СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Азотная кислота"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Азотная кислота"»

План – конспекта урока

Предмет: Химия

Учитель: Аппазова Д.С.

Класс: 9

Учебник: Химия. 9 класс - Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. 

Тема урока: «Азотная кислота»

Цели:

изучить свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами. Рассмотреть применение азотной кислоты.

Задачи:

образовательные: расширить знания учащихся о химических свойствах азотной кислоты и составление электронных балансов в окислительно-восстановительных уравнениях.
развивающие: продолжить совершенствование умений составления химических уравнений и навыков самостоятельной работы учащихся; умений сравнивать; продолжить работу по развитию коммуникативных способностей ребят и навыков сотрудничества;
воспитательные: формирование культуры работы с реактивами.

Оборудование: медь, разбавленная азотная кислота, пробирки, штатив для пробирок.


Ход урока:

1.Организационный момент

2. Проверка д/з

Экспресс-тест:

«Аммиак. Соли аммония»

1. (2 балла) Азот входит в главную подгруппу:

a)      IV группы;  б) V группы   в) VI группы;    г) VII группы.

2. (2 балла) Раствор аммиака в воде окрашивает лакмус в:

a)      Красный цвет;       б) Синий цвет;  в) Фиолетовый цвет;   г) Не окрашивает совсем.

3. (2 балла) Аммиак горит в кислороде без катализатора с образованием:

a)  Азота;     б) Оксида азота (II);  в) Оксида азота (III)     г) Азотной кислоты.

4. (2 балла) Степень окисления азота в аммиаке может быть равна:        а) +1;   б) 0;    в) +4;       г) -3;     

5. (2 балла) Нашатырный спирт – это:

а) Р-р аммиака в воде;    б) Р-р аммиака в спирте;  в) Хлорид аммония; г) Медицинский спирт.

6. (2 балла) При взаимодействии аммиака с кислотами образуются:

а) соли азотной кислоты б) соли аммония в) соли азотистой кислоты

г) аммиачная вода

7. (2 балла) Назовите формулу – NH4Cl:

а) сульфат аммония б) хлорид аммония в) нитрат аммония г) нитрит аммония

8. (2 балла) Все соли аммония вступают в реакции:

а) разложения и горения б) разложения и обмена с щелочами

в) горения и обмена с щелочами г) разложения и замещения металлами

9. (15 баллов) Запишите уравнения реакций, взаимодействия:

А) аммиака и соляной кислоты

Б) аммиака и кислорода (без катализатора)

В) хлорида аммония и гидроксида натрия

Г) разложения нитрата аммония

Д) карбоната аммония и соляной кислоты

10. (4 балла) Назовите области применения солей аммония.

Критерии оценивания:

0-10 баллов – «2»              21-31 балл – «4»

32-35 баллов – «5»            11-20 баллов – «3»


3. Мотивация.

Девиз урока: «Не получай знания в готовом виде, а добывай их самостоятельно».

Класс разбивается на 3 группы и пытается отгадать о каком веществе идет речь, используя минимальное количество утверждений? Какая группа выигрывает – тем добавляется дополнительный балл за работу на уроке.

Факты об азотной кислоте:

  • Это вещество имеет длинную историю, восходящую к IX в. Первым, кто ее получил, был арабский химик Гебер.

  • До середины XX в. это соединение в обиходе называли «крепкая водка», хоть ничего общего с классом спиртов оно не имеет.

  • Данное вещество входит в состав многих удобрений, необходимых агрономам для получения высокого урожая. Хранят это соединение в виде растворов, т.к. в концентрированном виде оно не стабильно и при нагревании до высоких температур распадается на воду и диоксид азота.

Ответ: речь идет об азотной кислоте.


