Психологическое занятие на заседании «Школы молодого педагога»
Тема: «Качества и умения молодого педагога»
С огромным удовольствием приветствую всех присутствующих и благодарю за то, что вы нашли время прийти на сегодняшнее мероприятие.
Сегодня наша встреча будет наполнена играми и упражнениями. Как мы все знаем, психологические игры всегда имеют «двойное дно» - на поверхности всегда удовольствие от игры, веселье, раскрепощение, однако, смысл игры всегда скрыт. Иногда игры позволяют нам лучше понять себя, а возможно и узнать, себя и других, плюс они помогают приобретать новый опыт. Сегодня мы займёмся изучением некоторых наших психологических качеств, которые необходимы нам, как педагогам в своей профессиональной деятельности.
Приветствие
Прежде чем приступить к основной части нашей встречи, предлагаю поприветствовать друг друга. Для этого рассчитайтесь на зима, весна, лето, осень. Итак, зима - вы здороваетесь при помощи рукопожатия, весна – ставя руки на пояс, здороваетесь локтями, лето – руки убрав за спину, здороваются плечами, осень – скрестив руки на груди, здороваетесь спинами.
Деление на группы
Для дальнейшей работы нам с вами необходимо остаться в этих же 4 подгруппах - «Весна», «Зима», «Лето», «Осень».
Работа в группах
На столах лежат конверты, в каждом из которых есть неоконченные предложения. Ваша задача сейчас проработать все эти фразы в своих мини-группах. Каждый ответ записывайте на отдельном листочке. У всех групп листья разного цвета.
Вопросы для групп:
«Весна» - «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ – ЭТО…»
«Лето» - «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ…»
«Осень» - «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ…»
«Зима» - «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К…»
Работа в группах
Определите в своей группе одного человека, который будет презентовать ваши ответы и крепить листья на наше дерево.
Наверняка во время данного упражнения вы называли те качества, умения которыми обладаете сами и возможно те, которыми вам хотелось бы обладать. Таким не сложным способом мы с вами смогли составить качественный потрет молодого педагога, который сможет в последствии стать сильным, уверенным и перспективным педагогом.
Основной этап
Упражнение «Синквейн».
Кто такой «молодой педагог» мы с вами разобрались, а вот что значит перспективный. Для начала необходимо понять, что значит слово перспектива. Для этого мы с вами напишем «синквейн».
Синквейн – поэтическая форма, которая позволяет обобщить фактический или ассоциативный материал по какой-либо теме.
Синквейн состоит из пяти строк и выстраивается следующим образом:
строка 1 – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным;
строка 2 – описание в двух словах, как правило два прилагательных;
строка 3 – описание действия в рамках темы - три глагола к нему;
строка 4 – фраза из четырех-пяти слов, выражающая отношение автора к данной теме;
строка 5 – одно слово – синоним к первому, эмоциональное, образное, некий вывод (обобщенное понятие, синоним и т.п.)
ПРИМЕР:
Снег
Пушистый, мягкий.
Лежит, хрусит, сверкает,
Белоснежный ковер покрыл землю.
Красота!
Каждая группа зачитывает текст, который у них получился.
Перспектива – это то, что дает возможность стремиться к чему-либо значимому впереди. Это некий план, рисунок будущего.
Притча
— За какое время мы доберемся до ближайшей железнодорожной станции? — спросили туристы у местного старика.
— Идите, — ответил старик.
— Мы и хотим идти. Мы спрашиваем — далеко ли это?
— Идите!
Туристы рассердились и пошли.
— Вы придете туда через час, — услышали они голос старика.
— Спасибо, — ответили туристы. — А что же вы нам сразу не сказали?
— Сначала надо было посмотреть, как вы ходите!
Так и в нашей профессии – насколько быстро вы станете называться «молодым перспективным педагогом», зависит только от вас, о того как быстро вы придете к решению быть тем самым перспективным, успешным, уверенным в себе педагогом.
