1.Поисковая познавательная работа. - Ребята, давайте обратимся к тексту загадки и определим, какие признаки числительного скрываются в нем: (Сл. 4) Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы Который? и Сколько? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается? - Итак, теперь попытаемся сформулировать определение. Что такое имя числительное? - А теперь проверим правы мы были или нет, откройте ваши учебнике на стр. , прочитайте правило и скажите: все ли признаки имени числительного мы перечислили? 3.Грамматические свойства числительных. - А теперь поговорим об особенностях этой части речи. ! Историческая минутка - Ребята, внимательно посмотрите в свои тетрадки и назовите самое первое числительное, которое мы написали. - Расскажите, пожалуйста, об истории происхождения слова «двадцать», кто готов ответить? (слайд 5) - А как в давние времена именовалось множество предметов, людей, событий? ! Грамматическая задача (работа в парах) (слайд 6) Прочитайте задание и запишите правильный ответ. 1. В каком году образовалась наша школа? А)В тысяча девятьсот тридцать втором году Б) В тысяча девятьсот сорок четвертом году В)В тысяча девятьсот пятьдесят третьем году 2. Сколько корпусов в нашей школе? (сл. 7) А) пять Б) восемь В) одиннадцать 3. Сколько лет мы учимся в новом здании? А) пять (сл.8) Б) семь В) девять - Ребята, на какие вопросы отвечают числительные, представленные в задании? - А можем ли мы по вопросу объединить числительные в одну «семью» (группу)? - Ребята, а как эти группы называются? - Что мы можем сказать о числительных, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? Знаком ли вам данный вопрос? - А чем отличаются числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? - Итак, ребята! Обратите внимание, что числительное имеет общие морфологические признаки как прилагательного, так и существительного. Можем ли мы отнести слова-числительные к данным частям речи? 6. Разряды числительных по значению - Как влияет вопрос на «местожительство» имен числительных? Сколько?– количественные числительные. Какой? – порядковые числительные. (сл.9) Почему они так называются? Комментирование домашнего задания: - Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: упр. 396. Прочитайте задание, все ли вам понятно. При выполнении д/з обратите внимание на нашу грамматическую задачку. (НА ДОСКЕ) 4.Физкультминутка. Физминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик тихо сесть 5.Синтаксическая функция. - Еще одна особенность имени числительного. - Прочитайте предложения. Спишите и подчеркните числительные как члены предложения. (НА ДОСКЕ) 1.Три ступени знаний преодолевает ученик в школе. (Запишите его) - О каких ступенях знаний идет речь? Назовите имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает. Назовите подлежащее в данном предложении. - 2. Восемьдесят да пять – восемьдесят пять. (запишите его) - Что символизирует это число, как оно связано с нашей школой? Назовите имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает. Назовите ГО в предложении. - Теперь поработаем с третьим предложением. 3 . Наш классный кабинет находится на втором этаже. (Запишите его) - На основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает? Чем являются в предложении? - Какими еще членами предложения могут являться числительные? Приведите примеры из учебника. 4) Закрепление. Игра «Морфологическая квест». (Сл. 11) - Ребята, а теперь я предлагаю вам решить лингвистическую задачку. Откройте, пожалуйста, упр. 395 и прочитайте задание. - Что необходимо будет сделать, чтобы поселить жителей в правильный город Ознакомимся с примером. - Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами. Чтобы научиться их отличать друг от друга, выполним упражнение. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под ней. Сформулируйте задание. Самостоятельно в тетрадях. - Какое таблица осталась незаполненной? Заполните ее двумя своими примерами. - А теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте работу соседа по критериям. (критерии и таблица на слайде) (Сл. 12) | - общее значение - вопросы - изменяется по падежам - Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: который и сколько. Обозначает порядок предметов при счете. Две группы числительных и т.д. двадцать пятое (января) Два десятка — двадцать, три десятка — тридцать. Один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать тьма да имеет признаки прилагательного один признак существительного Нет. По грамматическим свойствам эти слова не относятся ни к существительным, ни к прилагательным, а образуют особую часть речи – числительное. В предложении Три ступени знаний преодолевает ученик в школе числительное три отвечает на вопрос сколько? Оно обозначает количество предметов. Младшая школа, средняя и старшая 1) В предложении бывают подл, сказ, опр. 2)Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько, какой, какая, какое? 2)Сколько? – количественные числительные. Какой? – порядковые числительные. два, три, четыре (словарное слово) Количественные. Слова, написанные под таблицей, надо разделить по частям речи. Имя числительное. | Имя существительное. | Имя прилагательное. | Глагол | Четыре яблока, сто деревьев, пять секунд, сотый по списку, пятый день четвертый месяц | Четвёрка за ответ, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, четверть часа | Столетний дуб, Пятиэтажный дом, | Удвоить, утроить | |