1. | Организационный момент | Ребята, свой урок мне хочется начать словами: Мне с вами хорошо, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок Активно в работу включайся, дружок! Чтобы всё получилось, я хочу вам «послать» удачу (делаю это, разжимая пальцы; удача – в кулачках учителя). - Призываю всех включиться в работу и не забывать показывать своё согласие или несогласие с отвечающими знаками (+ либо -) | Слушают и настраиваются на урок. «Ловят» удачу (зажимают в кулачки). |
2. | Актуализация знаний. Мотивация | - Дети, а с чего мы начинаем урок математики? На доске делаю запись: 1 ? . 1, 2, 3 ….. (так обозначаем с детьми данный шаг). - Зачем мы это делаем? - А теперь начинаем. а) Приготовьте веер. к 4 прибавить 1; из 10 вычесть 1; покажите число, которое следует за числом 7; а теперь число, которое стоит перед числом 2; а какое число находится между числами 2 и 4? б) Задачи в стихах (выберите карточку, которая соответствует решению и посчитайте): Четыре сороки пришли на урок. Одна из сорок не знала урок. Сколько прилежно Трудилось сорок? 4 + 1 4 – 1 Шесть грибов нашёл Вадим, А потом ещё один. Вы ответьте на вопрос: Сколько он грибов принёс? 6 + 1 6 – 1 Два снегиря и шесть синиц. Ребята, сколько всего птиц? 6 – 2 6 + 2 в) Посчитайте хором: от 2 до 7; от 8 до 5; от 1 до 10 и обратно. Спасибо. Молодцы! - Какой шаг мы с вами выполнили? - Предлагаю оценить работу класса на «волшебных» линеечках. - Что будем оценивать? На линеечках фиксирую оценивание. - Хорошо. Мы оценили, как ученики 1 – в класса выполняли все задания правильно и насколько быстро это делали. - Какие советы можете дать себе и одноклассникам? - Спасибо. Я с вами согласна. | 1 шаг – это устный счёт. Ответы детей. Работают с «веером» (обратная связь). Слушают, выбирают нужную карточку (с доски), доказывают и вычисляют. Считают хором. Устный счёт. Пр. Б. Мнения детей по оцениванию. - Быть ещё более внимательными. - Активнее работать. - Быстрее считать. |
3. | Изучение нового материала | - Скажите, пожалуйста, чем мы продолжим урок? Работать сегодня будем не только коллективно и самостоятельно, но и в парах и в группах. Поэтому предлагаю вспомнить правила работы. - Главное слушать, слышать друг друга и стараться приходить к единому мнению. Внимание! Представьте, что вы, ребята, учёные – исследователи и нас ждёт впереди интересное математическое открытие. Предлагаю вам поработать в паре. На парте у каждого из вас лежит полоска. Рассмотрите её с обеих сторон, сравните с полоской соседа по парте. Найдите сходства и различие. Назовите, пожалуйста, сходства. - Как вы определили их сходство по размеру? - А в чём различие? - Как так получилось? Вы же сказали, что по размеру все полоски одинаковые? - Спасибо. Предположите, пожалуйста, а если я сейчас попрошу вас определить размер вашего веера с помощью полосок, которые у вас на партах. Число мерок будет одинаковым или разным? - Выполните это задание в паре и поделитесь. - Но ведь веер одинаковый? - Как же тогда быть? - Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока? - На доске карточка – САНТИМЕТР ребята, вот это и есть тема нашего урока. - Давайте хором прочитаем. - А какие цели на урок вы хотите поставить? Давайте вместе обсудим план наших действий по достижению цели. 1) Какие действия нам необходимы для достижения цели? Схематично записываю на доске: З. выполнение заданий рассуждаю ! делаю вывод 2 ) В какой последовательности мы их будем выполнять? - Зачем важно работать именно в таком порядке? 3) Что поможет нам выполнить эти действия? 4) Какие шаги нужно сделать? - А нужна ли сам. работа? - Ребята, какую работу мы с вами сделали? | - Будем работать по теме урока. Называют правила. Работают в паре, обсуждают, после выполнения показывают готовность пары. - полоски одинаковые по цвету - зелёные; - одинаковые по форме – четырёхугольники; - по размеру; - приложили друг к другу и они совпали. - с обратной стороны полоски разделены на части и число частей разное. - потому что части, на которые разделены полоски, разные. Мнения детей (прогностическая деятельность). Измеряют веер. - Число мерок получилось разным, потому что одна полоска разделена на маленькие части, а в другой полоске части побольше. - Нужно измерять одинаковыми мерками. Мнения детей. Хором читаем. - хочу узнать, что такое сантиметр; - зачем он нужен? - выполнять задания - рассуждать, доказывать - делать вывод Называют последовательность - Только выполняя задания и наблюдая, рассуждая, мы сделаем открытие. - задание от учителя - совместная работа - учебник - тетрадь - выполнять задания классом - сделать открытие - закрепить - постараться выполнить задание самостоятельно - проверить - оценить свою работу - проверить, достигли ли мы цели - Да. Если я смогу ее выполнить, значит, я цели достиг. Составили план, который нам поможет достичь цели |