Упражнение «Внутренние ограничения»
Иногда так бывает, что на пути к достижению поставленных целей нам встречаются различные препятствия. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Принято считать, что с внутренними препятствиями (иначе говоря ограничителями) справиться сложнее, нежели с внешними. Обычно мы начинаем со слов «Я не могу…». Сейчас мы по шагам попробуем преодолеть некоторые наши внутренние ограничения.
Возьмите чистый лист и пять раз напишите в столбик фразу «Я не могу..», оставляя свободное место, чтобы закончить ее.
Теперь завершите ваши фразы, т.е продолжите фразу и напишите. Что конкретно вы не можете делать (сделать).
Кто готов поделиться некоторыми своими фразами и озвучить нам?
Что у вас получилось? Прочтите фразы с новыми словами. Теперь прошу тех же участников прочитать заново свои исправленные фразы.
Прочитайте, что у вас получилось. А вот сейчас вы должны задать себе вопрос вы действительно этого хотите? Прочтите еще раз свои фразы, сделав ударение на слово «хочу».
А теперь прочтите, что у вас получилось. Теперь произнесем ваши новые фразы вслух. Я хочу попросить снова это сделать тех, кто уже зачитывал нам свои высказывания.
Вывод: Данное упражнение является неким инструментом пошагового снятия внутренних ограничений, которые будут вас несколько тормозить на пути профессиональной деятельности. Выполняя его на свои очередные «не могу», вы тренируете себя и вырабатываете новые, необходимые в профессии навыки и качества. С каждым случаем подавления этих сомнений вы на пути к формированию у себя уверенности в том, что вы делаете.
Уверенный человек не может иметь заниженную самооценку согласны? А почему?
Так заниженная самооценка и комплексы мешают нам жить, затрудняют общение с окружающими людьми. Это влияет на то, что человeк думает о себе, внушает ощущение беспомощности и неуместности.
Давайте выполним упражнение, которое поможет нам поработать над нашей самооценкой, ведь адекватная самооценка, помогает человеку саморeализоваться!
Игра - энергизатор «Карусель комплиментов»
Каждый из нас в детстве любил кататься на каруселях, вот и сегодня, я предлагаю вам окунуться в детство и прокатиться на карусели, но не на обычной карусели, а на волшебной. Для этого предлагаю вам сделать внутренний и внешний круг и повернуться друг к другу лицом. Внешний круг двигается по кругу до тех пор, пока каждый из вас не окажется напротив своего первого собеседника и делает комплимент каждому человеку напротив. Дальше внутренний круг перемещается по часовой стрелке на одного человека. И задание повторяется. Все делаем быстро и четко! Карусель начинает свою работу!
Упражнение «Снeжинки»
Возьмите в руки салфетки, слушайте внимательно и выполняйте следующее:
Сложите лист пополам. Оторвите верхний правый уголок;
Снова сложите пополам и оторвите верхний правый уголок;
Продолжайте это действие до тех пор, пока оно будет возможно. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Найдите среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему нет?
Вывод: не смотря на то, что все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у всех получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность. Различны их способности, возможности и личностные качества. Педагог понимающий это всегда сможет наладить хорошие взаимоотношения с обучающимися, а следовательно и с их родителями.
Часто, придя на новое рабочее место, молодых педагогов тревожит дисциплина, которая будет на уроках, от которой во многом зависит успеваемость и статус педагога.
Какие мотивы плохого поведения вы знаете? (ответы участников записываются на доске)
На самом деле существуют разные мотивы плохого поведения учеников. Предлагаю познакомиться с таблицей, в которой отображены четыре мотива плохого поведения. (Таблица1)
Как вы считаете, данные мотивы могут присутствовать только у обучающихся? Конечно, нет. Такие мотивы поведения могут наблюдаться не только у детей, но и у ваших коллег и родителей при взаимодействии с ними. Руководствуясь данной таблицей, вы сможете предотвращать конфликтные ситуации.
