Урок развития речи. 1 класс.
Подготовила и провела Винокурова Наталья Петровна
Тема: Моя семья. Урок-путешествие «По страницам семейного альбома».
Задачи урока:
-уточнить и закрепить знания детей о семье, о родственных отношениях; активизировать словарь по теме «Моя семья»; обогащать и активизировать словарь словами-определениями;
-развивать фонематический слух, связную речь; развивать психические процессы (память, творческое воображение, мышление);
-воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи, любовь к родным; культуру поведения на уроке;
-корректировать произношение звуков;
-создавать здоровье сберегающую обстановку в классе.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, демонстрационный материал.
Словарь: фотография, фотоальбом, портрет.
ХОД УРОКА
𝗅. Психологический настрой.
Учитель приглашает детей в класс.
-Сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Дети:
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречаем.
Мы хотим вам показать
Как умеем отвечать.
Не судите очень строго
Ведь учились мы немного.
Учитель: -Итак, друзья, внимание! Прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее, начнем скорей урок.
Слушайте внимательно, работайте старательно!
-Сели ровненько, спинки прямые, руки на парте, ноги на месте.
- 1 -
𝗅𝗅.Организационный момент: - проверка слуха,
- проверка готовности к уроку.
𝗅ll.Подготовка речевого аппарата.
-Ребята, чтобы правильно произносить звуки, надо выполнить несколько упражнений.
1.Дыхательная гимнастика: «дровосек», «косарь», «паровозик».
2.Артикуляционная гимнастика: «заборчик», «окошко», «часики».
𝗅V.Фраза на слух (с экраном): Март – первый весенний месяц.
𝚅.Фонетическая зарядка.
Контрольный звук [Х]:
-чтение открытых слогов на выдохе,
-чтение слогов по стрелке;
-называние предметов по картинкам со словами, «потерявшими» букву;
-чтение чистоговорок с перебрасыванием теннисного мячика из одной руки в другую;
-итог фонетической зарядки.
𝚅𝗅.Актуализация знаний.
1.Мотивация.
Учитель: -Ребята, сегодня необычный урок. О чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас всегда?
Ваша дружная … (семья)
-Правильно, семья.
-А семья – это …. (Дети заканчивают предложение.)
Учитель: Начинается семья с мамы, папы и тебя
Из любви счастливых глаз
И из фото про вас…
-А где хранятся фотографии? (Дети: в телефоне, компьютере, в альбоме)
- 2 -
-Фотографии хранятся в альбоме (учитель демонстрирует фотоальбом), и сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие по страницам семейных альбомов.
2.Задачи урока.
-Сегодня на уроке мы: -закрепим имена и отчества родителей;
- узнаем новые слова;
- будем внимательны и старательны;
- будем правильно произносить звуки.
3.Оценивание.
Молодец -
Хорошо -
Старайся -
𝚅𝗅𝗅. Применение знаний в новой обстановке.
1.Учитель: -Начинаем, ребята, наше путешествие и открываем первую страницу фотоальбома.
Кого мы видим? (На экране – фото кого-то из учеников)
Ученик: Это я.
Учитель: -Представься, пожалуйста.
Ученик: Меня зовут…Ф.И., мне…. лет.
Так представляются все дети.
Учитель: -Спасибо, ребята, хорошо себя представили. Давайте немного отдохнем.
2.Упражнение «Психогимнастика». Могут участвовать все гости.
Учитель: -Похлопайте: - те, кто хорошо учится,
- те, кто любит конфеты,
- те, кто не любит каникулы,
- только девочки,
- те, у кого хорошее настроение.
Если не у всех хорошее настроение, пусть с вами поделится тот, у кого оно отличное… - 3 -
3.Учитель: -С хорошим настроением продолжаем листать наш фотоальбом. Кого вы увидите сейчас на экране, вы узнаете, отгадав загадку.
Нет в квартире грязи, хлама
Убрала все число …. (мама)
-Правильно, мама.
Вам надо рассказать о вашей маме по следующей схеме:
-Мою маму зовут… И.О. Мама работает….
Дети рассказывают о своих мамах.
4.Упражнение «ассоциативный ряд».
Учитель: -Все мамы любят …что? Правильно, цветы. Предлагаю вам сделать большой цветок для всех мам. Подойдите к столу и выберите лепесток с тем определением, которое подходит вашей маме (на парте «лепестки» - добрая, умная, ласковая, злая, веселая, главная, дорогая, единственная, глупая, красивая).
Дети прикрепляют по одному лепестку к центру цветка.
Проговаривают «Моя мама самая …»
Получается большая ромашка.
5.Физминутка. ( речевая; дети выполняют упражнения, проговаривая стих)
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
6.Учитель: -Продолжаем наше путешествие по фотоальбому. Следующий лист посвящен тому…
Кто в семье высокий, смелый,
Самый сильный и умелый.
Кто розетки все починит,
Шкаф тяжелый передвинет.
Ну, конечно, ….(папа)
- 4 -
Ученики рассказывают о своих отцах по той же схеме:
-Это мой папа. Его зовут …И.О. Он работает…
7. «Портрет папы»; групповой собирательный портрет.
Учитель: -Для мам мы сделали цветок. Предлагаю, нарисовать «общий» портрет папы. Каждый из вас помнит своего папу и знает, какие у него глаза, волосы, нос. Вы будете подходить к столу и брать листочки-задания, на которых будет написано, что вам рисовать (нос, рот, уши, глаза, волосы).
Дети рисуя на доске, проговаривают: «Я рисую …»
8.Работа в тетради.
Учитель: -Ребята, а теперь откроем тетради, запишем число, классная работа и новые слова, которые вы узнали сегодня на уроке.
𝚅𝗅𝗅𝗅. Итог урока.
Учитель: -Молодцы, ребята, хорошо поработали. Вы познакомили нас с вашими папами и мамами. А как одним словом мы можем назвать папу и маму? (Родители)
-Ваши родители дают вам не только заботу, но и отдают вам свои сердца. А вы своих родителей любите? Вы родителям помогаете? Вы родителей слушаетесь? Давайте подарим вашим родителям ласковые добрые слова. У меня сердечко, я начинаю: «мамочка любимая»,…. Дети, получая сердечко, говорят ласковое слово или папе, или маме.
-Хорошо вы потрудились
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
- 5 -