5. Творческое задание -10 мин.
6. Итог урока - 3 мин.
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие (слайд№1)
Учитель: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы соприкоснемся с удивительным миром изобразительного искусства. Предлагаю закрыть глаза… Глубоко вдохнуть, выдохнуть… Мы слышим красивую музыку… А теперь представьте самого близкого и дорогого вам человека. (В это время звучит спокойная, инструментальная музыка, учитель выдерживает паузу и интересуется, что же увидели ученики). Кого же вы увидели?
Предполагаемый ответ учеников. Лицо мамы, портрет сестры, брата и т.д.
Учитель: вспоминая какого-либо человека, что же мы представляем, прежде всего? Да, это черты его лица .
2. Беседа – объяснение по теме «история возникновения портретного жанра»
беседа-объяснение: выявление задачи урока.........
Учитель: Т.е. мы видим портрет человека. А что же такое портрет? Предполагаемый ответ учеников. Портрет-изображение человека (слайд№2)
Учитель: Иногда слово портрет переводят «черта в черту» или «точь в точь».
Давайте вспомним, где и когда появился жанр портрета?
Предполагаемый ответ учеников. Жанр портрета появился в Древнем Египте.
Учитель: А в России портрет произошел от иконы. Дальше развивался, и появилась - парсуна. В отличие от иконы парсуна имела портретное сходство и была объемным изображением.
Учитель: Что нового сегодня, вы хотели бы узнать о портрете? (слайд№3)
Предполагаемый ответ учеников. Как правильно рисовать портрет, интересные факты о портрете и т.д.
Учитель: Предположим, нам нужно получить портрет ученика 6 «б» класса Шалаева Даниила.
Какими способами мы можем сделать это сейчас, на нашем уроке?
Предполагаемый ответ учеников. Нарисовать на бумаге, сфотографировать, описать, создать музыкальный портрет.
Учитель: это правильные ответы, таким образом, у нас появились творческие группы «художники» и «фотографы».
А писателями мы с вами будем все вместе, чуть позже.
Чтобы грамотно научиться изображать человека, нам необходимо еще кое- что знать. Эти знания вы добудете сами, выполнив задания. Перед вами конверты. Возьмите конверт №1.
Внимание, художники! Каждый из вас должен найти и назвать по одному соответствию между жанром и изображением на карточке.
Внимание фотографы! Вы читаете задание и объясняете, как построить композицию в фотографии.
На выполнения задания вам дается 2 мин. (Звучит негромкая музыка). (слайд№4)
Учитель: Слушаем ответ художников. Они нам представят некоторые портреты и познакомят с их видами. А мы с вами попытаемся ответить на вопрос: «Какой же из представленных портретов является интимным?»
(слайд№5), (слайд№6), (слайд№7).
Учитель: Слушаем ответ фотографов о построении композиции в кадре. (Беседа по презентации). По какому геометрическому принципу построен портрет графини Безбородко с дочерьми, который вы видите на доске.
(слайд№8), (слайд№9), (слайд№10), (слайд№11), (слайд№12), (слайд№13), (слайд№14),
Учитель: У нас появились новые слова - герма, бюст. Помещаем их в словарь .
Возьмите конверт №2. Выберите из предложенных вам портретов те, которые соответствуют, по вашему мнению, тексту стихотворения Николая Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». (слайд№15), (слайд№16), (слайд№17), (слайд№18), (слайд№19),
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Иные, как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня,
Струилось, дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен,
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот!
Сейчас мы узнаем, могут ли картины говорить? Давайте внимательно посмотрим на репродукцию («Графиня Безбородко с дочерьми» кисти Боровиковского). Что вы можете рассказать об этом произведении?
Предполагаемый ответ учеников. Вид портрета – групповой портрет, на картине изображены - 3 человека. В композиции прослеживается треугольник. Графиня изображена в темных тонах, а дочери в более ярких. В руках у одной из дочерей медальон т.д.
Учитель: Теперь, когда вы владеете достаточным количеством информации о жанре портрета, мы можем с вами выполнить наше творческое задание.
Творческое задание
На формате А-3 каждая из групп выполняет коллаж - аппликацию погрудного портрета. Более конкретно задание описано в конверте №3. По завершении работы полученные портреты вывешиваются на доску. Представители от каждой группы защищают свои работы. Дают название и сравнительный анализ.
Учитель: О чем у нас шла речь на уроке?
Предполагаемый ответ учеников. О портрете.
Учитель записывает слово портрет на доске.
Учитель: Расскажите подробнее?
Предполагаемый ответ учеников. О видах портрета, композиции, интересных фактах, пропорциях и т.д.
Учитель выводит учеников на обобщенное понятие – «особенности». Записывает его на доске.
Учитель: Я сейчас перечислю частные понятия, а вы продолжите этот смысловой ряд и объедините их общим понятием. Портрет, пейзаж……. продолжаем.
Предполагаемый ответ учеников. Натюрморт, анималистический, батальный, бытовой и т.д. Это жанры изобразительного искусства.
Учитель записывает на доске: «Портрет. Особенности жанра». – Это тема нашего урока.
Учитель: Домашнее задание.
Портрет четы Арнольфини кисти Ван Эйка нидерландского живописца раннего возрождения, остался у нас мало изученным.
Домашним заданием у нас будет поиск ответов на следующие вопросы:
Сколько человек изображено на данной картине?
Как художник изображает время года на данном полотне?
Что означает горящая свеча, фрукты и присутствие собачки на этой картине.
Другие интересные факты….
Приложение
Задание №1 - для фотографов.
1.Изучите материалы.
2.Расскажите о принципах выбора формата ( по рис.1и рис. 2 приложения)
3.Какими способами можно передать движение в фотографии.
4. Какие геометрические фигуры прослеживаются в картинах и иконах на
листе №3.
лист №1
- Формат кадра. Выбирается по обстоятельствам.
Рис №1. Вертикальный формат используют при передаче портрета.
Рис 2. В горизонтальном формате к портрету добавляется окружение.
Обратите внимание:
- Виды портрета в фотографии : в полный рост, поколенный, поясной, по грудь, плечевой.
- Точка съёмки (ракурс). Может быть диагональной, фронтальной, с уровня глаз, выше или ниже этого уровня и т.д.
лист №2
Три приема композиции, которые используют фотографы, были придуманы художниками:
1 правило. Правило треугольников: треугольные формы в портрете делают фотографию более динамичной или статичной. В создании треугольных форм могут участвовать части тела, объекты, предметы, люди и т.д.
Рис №3.
2 правило. Правило диагонали. Диагональное расположение модели на снимке делает его более выразительным, динамичным и нестандартным.
Рис № 4.
3 правило. Правило смещения главного объекта. Не размещайте людей и объекты строго по центру. Старайтесь отводить объекты немного в сторону.
Лист №3
Дуччо. Мадонна Креволе 1283-84г А.Рублев. Троица. 15в
В. Суриков. Боярыня Морозова 1884-87 год.
Д.Левицкий Луи Каравак.1750 год.
Портрет Борщевой Н.С. 1772-76 год Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
Задание № 1 – для художников
1.Рассмотрите иллюстрации.
2.Соотнесите каждое изображение со следующими видами портрета.
Виды портрета
1. Парадный портрет, фигура в полный рост.
2.Статуя.
3.Погрудный портрет.
4.Бюст.
5.Герма.
6.Групповой портрет.
7.Портрет с руками.
3. Каждому из вас необходимо представить по одному портрету по данному образцу. (Образец смотри ниже).
Перед нами картина кисти …………
(Название……..) написана в ….году
Вид портрета…..
| | |
Илья Репин Портрет композитора Мусорского. 1881г | | Валентин Серов Девушка, освещенная солнцем.. 1888г |
| | |
Ян Ван Эйк Портрет четы Арнольфини. 1434г | | Д.Левицкий. Екатерина-II законодательница в храме правосудия. 1783г. |
| | |
Этот вид скульптуры называется……..
Задание №2 - для художников и фотографов. (Задание одинаково для обеих групп).
Изучите теоретический материал. Дайте информацию о пропорциях портрета.
Используя предложенные материалы, выполните коллективную работу - портрет в технике коллажа и аппликации.
Придумайте название для своей работы.
Дайте краткое описанте.
Информация о пропорциях портрета.
Голова имеет яйцевидную форму - овоид.
Ово́ид (лат. ovum — яйцо + греч. έιδος — подобный) — замкнутая гладкая выпуклая кривая, имеющая только одну ось симметрии.
1.Лицевая маска по вертикали делится на 3 части.
2.За третью часть берется нос.
3.Размер носа равен размеру уха.
4.Глаз имеет форму шара сверху, и снизу обтянут веком.
5.По пропорциям между глазами помещается еще один глаз.