СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Что такое "Мое общество?""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача: дать представление о том, что такое общество, круг общения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что такое "Мое общество?""»

Тема: ЧТО ТАКОЕ «МОЁ ОБЩЕСТВО»?

Цель:

– объяснить, какие интересы объединяют людей с их родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

Задача:

- дать представление о том, что такое общество, круг общения

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: фронтальная, в парах, индивидуальная

Методы и приемы: беседа, рассказ, анализ текста и иллюстраций учебника

Наглядный материал: «рисунки детей», основные фразы на доске

План урока:

1. Постановка учебной проблемы – 10 мин.

2. Актуализация знаний – 5 мин.

3. Совместное открытие знаний:

1) Общественные группы непосредственного (узкого) круга общения человека – 10 мин.

2) Общественные группы опосредованного (широкого) круга общения – 10 мин.

4. Самостоятельное применение знаний – 5 мин.

5. Домашнее задание – 5 мин.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Постановка учебной проблемы.

– Однажды Илюша оставил на столе раскрытый учебник, и Анюта прочитала в нём слово «общество». Моё общество – это Илюша, мама, папа, бабушки и дедушки.

Анютин рисунок: фигурки в стиле «палка-палка, огуречик» с подписями «моя семья», «друзья», «знакомые»).

– Можно ли согласиться с Анютой, что на рисунке изображено её общество?

Если дети отвечают «нет» или затрудняются ответить, то можно сказать: «Все эти люди общаются с Анютой и у них есть к ней интерес. Анюта вполне может назвать их «Моё общество»

На доске над Анютиным рисунком появляется запись:

Моё общество – это те, с кем я общаюсь.

– Илюша выполнял задание в тетради. Он нарисовал вот такой рисунок (на доску вывешивается рисунок Илюши: земной шар, на нём контур России »

– Можно ли согласиться с Илюшей, что на рисунке изображено его общество? (Если дети отвечают «нет» или затрудняются ответить, то можно сказать: «У Илюши есть общие интересы с жителями своей страны, всей планеты (подумать, какие). Илюша вполне может назвать рисунок «Моё общество»).

На доске над Илюшиным рисунком появляется запись:

Моё общество – это все люди планеты

– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

– Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Кого человек считает «своим» обществом?

Проблема урока записывается на доску.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место.

-Можно.

- Можно. Музыка, литература, искусство и т.п.

- Да, название у рисунков одинаковое, а содержание рисунков получилось разное.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Версии детей, актуализация знаний.

– С кем бы вы согласились, с Анютой или Илюшей, кто из них прав?

– права Анюта (объясняют, почему)

– прав Илюша (объясняют, почему)

– оба правы (объясняют, почему так считают)

Высказывают свои мнения, пытаются объяснить, как понимают выражение «мое общество», вспоминают материал темы № 6.

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

1. Общественные группы непосредственного (узкого) круга общения человека.

– Рассмотрите внимательно нашу заставку. Кто на ней изображён?

– Что очерчивают линии на заставке?

– То, что у брата и сестры есть разные друзья, мы уже знаем. Давайте выясним, кто изображён там, где пересекаются эти линии?

– Найдите в первом абзаце на с. 37 учебника

Так что же такое круг общения?

На доске под рисунком Анюты подписать: «круг общения».

– Круг нашего общения состоит из нескольких групп. Какие группы выделила Анюта в своём кругу общения? Все группы записала Аня?

–Какие вы можете выделить группы в кругу общения? Назовите людей, входящие в каждую из них.

– Права ли Анюта, называя всех этих людей «моё общество»?

На доске около рисунка Анюты ставим знак «+».

2. Общественные группы опосредованного (широкого) круга общения.

– Как вы понимаете слово «общение»? Что значит «общаться»?

– Когда вы видите на магазине объявление «Сегодня магазин работает до 16 часов», вы знаете, кто написал его? А тот, кто написал, знал, что именно вы прочитаете это объявление?

Когда писатель создаёт произведение, он знает, для кого он пишет?

А когда вы читаете, всегда ли вы знакомы с писателем?

Можно ли сказать, что вы общаетесь с ним через его произведения?

С кем ещё можно пообщаться не лично, а через сообщение, произведение и т.д.?

Посовещайтесь в парах и предложите свои варианты.

– Прав ли Илюша, называя всех людей на планете «моё общество»?

На доске около рисунка Илюши ставим знак «+».

– Какие группы своего общества (своего круга общения) выделила Анюта?

Как вы думаете, в обществе, которое нарисовал Илюша (там он знает не всех), тоже можно выделить группы?

– Давайте обратимся к схеме на с. 38. Какие общественные группы входят в тот круг общения, где мы знаем не всех?

– Как вы понимаете каждое из этих слов?

Сейчас проверим, правы ли вы. Откройте учебник на стр. 38.

Читают текст учебника.

- Это родители, друзья, знакомые Илюши и Анюты

- Линии очерчивают тех, с кем общаются Илюша и Анюта.

- Помимо родителей нарисованы еще дети. Как вы думаете: "Кто это?" Может быть, это двоюродные братья и сёстры, а может быть, ещё какие-то друзья.

- Круг общения

- Так можно назвать всех людей, с которыми человек встречается, разговаривает на протяжении всей своей жизни.

- Семья, друзья, знакомые.

- Да.

Несколько детей называют членов своей семьи, друзей, знакомых.

- Права, только правильнее было бы сказать, что это её круг общения, где она всех знает и все знают её.

- Не знаем.

- Не знает.

- Да, потому что мы получили сведения.

- Не знает.

- Не всегда знакомы.

- Например, журналисты, дикторы телевидения, ведущие теле- и радиопрограмм, все те, кто пользуется телефонами и Интернетом, смотрит телевизор и слушает радио. Приходят к выводу, что все люди планеты связаны между собой общением, даже если они незнакомы друг с другом лично.

- Прав, это тоже круг общения, только более широкий, чем у Анюты.

- Семья, друзья, знакомые.

- Земляки, соотечественники, человечество.

Дети высказывают свои предположения, затем один из учащихся читает текст из учебника, после чего с помощью учителя класс приходит к выводы, правы ли они.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Самостоятельное применение знаний.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

- Кого человек считает своим обществом.

- «Своим обществом» человек считает круг своего общения.

Только одни имеют в виду круг общения, где они всех знают (как Анюта), а другие понимают, что общаться через средства информации, музыку, литературу и т.д. можно со всем человечеством (как Илюша).

Подтверждают версию, что и Анюта, и Илюша были правы, назвав свои рисунки «Моё общество», приходят к выводу, что круг общения может быть «узкий» (в научной терминологии – непосредственный) и «широкий» (опосредованный).

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

V. Домашнее задание.

Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 8, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Желающие могут нарисовать дома то, с помощью чего все люди планеты могут общаться между собой. Придумай какое-нибудь новое средство связи для человечества.

Слушают объяснение выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание.