СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Амфотерные оксиды и гидроксиды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у учащихся представления о переходных элементах, амфотерных соединениях; создание условий для выявления амфотерности соединений посредством решения экспериментальных задач.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Амфотерные оксиды и гидроксиды"»

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Обучающая цель: формирование у учащихся представления о переходных элементах, амфотерных соединениях; создание условий для выявления амфотерности соединений посредством решения экспериментальных задач; отработка умений в написании уравнений реакций с участием амфотерных соединений.

Воспитательная цель: поддержание интереса к изучению темы через самостоятельную работу; воспитывать сотрудничество, способствовать развитию грамотной химической речи.

Развивающая цель: формирование исследовательских навыков учащихся при выполнении экспериментальной работы.

Ход урока

Организационный этап.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу.
Актуализация опорных знаний. Химический диктант
Подготовительный этап.

В начале урока учитель ставит проблемный вопрос: можно ли варить щи в алюминиевой посуде, хранить квашенную капусту; и можно ли мыть алюминиевую посуду щелочными средствами, например, содой?

  1. С чем реагируют кислоты и щелочи?

  2. С чем реагируют кислотные и основные оксиды?

  3. Как доказать основный характер оксида, гидроксида?

  4. Как доказать кислотный характер оксида, гидроксида?

Изучение нового материала.

 При изучении амфотерных свойств соединений мы рассматриваем следующие вопросы: (Учитель знакомит с планом урока.)

Рассмотрим амфотерные свойства оксидов цинка и алюминия. На примере их взаимодействия с основными и кислотными оксидами, с кислотой и щелочью.

-  Взаимодействие с основными оксидами и основаниями:

ZnO + Na2O → Na2ZnO2 (цинкат натрия). Оксид цинка ведет себя как кислотный.

ZnO + 2NaOH → Na2ZnO2+ H2O

-  Взаимодействие с кислотными оксидами и кислотами. Проявляет свойства основного оксида.

3ZnO + P2O5 → Zn3(PO4)2 (фосфат цинка)

ZnO + 2HCl → ZnCl2 + H2O

Аналогично оксиду цинка ведет себя и оксид алюминия:

-  Взаимодействие с основными оксидами и основаниями:

Al2O3 + Na2O → 2NaAlO2 (метаалюминат натрия). Оксид алюминия ведет себя как кислотный.

Al2O3 + 2NaOH → 2NaAlO2+ H2O

-  Взаимодействие с кислотными оксидами и кислотами. Проявляет свойства основного оксида.

Al2O3 + P2O5 → 2AlPO4(фосфат алюминия)

Al2O3 + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2O

Рассмотренные реакции происходят при нагревании, при сплавлении. Если взять растворы веществ, то реакции пойдут несколько иначе.

Реакции амфотерных оснований со щелочами характеризует их кислотные свойства. Данные реакции можно проводить как при сплавлении твердых веществ, так и в растворах. Но при этом получатся разные вещества, т.е. продукты реакции зависят от условий проведения реакции: в расплаве или в растворе.

Zn(OH)2 + 2NaOH тв. Na2ZnO2 + 2Н2О

Al(OH)3 + NaOH тв. NaAlO2+ 2H2O

Zn(OH)2 + NaOH раствор → Na2[Zn(OH)4] Al(OH)3 + NaOH раствор → Na[Al(OH)4] тетрагидроксоалюминат натрия Al(OH)3 + 3NaOH раствор→ Na3[Al(OH)6]        гексагидроксоалюминат натрия.

Получается тетрагидроксоалюминат натрия или гексагидроксоалюминат натрия зависит от того, сколько щелочи мы взяли. В последней реакции щелочи взято много и образуется гексагидроксоалюминат натрия.

Элементы, которые образуют амфотерные соединения, могут сами проявлять амфотерные свойства.

Zn + 2NaOH + 2H2O → Na2[Zn(OH)4]  + Н2↑(тетрагидроксоцинкат натрия)

2Al + 4NaOH + 6H2O → 2Na[Al(OH)4] + 3Н2↑( (тетрагидроксоалюминат натрия)

Zn + H2SO4(разб.)→ ZnSO4 + H2

2Al + 3H2SO4(разб.)→ Al2 (SO4)3 + 3H2

Напомним о том, что амфотерные гидроксиды являются нерастворимыми основаниями. И при нагревании разлагаются , образуя оксид и воду.

Разложение амфотерных оснований при нагревании.

Al(OH)3  Al2O3 + 3H2O

Zn(OH)2 ZnO + H2O



BeO

Оксид берия (II)

ZnO

Оксид цинка

Al2O3

Оксид алюминия

Cr2O3

Оксид  хрома III)

As2O3

Оксид мышьяка (III)

GeO

Оксид германия (II)

PbO2

Оксид свинца (IV)

MnO2

Оксид марганца (IV)

Fe2O3

Оксид железа (III)

SnO

Оксид олова (II)

Физкультминутка.

Видеоопыт первый смотрят, второй смотрят без звука и сами комментируют.

Обобщение и систематизация учебных достижений

K+H2O

NaOH+CO2

Ni(OH)2

LiOH+H3PO4

ZnSO3+KOH

CaO+ H2O

Li2O+H2O

FeO+H2O

BaO+H2O

SO2+H2O

P2O5+H2O

CO2+H2O



Домашнее задание. Параграф 43, с. 146-147, тесты с. 148, № 4 для сильных учащихся. Применение кислот.

Подведение итогов урока. Составляют схему паучок.