СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по музыке «Три чуда»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о композиторе Н.А. Римского –Корсакова и его опере «Сказка о царе Салтане» .

Просмотр содержимого документа
«Конспект по музыке «Три чуда»»

Государственное автономное образовательное учреждение Новосибирской области

«Карасукский педагогический колледж»










Конспект учебного занятия

По музыке

В 4 классе

Студентки 402 группы

Карасукского педагогического колледжа

Фисенко Софьи Ивановны








Подпись методиста:___________

Отметка: «_____»






Класс: 4

Тема: «Три чуда»

Цель: формирование представлений о композиторе Н.А. Римского –Корсакова и его опере «Сказка о царе Салтане» .

Задачи:

Дидактические :

  • Организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования понятия о композиторе Н.А. Римского –Корсакова и его опере «Сказка о царе Салтане»

Развивающие:

  • Развивать образное мышление, фантазию ,творческие способности, в движении и игре на музыкальных инструментах .

  • Развивать музыкальный слух, выделять звучание различных музыкальных инструментов.

  • Обогащать словарный запас детей, уточняя такие понятия: композитор, оркестр, музыкант, дирижер, музыкальные инструменты( флейта, труба, скрипка)

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к музыке, поэзии, живописи

  • Воспитывать у детей устойчивый интерес к музыкальному искусству и художественной литературе.



















Этапы

Образовательные задачи

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

МТО интерактивное оборудование

Способы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Психологический настрой

Этап мотивации

Настроить учащихся на работу




Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением! Меня зовут Софья Ивановна сегодня урок музыки проведу у вас я. Ребята обратите внимание на наш одинокий аквариум (на доске прикреплен аквариум) . У каждого из вас есть рыбы разного цвета(лежат на парте). Я прошу вас взять одну из них (любого цвета) и помочь нашему аквариуму обрести жителей.

-Тех кто выбрали зеленую рыбу , ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красная рыба- желают общаться.

Желтая рыба- проявят активность.

Синяя- будут настойчивы.

Красота аквариума зависела от вас, ваших стремлений и ожиданий. А красота выполненной работы сегодня на уроке будет зависеть от вас?

Надеюсь, что вы приложите максимум старания при выполнении работы. Итак…За дело.



Настраиваются на работу



Фронтальная










устойчивая положительная мотивация к деятельности

Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии













Этап построения проекта выхода из затруднения

(целепологание)


развивать мышление, внимание, память и устную речь обучающихся






способствовать формированию умений выделять логические части изучаемого материала











Словесный(беседа)












Словесный (беседа)








Словесный (беседа)
















Ребята, а вы любите сказки? Посмотрите на слайд, вам знакомы эти сказки? Кто написал эти сказки? (А.С. Пушкин) Давайте назовем эти сказки ( Сказка о рыбаке и рыбке, Руслан и Людмила, сказка о золотом петушке)

Сказки можно рассказывать не только словами, но и музыкальными звуками. На сюжеты А.С. Пушкина русские композиторы сочинили много произведений. Сейчас я вам зачитаю отрывок из произведения А.С. Пушкина ,а вам необходимо назвать это произведение.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

- "Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

- "Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря".

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Из какой сказки этот отрывок? (Сказка о царе Салтане)

Ребята, а вы знаете композитора который сочинил свое произведение на эту сказку?

Значит какова цель нашего урока?

(познакомиться с композитором и музыкальным произведением «сказка о царе Салтане»)

Тема?
Н.А. Римский- Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»


Ребята, у вас на столах лежат карточки, на них прописаны этапы нашего урока. После выполнения задания вы будете ставить «+» под тем столбиком который соответствует выполненной работе.


Справился самостоятельно

Потребовалась помощь

Не справился

Смог играть на музыкальном инструменте




Смог продемонстрировать море, богатырей, царевну- лебедь




Справился с заданием №1





Справился с заданием №2







формулируют ответы на вопросы









Формулируют ответы на вопросы







Формулируют ответы на вопросы











Фронтальная




















Фронтальная











Фронтальная


















Презентация

































Листы самооценки


контроль учителя





















контроль учителя

























Регулятивные: преобразовывают практическую задачу в познавательную; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;


Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель;


Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию; координируют и принимаю различные позиции во взаимодействии.


положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями











положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями














Этап реализации построенного проекта(открытие новых знаний)


Способствовать формированию понятия о композиторе Н.А. Римского –Корсакова и его опере «Сказка о царе Салтане»

способствовать формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать







Словесный (рассказ учителя)










Словесный (рассказ учащихся)









Словесный (рассказ учащихся)
















Практический (работа с таблицей)









Словесный (беседа)






Практический (работа с таблицей)

















Словесный (беседа)

Я хочу вас познакомить , с очень известным композитором – его еще называют сказочником Н.А. Римский- Корсаков (на слайде портрет). Он очень любил русские сказки. С 6 лет он начал учиться читать и писать ноты, пробовал сочинять музыку. Когда маленький Коля вырос , он стал писать настоящие, большие музыкальные произведения, и всю свою любовь к сказкам он перенес в них. Римский – Корсаков прочитал сказку А.С. Пушкина « Сказка о царе Салтане..», и решил написать к ней прекрасную музыку ,которая приглашает нас сегодня в чудесный мир сказки. Я предлагаю нам всем вместе отправиться на чудесный сказочный остов. Приглашаю погостить, чудесный остов навестить. За морем совсем не худо есть на остове три чуда. Что ж давайте, ребятишки, чудесный остов навестим у Гвидона погостим. А на чем отправимся в путешествие?

Давайте выберем предметы, которые соответствуют и подходят для морского путешествия. ( дети надевают пилотки, выполняют качающие движения) звучит фрагмент «Море» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Вот мы свами и в волшебном городе. Теперь мы свами не моряки ,а путешественники. В сказочном городе было три чуда. Хоть бы одним глазком посмотреть. А вам хочется, взглянуть на первое чудо? Первое чудо.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет!

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Вот так чудо! А сейчас, я предлагаю по слушать вам, как музыка композитора рисует звуками маленькую белочку. Вы услышите волшебные звуки флейты. (слайд) Как на нем играет музыкант? Покажите. Звучит муз.фрамент «Белочка»

Понравилась вам белочка? Какая музыка была?

В сказке белка песенки поет. Вам интересно какую песенку пела белка? Видео фрагмент «Белка»

Вам понравилось? Какую песенку пела белка? Это русская народная песня « Во саду ли в огороде». Я предлагаю вам создать свой оркестр музыкальных инструментов. Посмотрите, какие инструменты я приготовила, выберете себе понравившийся и выходите в круг. У вас в руках инструменты, значит вы кто? Правильно, музыканты. Музыканты в оркестре исполняют мелодию на инструментах. Как вы думаете, а кто помогает музыкантам? Дирижер? Вы мои музыканты, а я буду вашим дирижерам, согласны? Встаньте по группам. Оркестр детских музыкальных инструментов под русскую народную песню « Во саду ли, в огороде»

Молодцы, ребята. Как здорово у нас получилось. Вам интересно в музыкальной сказке? Продолжим свое путешествие! Какое же следующее чудо было у царя Гвидона. Приглашаю посмотреть, присаживайтесь на свои места. Видео отрывок из мультфильма « Тридцать три богатыря»

Вы узнали кто это? Тридцать три богатыря защитники волшебного города. А как вы думаете, почему их называют чудом? Богатыри постепенно выходят из моря . Море бурливое, неспокойное, плещут большие волны. Князь Гвидон восхищается богатырями. А кто богатырей выводил из моря? Дядька Черномор. А как звучала музыка? Давайте прослушаем, как музыка композитора рисует нам образ волшебных богатырей, и постараемся услышать главный инструмент, тот который подходит к образу богатырей. Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря» из оперы Н.А. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Интересная музыка? Как она звучала? А какой инструмент помог услышать вам мужественных богатырей? Мелодию исполняют медно- духовые инструменты: труба, гобой, туба. Какие богатыри? (мужественные, отважные…) Под какую музыку выходили богатыри? «Марш» смелые морские войны. Я предлагаю вместе оживить картину богатырей и моря. Девочки покажут море –бушующее, а мальчики – богатырей. Звучит повторно музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря». Девочки с лентами изображаю море в такт музыки, а мальчики маршируют, торжественно проходя через «волны».

Какое же следующее чудо было у царя Гвидона. Вам хочется узнать? Присаживайтесь на свои места. Посмотрите на экран , на эту прекрасную картину, что вы видите? Посмотрите, как художник Врубель изобразил царевну- лебедь. Кажется, что она вот- вот сойдет с картины и окажется среди нас. Какая царевна на картине? (необычная, волшебная …) Сейчас я расскажу вам, как описал эту необычную царевну А.С. Пушкин.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Мы с вами были музыкантами, играли в оркестре, а теперь предлагаю вам стать композиторами, и попробовать сочинить музыку для царевны. Какая должна быть музыка? Как она будет звучать? Для вас я приготовила картинки различных по звучанию инструментов. Посмотрите и попробуйте подобрать один инструмент, который подойдет к образу прекрасной царевны. Инструмент- скрипка. Теперь мы с вами можем сравнить музыку композитора и наши впечатления. Давайте все вместе закроем глаза послушаем волшебную музыку и представим прекрасную царевну. Звучит музыкальный фрагмент «Царевна лебедь»