Тема урока: «Азотная кислота»

Постановка темы и целей урока (слайд 5)

Сегодня мы с вами на уроке должны:

  1. записать молекулярную и структурную формулы азотной кислоты;

  2. изучить химические свойства азотной кислоты;

  3. выяснить признаки взаимодействия концентрированной азотной кислоты с металлами;

  4. Рассмотрим основные сферы применения азотной кислоты

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Назовите формулу азотной кислоты? (HNO3)

  • Какую степень окисления проявляет N в азотной кислоте?(+5)

  • Какой тип химической связи реализуется в азотной ксилоте?(ковалентная полярная, т.к. относится к классу сильных кислот)

  • К слабым или сильным кислотам относится эта кислота?(Сильным)


  1. Изучение нового материала

А) Строение молекулы азотной кислоты.

Азотная кислота – НNO3

Графическая формула





Модель

Валентность – V, С.О. = +5, тип связи – ковалентная полярная

Б) Физические свойства

Безводная азотная кислота – бесцветная летучая жидкость с резким раздражающим запахом. Концентрированная азотная кислота имеет желтую окраску, за счет наличия в составе оксида азота (IV), который образуется вследствие частичного разложения кислоты и растворяется в ней. На воздухе «дымит», хорошо растворима в воде, плотность 1,5 г/см3, t кип =86 0С.

В) Химические свойства

Типичные свойства азотной кислоты:

  • Азотная кислота – сильная кислота, в водных растворах она полностью диссоциирует:

HNO3 → H+ NO-3.

  • азотная кислота взаимодействует с основными оксидами, с основаниями, с солями слабых кислот:

Работа в парах. Написать уравнения реакций взаимодействия азотной кислоты с оксидом натрия, гидроксидом железа (III), силикатом калия.

Na2O+ 2 HNO3 = 2 NaNO3 + H2O

Fe(OH)3 + 3 HNO3 = Fe(NO3)3 + 3 H2O

K2SiO3 + 2HNO3 = 2 KNO3 + HSiO3

  • при нагревании и действии света концентрированная азотная кислота распадается :



Физкультминутка

Cпецифические свойства азотной кислоты:

Поэтому для азотной кислоты характерны исключительно окислительные свойства.

Запомни! При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород не выделяется, а образуются иные продукты:

Демонстрационный опыт!!!(соблюдение правил техники безопасности)

При взаимодействии разбавленной азотной кислоты с малоактивным металлом Cu образуются нитрат металла, оксид азота (II) и вода:

3Cu + 8HNO3 = 3Cu(NO3)2 + 2NO↑ + 4H2O

При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с медью образуется оксид азота (IV), нитрат металла и вода:

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O

Просмотр видеоопыта «Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью»

4Zn + 10HNO3 (раствор горячий) =t˚C= 4Zn(NO3)2 + N2O + 5H2O

4Zn + 10HNO3 (оч. разб. горячий) =t˚C= 4Zn(NO3)2 + NH4NO3 + 3H2O

Zn + 4HNO3 (конц. горячий) =t˚C= Zn(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

Холодная концентрированная азотная кислота не реагирует с Al, Cr, Fe – происходит пассивация, а при нагревании образуется NO2.

Fe + 4HNO3 (конц.) холод≠ пассивация

6HNO3(конц.) + Fe =t˚C= 3H2O + 3NO2 + Fe(NO3)3

  • при взаимодействии с белками образуются вещества ярко-желтого цвета.Поэтому при поподании нитратной кислоты на кожу появляются желтые пятна.


Применение.

Азотная кислота используется в промышленности для получения нитратов, органических нитросоединений, в других производствах.

Селитры используются в сельском хозяйстве в качестве минеральных удобрений. Нитраты калия, аммония и натрия применяют для производства черного пороха и взрывчатых веществ, нитрат серебра – в медицинских целях.

Просмотр видеоролика «Получение азотной кислоты» .



Закрепление.

Выполнить задания из сборника «Дидактический материал. 8-9 класс» под ред. А.М. Радецкого.


Работа №2 В1-В2 стр.79




РЕФЛЕКСИЯ:

Красный – восторг, оранжевый – радость, веселье, желтый – светлое, приятное настроение, зеленый – спокойное, уравновешенное состояние, синий – грустное настроение, фиолетовый – тревожное, напряженное настроение, черный – упадок сил, уныние, белый – равнодушие (трудно сказать)