2.Актуализация опорных знаний | Обеспечить воспроизведение опорных знаний | Беседа, обучение и слушание музыки, метод побуждения и развития интереса к музыке, метод эмоциональной драматургии | Давайте прислушаемся как звучит лес, мы идем по зимнему лесу, под ногами хрустит снег (изображаем) Лес как в сказке: стоят ели, опустив свои лапы, покрытые снегом. Вот дорога, по которой мы идем, а в кустах притаилась маленькая птичка, она очень боится нас, а мы её не замечаем и проходим мимо, а она пугается и улетает (изображаем фыр и улетела). А когда она улетела с веток посыпался снег. А как падает снежинка? Покажите мне снежинку поймайте еë (прохожу смотрю у всех) Проходим мы дальше по тропинке и видим березовую рощу (СЛАЙД 4 КАРТИНА берёзовая роща), березы стоят стройные – они тянутся высоко к небу, покажите, как они выглядят. Когда смотришь на них, хочется вытянуться, поднять глаза к голубому зимнему небу и послушать тишину, которая царит в роще. Давайте послушаем звенящую тишину березовой рощи. (ПРОИЗВЕДЕНИЕ 2 Звучит «Концерт ми - минор» Г. Ф. Телемана) Что вы услышали? Какие звуки леса? Какая была тишина? Поделитесь своими впечатлениями. (Светлая, заколдованная, немного страшновато одному в лесу). А какой музыкальный инструмент играл? (СЛАЙД 5 Флейта) Почему флейта? (Звук был тоненький, звенящий) Мы сейчас с вами послушали музыку великого композитора (СЛАЙД 6 Г. Ф. Телемана) Геора Телемана, посмотрите на его портрет, а как вы думаете это современный композитор или нет (нет), а как вы это поняли? По наряду и его причёске, а как вы думаете куда он мог так нарядится? Правильно, на концерт, он идёт исполнять свою музыку. А почему мы до сих пор помним его и его музыку? Потому что, она какая? Правильно, красивая и запоминающаяся, её помнят уже 500лет. А сейчас я хочу вас ещё познакомить с одним человеком с Михаилом Пришвином (СЛАЙД 7), а кто он такой? (Писатель). А как вы думаете какой он человек? (Умный, добрый), сегодня я хочу вас познакомить с рассказрм «Тихий сне» (СЛАЙД 8 ТЕКСТ) рассказываю Говорят о тишине: «Тише воды, ниже травы…» Но что может быть тише падающего снега? Вчера весь день шёл снег, и как будто это он с небес принёс тишину… И всякий звук только усиливал её: мороз прикоснулся к деревьям, и они слегка потрескивают, снежинка опустилась на ладонь, вспорхнула испуганная птица, с веток посыпался снег, но тишина от этого всего только росла. Какая тишина, какая благодать. Красивый рассказ? Давай те найдем здесь музыку и изобразим её, но для начала как называется группа музыкантов, которая вместе исполняет произведение музыкальное? Молодцы. Сегодня мы с вами будем оркестром. На урок я принесла музыкальные инструменты. Послушайте, на что похоже звучание: Ложек – на треск деревьев от мороза Треугольника – как снежинка, ложится на ладонь Металлофон – звук тишины Звук губами шыр напуганная птица. Погремушка и бубен – как падает и сыпется снег Разбираем инструменты. (Инструменты раздаются детям) Начинаем. Михаил Пришвин «тихий снег» исполняет 2б класс Говорят, о тишине: «Тише воды, ниже травы» (Металлофон). Но что может быть тише падающего снега? (Погремушка и бубен) Вчера весь день шел снег (Погремушка и бубен), и как будто это он с небес принес тишину (металлофон). И всякий звук только усиливал ее: мороз прикоснулся к деревьям, и они слегка потрескивают (ложки), снежинка опустилась на ладонь (треугольник), вспорхнула испуганная птица (шыр), с веток посыпался снег (погремушка и бубен), но тишина от всего этого росла (металлофон). Какая тишина, какая благодать! (металлофон). Хорошо, а теперь меняемся инструментами. | |
3.Первичное закрепление материала | Проверить усвоение знаний учащихся | Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении. | - Озвучить услышанную музыку нам поможет произведение М. Пришвина «Тихий снег». - С творчеством Михаила Пришвина вы знакомы. Это русский писатель, который очень любил природу и подарил нам много произведений о ней. - Слушаем внимательно - Исполнение в шумовом оркестре рассказа «Тихий снег». - Говорят о тишине: «Тише воды, ниже травы». Но что может быть тише падающего снега? Вчера весь день шел снег (треугольник), и как будто это он с небес принес тишину (металлофон). И всякий звук только усиливал ее: мороз прикоснулся к деревьям, и они слегка потрескивают (ложки), снежинка опустилась на ладонь (треугольник), вспорхнула испуганная птица (ш-ш-ш), с веток посыпался снег (погремушка), но тишина (металлофон) от всего этого росла. Какая тишина, какая благодать! (металлофон) - Молодцы, ребята! Передайте муз. инструменты тем, кто ещё не играл на них. Исполнение произведения еще раз | Слушают произведени Исполняют произведение на инструментах. |
4.Обобщение и систематизация знаний | Обобщить знания учащихся | Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении. | Мы с вами находимся в необыкновенном лесу. И если прислушаться, то можно понять, что снежинки не просто падают с небес, а вот что они делают, нам подскажет музыка. Давайте послушаем. (произведение 3 Звучит «вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковский из балета «Щелкунчик») Что вы услышали? Что же делают снежинки? Какой танец могли танцевать снежинки, если они кружились? Мы можем сейчас превратиться в снежинки. Посмотрите, наши пальчики –снежинки. Они должны быть раскрытыми, но в то же время мягкими, пушистыми. В нашем лесу есть ветер, поэтому снежинки не сразу падают, ветер кружит их в самых замысловатых хороводах. Сейчас превратили наши руки в снежинки и под музыку изобразим как танцуют снежинки. Приготовили руки. (включаю еще раз произведение 3 «вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковский из балета «Щелкунчик») Ребята, а когда танцуют и показывают пластические движения, что это? Как это называется? Кто отважится показать балет у доски под музыку? Кто покажет, как танцуют снежинки? Молодцы! Снежинки можно изобразить не только с помощью пальчиков, их можно сделать из бумаги. Посмотрите на доску! Кто сможет придумать танец снежинок на доске? Смотрите ребята, на доске появился танец снежинок, который идет по кругу, который кружит их А кто придумает еще танец снежинок у доски? Теперь давай те посмотрим отрывок из настоящего балета (Балет видео) Посмотрите снежинки и в кругу танцуют, и в рядах, а теперь появились снежинки солисты. Сейчас мы с вами смотрели и слушали вальс снежных хлопьев, музыку эту написал Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор (СЛАЙД 9) | Слушают учителя Метель, снег кружится Кружатся, танцуют Кружение в вальсе. Изображают снежинки Балет |