СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока: "Портрет. Особенности жанра".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская разработка открытого урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока: "Портрет. Особенности жанра".»

Конспект фрагмента открытого урока изобразительного искусства в 6 классе.

Тема урока: «Портрет. Особенности жанра».

Цель урока: познакомить учащихся с видами и особенностями портретного жанра, основами композиции в портрете;

показать, как разместить портреты в композиционную группу;

учить, правильно представлять произведения искусства;

воспитывать художественный вкус;

развивать творческую фантазию и художественную грамотность.

Задачи урока:

обучающие: формирование учебных навыков работы;

формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах; знакомство с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей;

развивающие: развитие способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию; развитие навыков самоконтроля;

развитие этикетных норм (речевой такт и поведение);

воспитательные: совершенствование нравственных качеств личности; выработка уважения к другим культурам; ознакомление с художественной культурой своей страны и её связями с культурами других стран.

Тип урока: урок совершенствования знаний.

Оборудование для учителя: проектор, презентация к уроку, образец педагогического рисунка, вспомогательные таблички для пополнения словарного запаса, репродукция портрета кисти В. Боровиковского «Графиня Безбородко с дочерьми» 1803 г.

Оборудование для учеников: 2 листа бумаги А-3, карандаш, резинка, фломастеры, клей-карандаш, цветная бумага, старые журналы для коллажа, клеенка, ножницы. Конверты с заданиями для 2 групп (художники, фотографы).



План урока:

1. Организационно – мотивационный - 2 мин.

2. Актуализация знаний - 6 мин

3.Работа по карточкам в группах -2мин

4.Беседа по карточкам - 7мин.

5. Творческое задание -10 мин.

6. Итог урока - 3 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Приветствие (слайд№1)

Учитель: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы соприкоснемся с удивительным миром изобразительного искусства. Предлагаю закрыть глаза… Глубоко вдохнуть, выдохнуть… Мы слышим красивую музыку… А теперь представьте самого близкого и дорогого вам человека. (В это время звучит спокойная, инструментальная музыка, учитель выдерживает паузу и интересуется, что же увидели ученики). Кого же вы увидели?

Предполагаемый ответ учеников. Лицо мамы, портрет сестры, брата и т.д.

Учитель: вспоминая какого-либо человека, что же мы представляем, прежде всего? Да, это черты его лица .

2. Беседа – объяснение по теме «история возникновения портретного жанра»

беседа-объяснение: выявление задачи урока.........

Учитель: Т.е. мы видим портрет человека. А что же такое портрет? Предполагаемый ответ учеников. Портрет-изображение человека (слайд№2)


Учитель: Иногда слово портрет переводят «черта в черту» или «точь в точь».

Давайте вспомним, где и когда появился жанр портрета?

Предполагаемый ответ учеников. Жанр портрета появился в Древнем Египте.

Учитель: А в России портрет произошел от иконы. Дальше развивался, и появилась - парсуна. В отличие от иконы парсуна имела портретное сходство и была объемным изображением.

Учитель: Что нового сегодня, вы хотели бы узнать о портрете? (слайд№3)

Предполагаемый ответ учеников. Как правильно рисовать портрет, интересные факты о портрете и т.д.


Учитель: Предположим, нам нужно получить портрет ученика 6 «б» класса Шалаева Даниила.

Какими способами мы можем сделать это сейчас, на нашем уроке?


Предполагаемый ответ учеников. Нарисовать на бумаге, сфотографировать, описать, создать музыкальный портрет.


Учитель: это правильные ответы, таким образом, у нас появились творческие группы «художники» и «фотографы».

А писателями мы с вами будем все вместе, чуть позже.

Чтобы грамотно научиться изображать человека, нам необходимо еще кое- что знать. Эти знания вы добудете сами, выполнив задания. Перед вами конверты. Возьмите конверт №1.

Внимание, художники! Каждый из вас должен найти и назвать по одному соответствию между жанром и изображением на карточке.

Внимание фотографы! Вы читаете задание и объясняете, как построить композицию в фотографии.

На выполнения задания вам дается 2 мин. (Звучит негромкая музыка). (слайд№4)



Учитель: Слушаем ответ художников. Они нам представят некоторые портреты и познакомят с их видами. А мы с вами попытаемся ответить на вопрос: «Какой же из представленных портретов является интимным?»

(слайд№5), (слайд№6), (слайд№7).


Учитель: Слушаем ответ фотографов о построении композиции в кадре. (Беседа по презентации). По какому геометрическому принципу построен портрет графини Безбородко с дочерьми, который вы видите на доске.

(слайд№8), (слайд№9), (слайд№10), (слайд№11), (слайд№12), (слайд№13), (слайд№14),



Учитель: У нас появились новые слова - герма, бюст. Помещаем их в словарь .

Возьмите конверт №2. Выберите из предложенных вам портретов те, которые соответствуют, по вашему мнению, тексту стихотворения Николая Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». (слайд№15), (слайд№16), (слайд№17), (слайд№18), (слайд№19),



Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.


Есть лица — подобие жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.


Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.


Иныекак башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.



Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня,
Струилось,  дыханье весеннего дня.


Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица — подобья ликующих песен,
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот!


Сейчас мы узнаем, могут ли картины говорить? Давайте внимательно посмотрим на репродукцию («Графиня Безбородко с дочерьми» кисти Боровиковского). Что вы можете рассказать об этом произведении?

