СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по музыке на тему: "Музыкальное путешествие в зимний лес"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по музыке на тему: "Музыкальное путешествие в зимний лес"»


ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»



Разработала

студентка 4 курса

группы ПНК – 4Б

Коваль Анастасии Павловной



Технологическая карта урока музыки




Место проведения: АНОО "CleverOne", 2 «Б» класс

Дата проведения: 31.01.2025

Проверили:


Методист: Беляева О. Л. _______

(подпись)



Учитель: Целич Д. Д. _______

(подпись)






Дзержинск – 2025



Тема урока: «Музыкальное путешествие в зимний лес»

Тип урока: урок усвоения новых знаний


Цель: формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству через освоение новых произведений и знаний о музыке.

Задачи:

Образовательные:

1. В доступной для детей форме преподнести сведения о композиторах: Г. Телемане, П. Чайковском, К. Дебюсси и о писателе М. Пришвине.

2. Закрепить представления о музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон, треугольник) и о жанре вальса.

Развивающие: 

1. При работе с песней А. Пинегина на слова А. Усачева «Зимняя сказка» вызвать в детях радостные чувства от совместного исполнения, развивать умение петь мягким активным звуком, петь нежно, выразительно и активно произносить слова.

2. Организовывая исполнение фрагмента произведения М. Пришвина в шумовом оркестре, развивать в детях умение внимательно вслушиваться в текст и находить место для звучания своего инструмента, извлекать звуки, раскрывающие художественный образ произведения.

3. При организации восприятия вальса развивать в детях умение с помощью пластики и графического изображения выражать свои эмоции и осмысленное отношение к музыке.

Воспитательные:

1. Организовывая восприятие музыкальных произведений: концерт «Ми-минор», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», «Девушка с волосами цвета льна», вызвать в детях чувство прекрасного от соприкосновения со звуками музыки и природы.


Планируемые результаты:

Предметные: 

  1. знают музыкальные инструменты (фортепиано, металлофон, треугольник);

  2. воспринимают музыку различных жанров;

  3. размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаются на искусство;

  4. узнают музыку и называют имена выдающихся композиторов разных стран мира;

  5. используют музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении инструментальной импровизации.

Метапредметные: 

Регулятивные:

  1. понимают и принимают учебную задачу;

  2. планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  3. оценивают результаты своей деятельности;

  4. адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные:

  1. умеют находит ответы на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные:

  1. учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

  2. формулируют собственное мнение и позицию.

Личностные: 

  1. выражают положительное отношение в процессе познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.


Оборудование: презентация, проигрыватель, компьютер, инструменты шумового оркестра.


План урока:

1.Организационный момент (1 минута)

2.Актуализация опорных знаний (10 минут)

3.Первичное закрепление материала (10 минут)

4.Обобщение и систематизация знаний (20 минут)

5. Домашнее задание (1 минута)

6. Подведение итогов. Рефлексия (3 минуты)

























Ход урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг. момент

Эмоционально настроить учащихся на урок

Беседа

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Анастасия Павловна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Совсем недавно у вас были зимние каникулы, и я думаю вы все хорошо отдохнули и много путешествовали. Так вот, я хочу, чтобы наш сегодняшний урок был необычным, мы с вами отправимся в путешествие, но не в простое, а в музыкальное. Но вот куда мы с вами попадём в этом путешествие сейчас нам подскажет песня. (Включаю произведение 1 звучит песня Пинегина А. «Зимняя сказка»)

Приветствуют учителя







Слушают песню

2.Актуализация опорных знаний

Обеспечить воспроизведение опорных знаний

Беседа, обучение и слушание музыки, метод побуждения и развития интереса к музыке, метод эмоциональной драматургии

Давайте прислушаемся как звучит лес, мы идем по зимнему лесу, под ногами хрустит снег (изображаем) Лес как в сказке: стоят ели, опустив свои лапы, покрытые снегом. Вот дорога, по которой мы идем, а в кустах притаилась маленькая птичка, она очень боится нас, а мы её не замечаем и проходим мимо, а она пугается и улетает (изображаем фыр и улетела). А когда она улетела с веток посыпался снег. А как падает снежинка? Покажите мне снежинку поймайте еë (прохожу смотрю у всех)

Проходим мы дальше по тропинке и видим березовую рощу (СЛАЙД 4 КАРТИНА берёзовая роща), березы стоят стройные – они тянутся высоко к небу, покажите, как они выглядят. Когда смотришь на них, хочется вытянуться, поднять глаза к голубому зимнему небу и послушать тишину, которая царит в роще. Давайте послушаем звенящую тишину березовой рощи.

(ПРОИЗВЕДЕНИЕ 2 Звучит «Концерт ми - минор» Г. Ф. Телемана)

Что вы услышали? Какие звуки леса? Какая была тишина? Поделитесь своими впечатлениями. (Светлая, заколдованная, немного страшновато одному в лесу). А какой музыкальный инструмент играл? (СЛАЙД 5 Флейта)

Почему флейта? (Звук был тоненький, звенящий)

Мы сейчас с вами послушали музыку великого композитора (СЛАЙД 6 Г. Ф. Телемана) Геора Телемана, посмотрите на его портрет, а как вы думаете это современный композитор или нет (нет), а как вы это поняли? По наряду и его причёске, а как вы думаете куда он мог так нарядится? Правильно, на концерт, он идёт исполнять свою музыку. А почему мы до сих пор помним его и его музыку? Потому что, она какая? Правильно, красивая и запоминающаяся, её помнят уже 500лет.

