Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Починковский Центр дополнительного образования»
Конспект открытого занятия
объединения "Арт-дизайн"
1 год обучения
на тему:
«Натюрморт»
Разработала: Субботина Ольга Павловна
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Тема: «Натюрморт»
Цель: Познакомить учащихся с основами композиции и правилами компоновки натюрморта.
Задачи
Обучающая
- Формирование навыков грамотного размещения композиции на плоскости. Уточнение понятия «натюрморт». Формирование навыков составления натюрморта.
Развивающая
- Развивать умение анализировать форму предметов. Развивать пространственное мышление.
Воспитательная: Вырабатывать аккуратность, терпение и внимание. Воспитывать у обучающихся чувство прекрасного.
Форма проведения: Практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесный (беседа, объяснение)
Наглядный (иллюстрации художников)
Практический (выполнение практического задания)
Оборудование для учащихся: акварель, альбом, кисти, простой карандаш, ластик, вода.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Приветствие. Здравствуйте, ребята!
Сейчас на интерактивной доске я покажу вам несколько картин. Посмотрите и скажите, что на нах изображено.
( Показываю несколько натюрмортов, выполненных в разной технике)
Итак, что изображено на этих картинах?
- Изображены предметы.
Кто назовёт, как называются такие картины, на которых изображены неживые предметы, одним словом?
- Натюрморт
-Правильно, ребята.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или море в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это – натюрморт.
Основная часть
Педагог: Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы быта называются натюрмортом.
Педагог: Слово «Натюрморт» происходит от французского « natyremorte », что буквально означает – «мертвая природа» - это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению окружающих человека вещей (посуда, сорванные цветы, книги, плоды, еда), размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно объединенных в группу.
Сегодня мы с вами будем рисовать натюрморт из фруктов.
Но занятие будет необычным. Мы будет не просто рисовать, а проводить творческие эксперименты и раскрывать секреты красивого натюрморта. Во время этих экспериментов мы должны с вами понять, как написать настоящий натюрморт. Будем учиться правильно составлять натюрморт, предавать цвет, объём, форму и тональные отношения.
У нас в группе есть много красивых предметов быта (вазы, чашки) Так же много красивых ягод, фруктов, овощей (муляжи).
Педагог: Отгадайте загадки, которые я вам загадаю. Эти предметы могут быть использованы для создания композиции натюрморт.
Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, вкусный и сырой, кто же я такой? (огурец).
2) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).
3) Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
4) Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко (яблоко).
5) На сучках висят шары, посинели от жары (сливы).
- Молодцы, ребята! А сейчас предлагаю разделиться на группы. У вас на столах лежат карточки, у кого на карточках красный цвет, составляем натюрморт, где центральным предметом будет овощ или фрукт красного цвета, у кого на карточке жёлтый цвет, вы в команде составляете натюрморт, где центральный фрукт или овощ будет желтого цвета.
Посмотрим, что получилось.
Молодцы!
2. Физкультминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(Вращение головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головой в разные стороны)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.
(прыжки на левой, на правой, на обеих ногах)
Тема нашего урока: Натюрморт из трех предметов
На доске развешаны несколько рисунков. Посмотрите ребята, на каком рисунке яблоко кажется объемным, а на каком плоским.
-На первом рисунке яблоко плоское, на втором объёмное.
А почему так? Ведь рисовали такими же красками, цвет один, такая же форма. А в чём же отличие?
- Отличие в том, что на втором рисунке передано тональное отношение. Цвет один, а тон разный. На втором есть блик – самое светлое почти белое пятно, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, тень падающая. От блика постепенно предмет становиться темнее. Как этого добиться? Там где более светлые участки, в краску мы добавляем больше воды, там, где более темные участки добавляем больше краски, меньше воды.
3. Практическая часть
Выполним с Вами первый творческий эксперимент, посередине листа нарисуем карандашом два яблока. Сначала на первом листочке нарисуем плоское яблоко, а потом на втором листочке объемное.
Какой цвет для этого яблока возьмем?
- Зеленый.
Превращаем плоское яблоко в объемное. Что для этого нужно сделать?
-Правильно. Передать тональные отношения.
Посмотрим на зеленое яблочко. С какой стороны на него падает свет? Где у него блик? Где светлая часть, куда падает тень? Выполняем первый эксперимент.
Дети выполняют эксперимент с тоном.
-Получилось?
Мы взяли с вами всего лишь один цвет. И уже наше яблочко, в котором мы добавили блик, рефлекс, тень, полутень, собственную тень, получилось объёмным, похожим на настоящее яблоко. Цвет был один, а тон разный.
Теперь к нашему зеленому яблоку сами выбирайте из тех, что лежат на столе, предметы и давайте добавим ещё один предмет.
Дети предлагают, какой из этих предметов добавить и куда его положить по отношению к яблоку.
Пробуем разные варианты.
Останавливаема на самом удачном.
- Какой вариант вам кажется самым лучшим и почему?
-Ответы детей.
Ребята, когда художник составляет натюрморт, как вы думаете, что он учитывает?
- Чтобы предметы хорошо сочетались друг с другом, чтобы они подходили по цвету. Чтобы были разной формы.
- В натюрморте важно правильно расположить предметы. Чтобы предметы сочетались между собой, дополняли друг друга, отличались друг от друга по цвету, форме, фактуре, но в то же время смотрели гармонично.
-А что такое фактура?
- Это тот материал, из которого сделаны предметы натюрморта.
Показываю две картины с предметами разной фактурой.
А как, глядя на картину, мы понимаем, что она из разных материалов
На гладких поверхностях более четкие и резкие блики, на шершавых поверхностях блики еле заметные.
4. Подведение итога занятия
Педагог: Сегодня на занятии вы познакомились с одним из жанров изобразительного искусства, с каким?
1. Что нового вы узнали о натюрморте? (натюрморт нужно составлять по правилам, чтобы его составить правильно и красиво, нужно знать секреты натюрморта).
2. Какие чувства воспитывает в вас произведения искусства – натюрморт? (Умение видеть красоту окружающих предметов, чувство прекрасного.)
3. Что мы можем сказать о натюрморте, глядя на него? (Мы видим, что в нем показан прекрасный мир вещей, он говорит не только о жизни вещей, но и о быте их хозяев).
-Молодцы, ребята!