Какая была музыка? Как она звучала? ( музыка плавная, тихая, нежная..) Мелодия похожа на взмахи крыльев, то взлетаем вверх, то опускается вниз. Ребята, я предлагаю совершить волшебное превращение. Давайте, наших девочек превратим в «лебедей» и попробуем изобразить движениями так, чтобы все поняли, что это лебедь. Какие движения будут у вас? (плавные, нежные) А мальчики помогут изобразить море. Какое море будет у вас? (спокойное, тихое)

Девочки исполняют танцевальную импровизацию, мальчики с помощью лент изображают море под музыку «Царевна – Лебедь»

Как Как прекрасны и изящны царевны , и на сколько отважны богатыри. Наше путешествие по сказочному острову подходит к концу, но сказочный остров приготовил для вас еще два задания. Готовы их выполнить?








Формулируют ответы на вопросы











Выбирают предметы, отправляются в путешествие









Анализируют музыкальный фрагмент , формулируют ответы на вопросы



Играют на музыкальных инструментах








Формулируют ответы на вопросы










Демонстрируют море, богатырей









Формулируют ответы на вопросы











Формулируют ответы на вопросы , выбирают музыкальный инструмент










Исполняют танцевальную импровизацию




Фронтальная











Фронтальная



















Фронтальная






Фронтальная









Групповая








Фронтальная












Фронтальная






Групповая











Фронтальная












Фронтальная



















Групповая





Презентация














Пилотки


























Музыкальные инструменты, песня « Во саду ли, в огороде»


Мультипликационный фильм «Тридцать три богатыря»







музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря».












музыкальный фрагмент «Царевна лебедь»














музыкальный фрагмент «Царевна лебедь»


Контроль учителя












самоконтроль















Контроль учителя














Взаимоконтроль








Контроль учителя











Контроль учителя






Взаимо контроль









Контроль учителя












Контроль учителя




















Взаимоконтроль





Узнают: названия произведения и его композитора (Н.А. Римский-Корсаков), три чуда в произведении « Сказка о царе Салтане»



Научатся: называть имя композитора (Н.А. Римский-Корсаков), определять музыкальные инструменты в произведении, слышать настроение звучащей музыки;


Получат возможность учиться: откликаться на характер музыки пластикой рук, маршем; определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, выражать свое впечатление и личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Регулятивные: преобразовывают практическую задачу в познавательную; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;


Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель;


Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию; координируют и принимаю различные позиции во взаимодействии.








Регулятивные: преобразовывают практическую задачу в познавательную; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

















Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель;


Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию; координируют и принимаю различные позиции во взаимодействии.



положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями











положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями






положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями


















положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями


















положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к

знакомству с выдающимися музыкальными произведениями




Этап первичного закрепления с проговариванием

(первичное закрепление)











способствовать формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать




Практический (выполнение упражнения)


Предлагаю в парах выполнить задания перейдя по ссылки в планшетах https://learningapps.org/view5975650


Демонстрируют умения применять полученные знания









Парная








Планшет





Взаимоконтроль














использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений,





Р: планировать своё высказывание

П: понимать содержание текста, интерпретировать смысл,




способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,








Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Определить уровень усвоения нового материала учащимися

Практический (выполнение упражнения)

Предлагаю выполнить тест самостоятельно.

  1. Назовите сказку, у которой мы были сегодня в гостях?

  2. Какой композитор сочинил оперу к этой сказке?

  3. Какие три чуда нам встретились?

  4. Какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «белка песенки поет да орешки все грызет?»

Проверка с помощью документ- камеры

Демонстрируют умения применять полученные знания

индивидуальная

Листы с вопросами


документ-камера

Самоконтроль

использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений,

Р: планировать своё высказывание

П: понимать содержание текста, интерпретировать смысл,

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,


Этап включения в систему новых знаний


Словесный

(беседа)

-вот и заканчивается наше путешествие с вами по сказочному острову. И нам пора возвращаться, я приглашаю вас отправиться в обратный путь. звучит фрагмент «Море» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».Давайте вспомним какова была цель? Тема?



Делают выводы

Фронтальная




Контроль учителя



осознание личностного смысла учения

Рефлексия



Словесный

(беседа)


Посмотрите на ваши листы самооценки и проанализируйте. (ученик анализирует свой лист, например, у меня получилось сформулировать тему и цель урока, а вот с заданием на карточке у меня возникли трудности…….)

Оценивают собственную деятельность

Индивидуальная


Самоконтроль



фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке