Конспект по формированию элементарных
математических представлений в подготовительной группе
«Веселый счет»
Цели: - закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет);
- учить решать простые задачи на сложение и вычитание, выделять в задаче условие, вопрос, записывать решение задачи с помощью цифр и знаков;
- упражнять в составлении числа из двух меньших;
- закреплять знания геометрических фигур, дней недели, умение детей ориентироваться на плоскости (лист бумаги);
- развивать логическое мышление, память, внимание.
Материалы, инструменты, оборудование: картинки с изображением ежа, белки, волка, зайца, лисы; карточки с цифрами от 0 до 10, карточки с числовым рядом (0 – 10) для каждого ребенка, карточки «Числовые домики» для каждого ребенка, листы цветной бумаги квадратной формы и геометрические фигурки из картона для каждого ребенка, ручки, карандаши.
Ход занятия
В году четыре времени, и все они дружны.
Эти четыре времени ребята знать должны!
- Ребята, назовите четыре времени года.
- А какое у нас сейчас время года? (Осень) Какой месяц? (Сентябрь)
- Сентябрь– это первый осенний месяц! Назовите второй. (Октябрь) Третий. (Ноябрь)
- А какое сегодня число? (11 –ое сентября) Если сегодня 11-ое, вчера было какое? (10-ое) А завтра будет? (12-ое)
- А какой сегодня день недели? (Вторник) Если сегодня вторник, вчера какой день недели был? (понедельник) А завтра? (Среда)
- Сегодня мы с вами отправимся в необычный математический зоопарк!
Математическая разминка от ежика
Три яблока из сада ежик притащил!
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке. (Два)
Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру!
Тут следом явились подружки –
Три сереньких мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну, сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр. (Пять)
Вот семь зайчат по дорожке идут,
За ними вдогонку трое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (Десять)
Сколько орехов в пустом стакане? (Ноль)
Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка)
У кого больше лап: у утки или утенка? (Поровну)
Сколько хвостов у четырех котов? (Четыре)
Дидактическая игра с белочкой (числовой ряд)
Белочка предлагает нам поиграть в игру «Назови соседей».
5 человек берут карточки с цифрами 1, 3, 5, 7, 9 и становятся в ряд на небольшом расстоянии друг от друга. Другие дети по очереди подходят к столу, где разложены карточки с цифрами 2, 4, 6, 8, 10, берут по одной карточке, находят свое место в числовом ряду и называют соседей.
Затем дети садятся за столы и после пальчиковой гимнастики (см.ниже) вписывают недостающие цифры в числовой ряд (0, 1,…, 3, 4,…,…, 7,…, 9,…)
Пальчиковая гимнастика
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий –
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик – господинчик
В землю косточки сажает!
Задание от волка (составление числа из двух меньших)
Волк приготовил для нас вот такие необычные двухэтажные домики: на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают число дома. Заселите домики числами:
2 = … + … (1 и 1)
3 = … + … (1 и 2; 2 и 1)
4 = … + … (1 и 3; 3 и 1; 2 и 2)
5 = … + … (1 и 4; 4 и 1; 2 и 3; 3 и 2)
6 = … + … (1 и 5; 5 и 1; 2 и 4; 4 и 2; 3 и 3)
7 = … + … (1 и 6; 6 и 1; 2 и 5; 5 и 2; 3 и 4; 4 и 3)
Физминутка музыкальная
Задачки от зайки
Три поросенка гуляли на лужайке. Наступила осень и настала пора строить домики. Нуф-Нуф ушел строить домик. Сколько поросят осталось гулять на лужайке?
- Повторите условие задачи. Какой в задаче вопрос?
- Было три поросенка, один ушел. Поросят стало больше или меньше? (Меньше)
Какой знак я поставлю? (Минус)
Записываем решение задачи: 3 – 1 = 2
- Ответьте на вопрос задачи полным ответом (На лужайке осталось гулять два поросенка)
Аналогичным образом разбирается вторая задача:
Под елочкой росло четыре гриба. Прошел дождь, и выросло еще два гриба. Сколько всего грибов стало расти под елочкой?
Задание от лисички
Были у лисички красивые платочки с узором, но дождик смыл с них весь узор. Давайте поможем лисичке украсить платочки.
В левый верхний угол положи овал и обведи его.
В правый нижний угол положи квадрат и обведи его.
В правый верхний угол положи круг и обведи его.
В левый нижний угол положи треугольник и обведи его.
8. Подведение итогов
- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились, звери очень вами довольны и приготовили для вас сюрприз: вкусные витаминки, чтобы вы росли здоровыми и умными. А коробочку с витаминками хитрая лисичка спрятала в нашей группе, но оставила подсказку: от исходной точки у окна (спиной к окну) пройти 6 шагов вперед, 5 шагов вправо, 2 шага вперед, 3 шага влево, поднять руку вверх и достать с полочки коробочку.
Рефлексия: Куда мы с вами ходили?
Какие времена года мы с вами вспомнили?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Какие дни недели вы знаете?
3