Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Домашние животные»
Выполнила: Иванова Елена Александровна
Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных.
Задачи:
- Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детёнышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных.
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Воспитывать любовь к животным.
Ход занятия
Организационный момент
- А у нас сегодня гостья? Угадайте, кто это?
Тихо в комнату войдет
Замурлычет, запоет. (Кошка)
- А вот и кошка Мурка. Она пришла к нам, чтобы рассказать о своих друзьях, о том какие они замечательные, где живут, чем питаются и какую пользу приносят человеку. А мы ей в этом поможем. Мурка очень гордится своими друзьями.
Отгадывание загадок о домашних животных
1. Хоть крепки мои копыта
И остры мои рога,
Я добра и не сердита,
Нравом вовсе не строга.
В поле я мычу: «Му-му!
Молочка налить кому?» (Корова)
2. Обойди хоть всю округу —
Не найдешь вернее друга!
На охоте помогает,
Ночью дом наш охраняет. (Собака)
3.Везёт она воз.
Ест сено да овёс.. (Лошадь)
4. Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка,
Не корова, а молоко даёт. (Коза)
5. Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
А на ней шерстинка. (Свинья)
6. Облачко на ножках бегает по дорожке. (Овца)
7. Похожий на пони,
Но слишком ушастый,
И с места не сдвинешь
Упрямец ужасный. (Осел)
8. Ест морковку, длинноухий.
Хочешь, можешь взять на руки.
В клетке деревянный домик.
Кто живет в нем? Белый….(кролик)
(После каждого правильного ответа, выставляется картинка соответствующего животного)
Беседа «Кто такие домашние животные?»
- Как их всех можно назвать одним словом? (Животные)
- Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; они выкармливают детёнышей молоком)
- Где живут эти животные? (Рядом с человеком)
- Как они называются? (Домашние животные)
- Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу.)
Дидактическая игра «Какую пользу приносят домашние животные»
- Все домашние животные приносят огромную роль человеку. Давайте немного поиграем и вспомним, чем же эти животные полезны.
(На столе лежат маленькие карточки с изображением домашних животных. Дети по очереди подходят, берут карточку, показывают детям и рассказывают о пользе этого животного для человека, карточку крепят к доске)
· Собака охраняет дом.
· Свинья дает человеку мясо.
· Овца дает мясо и шерсть.
· Лошадь перевозит тяжелые грузы и людей.
· Кошка ловит мышей и крыс.
· Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо.
· Корова дает человеку молоко и мясо.
· Кролик дает полезное мясо и мягкий пух
Игра "Назови детенышей"
Назвать детенышей домашних животных.
Рассказать о том, где живут домашние животные, и кто за ними ухаживает.
Корова – бык – теленок, коровник – пастух, доярка.
Лошадь – конь(жеребец) - жеребенок– конюшня – конюх.
Свинья – поросенок, – свинарник – свинарка.
Овца – баран ягненок, – овчарня – овчар, чабан.
Собака - щенок, -будка-хозяин (собаковод).
Кролик – крольчиха - крольчонок, клетка-кроликовод
Коза-козел-козленок-козлятник-козовод
Кошка-кот - котенок-живет где хочет - хозяйка.
Игра в слова
- Вы очень хорошо справились с заданием, а сейчас мы посмотрим, кто же из вас был самым внимательным. Предлагаю поиграть в слова. Я называю слово, а вы попробуйте объяснить, что означает это слово.
•поросенок – детеныш свиньи
•доярка – профессия человека, который ухаживает за коровами
•лошадь – домашнее животное
•свинарка – профессия человека, который ухаживает за свиньями
•ягненок – детеныш овцы
•коровник – жилище коров
•конюшня – жилище лошадей
Молодцы, ребята, вы очень внимательные.
Физкультминутка: «Игра в стадо»
Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо. (Дети идут по кругу)
- Мы рычали: «Р-р-р» (Встали, сделали коготки из пальчиков)
- И мычали: «Му!» (Сделали рожки)
- По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!» (Встали на четвереньки)
- Не слыхали замечаний Ирины Николаевны ( Опять идут по кругу)
- А она сказала строго: - Что за шум такой у вас? (Останавливаются, грозят пальцем )
Я детей видала много - Таких вижу в первый раз!
Мы сказали ей в ответ: - Никаких детей тут нет! (Стоят в круге, поворачивают голову из стороны в сторону)
- Мы не Пети и не Вовы, Мы собаки ! И коровы! (разводят руки, показывают на себя)
А она в ответ: - Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда – пастух. И прошу иметь в виду: - Я коров домой веду. (Слова воспитателя Дети идут по кругу друг за другом).
Итог: итак, мы уже знаем о животных достаточно много: где они живут, кто за ними ухаживает, как называются их детеныши. А знаете ли вы, как они подают голос? Сейчас проверим.
Игра с мячом «Как животные подают голос» (в кругу)
- корова – мычит
- лошадь – ржет
- свинья – хрюкает
- коза, овца – блеют
- кошка – мяукает
- собака – лает
Игра «Силуэты» (угадать какому животному принадлежит силуэт)
Рефлексия.