Минутка чистописания.
- Записываем слог слияние с нижним соединением ( ем, ел, юл, ям)
2. Составьте с одним из слогов слово, посчитатйе кол-во букв и звуков, запишите транскрипцию слова.
Словарь: капуста, горох, лимон, огурец, помидор, картофель, морковь.. Остальные работают в тетради, выделяем ударение и безударную гласную . Проверка.
Составьте из одного словарного слова предложение. Молодцы. Записываем новое предложение с красной строки, к доске …. Сделайте синтаксический разбор. Предложение: В магазине мама купила два лимона.
3. Постановка проблемы.
- Запишите слова: дом, домик, домище, домовой.
- Что мы можем сказать об этих словах? ( это однокоренные слова) - Почему? Какие слова называются однокоренными?
- Выделим известные нам части слова ( корень, окончание по вопросам разбираем каждое слово. ) дом, домик, домище, домовой. ( Саша Тен)
-Все ли мы части слова выделили? Нет. Где находится неизвестная часть слова? ( Между корнем и окончанием )
- Какой возникает вопрос? ( Как называется часть слова, которая стоит между корнем и окончанием).
Как называется часть слова? ( Суффикс)
- Сформулируем тему урока: Тема урока – «Часть слова – суффикс»
-Какую цель поставим перед собой? ( Узнать, что такое суффикс, научиться находить его в словах).
4. Открытие новых знаний.
- Для выполнения следующего задания нам нужно стать исследователями и разделиться на пары. Каждая пара получает карточки- задания :
ЗОНТ , ЗОНТИК, ЗОНТИЩЕ;
ДАЧА , ДАЧНИК, ДАЧНИЦА
НОС, НОСИК, НОСИЩЕ.
ВЕТЕР, ВЕТЕРОК, ВЕТРИЩЕ
ГОЛОС, ГОЛОСОК, ГОЛОСИЩЕ.
-Вспомним правила работы в паре:
-Работать должен каждый на общий результат
- Один говорит, другой слушают.
- Если не понял, переспроси.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Итак, у каждой пары по три слова. Внимательно прочитайте их и попробуйте найти в них суффиксы. И ответьте на вопросы
(на интерактивной доске):
- Где находится суффикс?
- Для чего он служит?
- Итак, первая пара - какие суффиксы вы выделили? ( ик, ищ)
- Что вы можете сказать об этих словах? В чём их сходство и различие?
-Вторая пара, представьте свои суффиксы. (-очк-, -ов-).
- Третья пара, а ваши суффиксы.(-ник, -ниц-)
-Четвертая пара ваши суффиксы ( ик-ищ)
-Пятая пара ( ок, ищ)
-Шестая пара ( ок, ищ)
- Запишите слова своей тетради и выделите в них суффикс. Суффикс выделяется ^
-Попробуем сформулировать определение – «Что такое суффикс» отвечая на вопросы. Доска интер.
- Суффикс значимая или незначимая часть слова? Почему? *((Суффикс значимая часть слова, потому что вносит новое, иное лексическое значение в слово)
-Какое место занимает суффикс? ( Стоит после корня)
-Для чего служит? ( Для образования новых слов)
- Откройте учебник на стр. 89 и прочитайте определение. Верно ли мы дали определение «Что такое суффикс?»
-Что общего между приставкой и суффиксом? ОНИ СЛУЖАТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ)
- как мы будем находить суффикс в словах. Ваши предположения, что нужно сделать? (Для того, чтобы найти суффикс, надо подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом)
-Сравним свой алгоритм с алгоритмом в учебнике стр. 90.
Физминутка
4. Закрепление
-Выполним упр. 167. Прочитайте стихотворение, которое здесь написано.
- В чём различие слов воробей – воробьишка, лапа – лапки? (В слове воробьишка суффикс -ишк-, в слове лапки -к-)
- Спишите, выделите в именах существительных суффиксы.
5. Рефлексия
- С какой темой мы познакомились?
- Какова цель урока?
-Достигли ли цель урока?
- Что такое суффикс?
- После какой части слова следует суффикс?
Дом. зад. Упр.164