Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Оленёнок»
Конспект по обучению грамоте «Буква Ь»
Подготовил воспитатель:
Бардакова Анастасия Андреевна
2023 г.
Цель: знакомство с мягким знаком; анализ, синтез, чтение и письмо слов с ь;
Оборудование: буква мягкий знак, красные, синие и зеленые кружки ( у детей и педагога); доска, мел; конверт, на нем написано: «письмо»; игрушки: гусь, лось, конь, рысь; магнитная азбука с буквами; карточки со словами: гус_, лос_, кон_, рыс_, ловить – ловит, ходить – ходит, солить – солит, варить – варит.
Ход занятия.
1. Сядет тот, кто повторит слова: угол-уголь, мел-мель, ел-ель, брат-брать, стал-сталь, кон-конь.
2. Знакомство с ь. Звуковой анализ слов.
Ребята, к нам в гости пришли вот эти животные. Назовите их, кто это? Выставляются картинки или игрушки: гусь, лось, конь, рысь. Дети называют. Только почему они такие грустные? Посмотрите, они принесли с собой какие-то таблички. Педагог достает таблички. Давайте прочитаем, что же тут написано? Это табличка была у гуся, прочитайте, что на ней написано?(Гус). А как правильно должно звучать это слово? (Гусь). Какой звук в этом слове последний?(Звук сь). Правильно. Для того, чтобы звук в слове стал мягким, существует вот такая буква – мягкий знак. Выставляется ь. Он отдает приказ: «Звучи мягко!»
Давайте исправим слово. Напишем ь после буквы с.
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой, вот так:
Букву капелька смягчит –
Слово мягко прозвучит.
Как теперь звучит с? (Мягко – сь). Какое слово получилось? (Гусь). Выложите это слово кружочками.
Давайте поможем и другим животным. Что здесь написано? (Лос). Как должно звучать это слово? (Лось). Что нужно сделать? (Сделать звук с мягким – написать мягкий знак). Пишем мягкий знак, и буква с сразу стала мягкой. Прочитайте слово: лось. Будут какие-нибудь изменения в схеме или она останется такой же? (Такой же).
А на этой табличке что написано? (Кон). Какой звук должен звучать мягко? (Звук н). Пишем мягкий знак. Что получилось? (Конь).
То же – рысь.
Посмотрите, наши животные ушли довольные. Мы исправили в их названиях ошибки. Вот какой чудесный мягкий знак!
3. Игра «Прочти похожие слова».
Педагог достает конверт, на конверте написано: письмо. Ребята, прочтите, что здесь написано? (Письмо). Зверушки оставили нам похожие слова, давайте прочитаем их и увидим, чем они различаются.
Читаем: ловить – ловит, ходить – ходит, солить – солит, варить – варит.
Объяснения детей.
Для чего служит ь? Для смягчения согласных.
4. Чтение рассказа Г.Юдина «Отец и мать».
Запомните слова с мягким знаком на конце, которые встретятся вам в сказке.
5. Физкультминутка (любая).
6. Пишем мягкий знак и слова с мягким знаком (под диктовку): угол – уголь, брат – брать.
7. Итог. Оценка деятельности детей.