Предполагаемый ответ учеников. Вид портрета – групповой портрет, на картине изображены - 3 человека. В композиции прослеживается треугольник. Графиня изображена в темных тонах, а дочери в более ярких. В руках у одной из дочерей медальон т.д.


Учитель: Теперь, когда вы владеете достаточным количеством информации о жанре портрета, мы можем с вами выполнить наше творческое задание.


Творческое задание

На формате А-3 каждая из групп выполняет коллаж - аппликацию погрудного портрета. Более конкретно задание описано в конверте №3. По завершении работы полученные портреты вывешиваются на доску. Представители от каждой группы защищают свои работы. Дают название и сравнительный анализ.

Учитель: О чем у нас шла речь на уроке?

Предполагаемый ответ учеников. О портрете.

Учитель записывает слово портрет на доске.

Учитель: Расскажите подробнее?

Предполагаемый ответ учеников. О видах портрета, композиции, интересных фактах, пропорциях и т.д.

Учитель выводит учеников на обобщенное понятие – «особенности». Записывает его на доске.

Учитель: Я сейчас перечислю частные понятия, а вы продолжите этот смысловой ряд и объедините их общим понятием. Портрет, пейзаж……. продолжаем.

Предполагаемый ответ учеников. Натюрморт, анималистический, батальный, бытовой и т.д. Это жанры изобразительного искусства.

Учитель записывает на доске: «Портрет. Особенности жанра». – Это тема нашего урока.

Учитель: Домашнее задание.

Портрет четы Арнольфини кисти Ван Эйка нидерландского живописца раннего возрождения, остался у нас мало изученным.

Домашним заданием у нас будет поиск ответов на следующие вопросы:

  1. Сколько человек изображено на данной картине?

  2. Как художник изображает время года на данном полотне?

  3. Что означает горящая свеча, фрукты и присутствие собачки на этой картине.

  4. Другие интересные факты….





Приложение

Задание №1 - для фотографов.

1.Изучите материалы.

2.Расскажите о принципах выбора формата ( по рис.1и рис. 2 приложения)

3.Какими способами можно передать движение в фотографии.

4. Какие геометрические фигуры прослеживаются в картинах и иконах на

листе №3.



лист №1

Формат кадра. Выбирается по обстоятельствам.


Рис №1. Вертикальный формат используют при передаче портрета.



Рис 2. В горизонтальном формате к портрету добавляется окружение.



Обратите внимание:

Виды портрета в фотографии : в полный рост, поколенный, поясной, по грудь, плечевой.


Точка съёмки (ракурс). Может быть диагональной, фронтальной, с уровня глаз, выше или ниже этого уровня и т.д.


 

лист №2

Три приема композиции, которые используют фотографы, были придуманы художниками:


1 правило. Правило треугольников: треугольные формы в портрете делают фотографию более динамичной или статичной. В создании треугольных форм могут участвовать части тела, объекты, предметы, люди и т.д.


Рис №3.



2 правило. Правило диагонали. Диагональное расположение модели на снимке делает его более выразительным, динамичным и нестандартным.



Рис № 4.




3 правило. Правило смещения главного объекта. Не размещайте людей и объекты строго по центру. Старайтесь отводить объекты немного в сторону.

Лист №3

Дуччо. Мадонна Креволе 1283-84г А.Рублев. Троица. 15в


В. Суриков. Боярыня Морозова 1884-87 год.

Д.Левицкий Луи Каравак.1750 год.

Портрет Борщевой Н.С. 1772-76 год Портрет императрицы Елизаветы Петровны.





Задание № 1 – для художников

1.Рассмотрите иллюстрации.

2.Соотнесите каждое изображение со следующими видами портрета.

Виды портрета

1. Парадный портрет, фигура в полный рост.

2.Статуя.

3.Погрудный портрет.

4.Бюст.

5.Герма.

6.Групповой портрет.

7.Портрет с руками.



3. Каждому из вас необходимо представить по одному портрету по данному образцу. (Образец смотри ниже).

Перед нами картина кисти …………

(Название……..) написана в ….году

Вид портрета…..




Илья Репин
Портрет композитора
Мусорского. 1881г


Валентин Серов
Девушка, освещенная солнцем.. 1888г


Ян Ван Эйк
Портрет четы Арнольфини. 1434г


Д.Левицкий. Екатерина-II
законодательница в храме правосудия. 1783г.

Этот вид скульптуры называется……..





Задание №2 - для художников и фотографов. (Задание одинаково для обеих групп).

Изучите теоретический материал. Дайте информацию о пропорциях портрета.

  1. Используя предложенные материалы, выполните коллективную работу - портрет в технике коллажа и аппликации.

  2. Придумайте название для своей работы.

  3. Дайте краткое описанте.





Информация о пропорциях портрета.

Голова имеет яйцевидную форму - овоид.

Ово́ид (лат. ovum — яйцо + греч. έιδος — подобный) — замкнутая гладкая выпуклая кривая, имеющая только одну ось симметрии. 

1.Лицевая маска по вертикали делится на 3 части.

2.За третью часть берется нос.

3.Размер носа равен размеру уха.

4.Глаз имеет форму шара сверху, и снизу обтянут веком.

5.По пропорциям между глазами помещается еще один глаз.