Четыре мотива плохого поведения
Причины | Социальные причины | Сущность поведения | Способы предотвращения |
Привлечение внимания | Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению, неуверенность | Получать особое внимание Потребность в контакте с учителем | Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение |
Власть | Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка | Смелость, сопротивление влияниям | Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций |
Месть | Рост насилия в обществе | Вредить в ответ на обиду | Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем |
Избегание неудачи | Слишком высокие требования родителей и учителей | Способность защищать себя от боли и обид | Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу» |
Таблица раздается «молодым педагогам», как памятка при взаимодействии с участниками образовательных отношений.
При возникновении ситуаций недопонимания с учениками некую информацию иногда, приходится доносить до родителей обучающегося. Мы часто сталкиваемся и в своей практике, когда информация выдается в претензионном и обвинительном тоне с позиции прокурора. Возможно ли в таком случае наладить адекватные взаимоотношения. А именно отношения сотрудничества с родителями обучающегося? Конечно нет! Только позиция «адвоката» - человека готового прийти на помощь позволит вам выстроить необходимые взаимоотношения с родителями обучающихся, да и детьми тоже. Кстати, знаете ли вы, как правильно преподносить информацию родителям о ребенке.
Существует такой прием называется «сэндвич», когда информация подается слоями: начинаем с хорошего (таким образом, мотивируем на общение), затем конкретная негативная информация (отображает суть проблемы) и заканчиваем снова позитивом. Всегда, когда вы сообщаете родителям, что-то об их ребенке вы не можете предугадать, как тот или иной родитель отреагирует на нее. Кто-то пропустит мимо и не придаст значения, кто-то сообщит вам о том, что поговорит с ребенком дома, а кто-то начнет отчитывать свое чадо здесь и сейчас, а кто-то «расправится» с ним дома. Данный приём поможет вам избежать отрицательной реакции родителей, а также заставит их задуматься о поведении своего ребёнка.
Упражнение «Влияние слов на человека»
Для участия в эксперименте, приглашаются 4-5 человек
Первый «Опыт»:
Вода – это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее и... плохое.
Соль – это наши грубые слова. (добавляем в колбу с водой)
Перец – жгучие слова, обижают, ранят, обидные слова. (добавляем в колбу с водой)
Горсть земли – это наше равнодушие к проблемам ребенка, невнимание к нему. (добавляем в колбу с водой)
Все это хорошо перемешаем и получим состояние человека. Задуматься только сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется. А стоит только немного пошевелить воду и все снова поднимается наверх. А итогом станут стрессы, неврозы и другие проблемы.
Второй «Опыт»:
Вода – это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее и... плохое.
Желтая краска – ваша доброта, уважение, слова поддержки. (добавляем в колбу с водой)
Красная краска – ваша отзывчивость, желание помочь, партнерское отношение, выручка (добавляем в колбу с водой)
Перемешаем и получим оранжевый цвет – цвет радости за достижения, достигнутые во взаимоотношениях.
О чем этот эксперимент, на ваш взгляд?
Вывод: Существует фраза: «Прежде чем сказать. Подумай!» Это не пустые слова. Словом можно убить, а можно вылечить. Этот эксперимент об этом. Мы всегда должны помнить о том, что мы можем оставить в душе человека негативный след. Поэтому свою терпимость, понимание, принятие, мы можем проявлять по разному: спокойно, выдержанно, толерантно, то есть терпимо.
Заключительный этап
Упражнение «Шаг навстречу»
Сделайте, пожалуйста, большой круг, встаньте так, чтобы чувствовать себя комфортно. Теперь возьмите друг друга за руки! Всем комфортно? А теперь возьмитесь за руки через одного человека. Получилось?
(Чтобы выполнить это задание необходимо будет сделать шаг навстречу друг другу).
Что нам пришлось сделать с вами? (шаг на встречу)
Да, действительно, мы сделали с вами шаг навстречу друг другу! Не забывайте, что молодость – это сила, опыт приходит со временем! Делайте всегда шаг навстречу: ученикам, родителям, коллегам, близким и друзьям, будьте открыты для всего нового и стремитесь к познанию себя и мира! Делайте свои шаги и все у вас получится!