5. | Первичное усвоение новых знаний | а) Знакомство с линейкой. Ребята, для выполнения заданий по теме нам понадобится важный инструмент. А какой? Отгадайте. Название данного предмета происходит от слова линия и означает «инструмент для проведения линий». А теперь предлагаю вам в группе побыть в роли маленьких исследователей: рассмотреть внимательно линейку и рассказать, что видите на ней. б) Работа с учебником. Откройте учебник на стр.66. - Вверху на клетчатом поле, что изображено? - А что такое отрезок? - Посмотрите, на отрезок чёрного цвета. Какую запись видите над ним? - Это значит, что длина этого отрезка равна 1 сантиметру. Коротко в математике сантиметр будем записывать – см - А сколько клеточек занимает 1 см? - Покажите, пожалуйста, на линейке пальчиками 1 см (прохожу, смотрю). - Ребята, на линейке расстояние от одного числа до другого и есть 1 см - Чему равна длина красного отрезка под клетчатым полем? - Что вам помогло определить? - А зелёного? - Как вы узнали? Теперь нам нужно определить длину голубого отрезка и карандаша. - Что сделали авторы учебника? - На начало предмета авторы приложили линейку с какой цифрой? - Кто догадался, как определить чему равна длина отрезка, карандаша? - Так чему равна длина отрезка? - А карандаша? Ребята, а сейчас измерьте, пожалуйста, длины предметов, которые расположены на клетчатом поле (отвёртка, шуруп). Не забывайте о правилах работы с линейкой. - Как вы думаете длины данных предметов после измерения у каждого из вас будут одинаковые или разные и почему? Поделитесь. - Чему равна длина отвёртки? Шурупа? Что длиннее? Короче? Давайте подведём небольшой итог. - Что такое сантиметр? - В чем эта единица длины нам помогала при работе по учебнику? Встаньте на ножки, кому при выполнении заданий было - всё понятно - требовалась небольшая помощь - было трудно, не понял. Всем спасибо за оценку своей работы. Если есть проблемы, прошу быть ещё внимательнее и у вас всё получится. | - Линейка. Работают в группах, далее делятся с классом: - числа; - деления обозначены чёрточками; - чёрточки есть длинные и короткие. - Отрезки. - Прямая линия с ограничениями. 1 см 1 см занимает 2 клетки. Показывают. 7 см Отрезок разделён на см 5 см Посчитал, на сколько частей разделён отрезок. Приложили линейку. 0 Посмотреть, какая цифра на линеечке показывает окончание предмета. 8 см 9 см Одинаковые, потому что предметы одинаковые, а их длины мы будем измерять линейкой в см (прогнозируют). Измеряют длины предметов. Ответы детей Единица длины. Измеряли длины отрезков и предметов с помощью линейки, где есть см Ребята встают на ножки согласно предложенным критериям |
6. | Первичная проверка понимания | Дети, а сейчас я предлагаю вместе (вы в тетрадях, а я на доске) начертить отрезок заданной длины. - С помощью какого инструмента мы это будем делать? - А что вам еще понадобится? А теперь внимание. Нам нужно начертить отрезок длиной 5 см. - Как правильно это сделать? Хорошо. А чтобы вам было легче, сначала поставьте точку около цифры 0, затем – около цифры 5 и, хорошо прижимая линеечку, соедините эти точки. Черчу на доске данный отрезок. - Какую работу нам сейчас удалось выполнить и что нам помогло? Покажите, пожалуйста, с помощью большого пальца, насколько вам удалось справиться с данным заданием. - А в чём была сложность? Поделитесь. | Линейка Карандаш 1) Приложить линейку с цифрой 0 на начало клетки. 2) Провести линию от 0 до цифры 5. 3) Поставить ограничения. Дети выполняют задание в тетради. Чертили отрезок по правилам с помощью линейки. Оценивают себя. Большой палец: вверх (+) боком (+ -) вниз (-) |
8. | Закрепление | А сейчас, согласно нашему плану, вы поработаете самостоятельно в тетради на печатной основе, стр.24, задания 2, 3. - Что нужно сделать во втором задании? - А в третьем? Выполняйте, пожалуйста (прохожу, оказываю индивидуальную помощь). Проверьте, пожалуйста, друг друга и если надо, помогите друг другу. Оцените себя: П. Л. Н. Т. Поднимите, пожалуйста, руки: - кто задания выполнил верно, - а кому было легко. Спасибо за вашу оценку. | Записать в клеточки длину отрезков. Линейкой измерить длину предметов и записать. Выполняют задания. Взаимопроверка, оказание помощи. Оценивают на «волшебных» линеечках: правильно – неправильно; легко – трудно. |
9. | Итог урока | Ребята, вы молодцы, хотя вижу, что есть дети, которым нужна наша помощь. - Вспомните, какова была тема нашего урока. - А какие вы ставили цели? Какие сделали открытия и что донесёте с урока до родителей? - А что помогло нам в достижении цели? - Спасибо. Ребята, порассуждайте, пожалуйста, дома с родителями, а та единица длины, о которой мы сегодня с вами говорили, нужна только на уроках математики? Возможно, это может пригодиться и в жизни? Если да, то где? - Как поняли задание? | Сантиметр. Вспоминают и озвучивают цели. - Сантиметр – это единица длины. - См – это 2 клетки. - Сантиметры обозначены на линейке. - Сами чертили отрезок нужной длины с помощью линейки. - Измеряли длины отрезков и предметов. - Когда чертишь или измеряешь, линейку к началу нужно прикладывать цифрой 0 - Сокращённо сантиметр обозначается – см - План - Задания - Совместная работа - Помощь друг другу Рассказывают, как поняли задание. |
10. | Рефлексия | А теперь приготовьте ваш «светофор» и просигнализируйте, как вы себя оцениваете: - Я всё понял, я молодец! - Не всё удалось, я могу лучше! - Мне надо больше стараться. Так вы оценили себя, а теперь есть возможность поблагодарить кого – либо из одноклассников. Благодарю ……. Так вы будете начинать своё предложение, называя имя или имя и фамилию одноклассника и рассказывать, за что вы благодарите этого человека на данном уроке. А я благодарю всех за совместную работу! | Показывают нужный сигнал светофора и по желанию рассказывают, почему так себя оценили. Благодарят одноклассников. |