А сейчас я хочу вас ещё познакомить с одним человеком с Михаилом Пришвином (СЛАЙД 7), а кто он такой? (Писатель). А как вы думаете какой он человек? (Умный, добрый), сегодня я хочу вас познакомить с рассказрм «Тихий сне» (СЛАЙД 8 ТЕКСТ) рассказываю

Говорят о тишине: «Тише воды, ниже травы…»

Но что может быть тише падающего снега?

Вчера весь день шёл снег, и как будто это он с небес принёс тишину…

И всякий звук только усиливал её: мороз прикоснулся к деревьям, и они слегка потрескивают, снежинка опустилась на ладонь, вспорхнула испуганная птица, с веток посыпался снег, но тишина от этого всего только росла.

Какая тишина, какая благодать.



Красивый рассказ? Давай те найдем здесь музыку и изобразим её, но для начала как называется группа музыкантов, которая вместе исполняет произведение музыкальное?

Молодцы. Сегодня мы с вами будем оркестром.

На урок я принесла музыкальные инструменты.

Послушайте, на что похоже звучание:

Ложек – на треск деревьев от мороза

Треугольника – как снежинка, ложится на ладонь

Металлофон – звук тишины

Звук губами шыр напуганная птица.

Погремушка и бубен – как падает и сыпется снег

Разбираем инструменты.

(Инструменты раздаются детям)

Начинаем. Михаил Пришвин «тихий снег» исполняет 2б класс

Говорят, о тишине: «Тише воды, ниже травы» (Металлофон).

Но что может быть тише падающего снега? (Погремушка и бубен)

Вчера весь день шел снег (Погремушка и бубен), и как будто это он с небес принес тишину (металлофон).

И всякий звук только усиливал ее: мороз прикоснулся к деревьям, и они слегка потрескивают (ложки), снежинка опустилась на ладонь (треугольник), вспорхнула испуганная птица (шыр), с веток посыпался снег (погремушка и бубен), но тишина от всего этого росла (металлофон).

Какая тишина, какая благодать! (металлофон).

Хорошо, а теперь меняемся инструментами.








3.Первичное

закрепление материала

Проверить усвоение знаний учащихся

Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении.

- Озвучить услышанную музыку нам поможет произведение М. Пришвина «Тихий снег».

- С творчеством Михаила Пришвина вы знакомы. Это русский писатель, который очень любил природу и подарил нам много произведений о ней.

- Слушаем внимательно

- Исполнение в шумовом оркестре рассказа «Тихий снег».

- Говорят о тишине: «Тише воды, ниже травы». Но что может быть тише падающего снега? Вчера весь день шел снег (треугольник), и как будто это он с небес принес тишину (металлофон). И всякий звук только усиливал ее: мороз прикоснулся к деревьям, и они слегка потрескивают (ложки), снежинка опустилась на ладонь (треугольник), вспорхнула испуганная птица (ш-ш-ш), с веток посыпался снег (погремушка), но тишина (металлофон) от всего этого росла. Какая тишина, какая благодать! (металлофон)

- Молодцы, ребята! Передайте муз. инструменты тем, кто ещё не играл на них.

Исполнение произведения еще раз









Слушают произведени




Исполняют произведение на инструментах.

4.Обобщение и систематизация знаний

Обобщить знания учащихся

Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении.

Мы с вами находимся в необыкновенном лесу. И если прислушаться, то можно понять, что снежинки не просто падают с небес, а вот что они делают, нам подскажет музыка. Давайте послушаем.

(произведение 3 Звучит «вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковский из балета «Щелкунчик»)

Что вы услышали? Что же делают снежинки?

Какой танец могли танцевать снежинки, если они кружились?

Мы можем сейчас превратиться в снежинки. Посмотрите, наши пальчики –снежинки. Они должны быть раскрытыми, но в то же время мягкими, пушистыми. В нашем лесу есть ветер, поэтому снежинки не сразу падают, ветер кружит их в самых замысловатых хороводах. Сейчас превратили наши руки в снежинки и под музыку изобразим как танцуют снежинки. Приготовили руки. (включаю еще раз произведение 3 «вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковский из балета «Щелкунчик»)

Ребята, а когда танцуют и показывают пластические движения, что это? Как это называется?

Кто отважится показать балет у доски под музыку? Кто покажет, как танцуют снежинки? Молодцы!

Снежинки можно изобразить не только с помощью пальчиков, их можно сделать из бумаги. Посмотрите на доску!

Кто сможет придумать танец снежинок на доске?

Смотрите ребята, на доске появился танец снежинок, который идет по кругу, который кружит их

А кто придумает еще танец снежинок у доски?

Теперь давай те посмотрим отрывок из настоящего балета (Балет видео)

Посмотрите снежинки и в кругу танцуют, и в рядах, а теперь появились снежинки солисты. Сейчас мы с вами смотрели и слушали вальс снежных хлопьев, музыку эту написал Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор (СЛАЙД 9)

Слушают учителя


















Метель, снег кружится



Кружатся, танцуют

Кружение в вальсе.










Изображают снежинки











Балет

5.Домашнее задание

Информирование о д.з

Беседа, объяснение

- Дома я предлагаю вам нарисовать рисунки связанные с нашим сегодняшним уроком! Вам нужно вспомнить и нарисовать понравившееся музыкальное произведение этого занятия

Слушают учителя и записывают домашнее задание

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Организовать анализ и оценку качества работы на уроке

Беседа, развитие навыков хорового пения

Наше путешествие заканчивается. Возвращаемся из леса в класс вместе с песней, которую мы пели с вами в начале путешествия. Теперь вы эту песню слышали, слова есть на доске, поэтому поем все вместе, ярко и красиво. (СЛАЙД 11)


Слушают учителя

Исполняют песню «Зимняя сказка»