СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Что такое образ в изобразительном искусстве"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по учебному предмету "Беседы об искусстве" на тему "Что такое образ в изобразительном искусстве", 1 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что такое образ в изобразительном искусстве"»

«Что такое образ в изобразительном искусстве». План-конспект урока по учебному предмету «Беседы об искусстве». Пискурев Владимир Николаевич, преподаватель МБОУ ДО ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова г. Курска.

Структура учебного занятия

I. Организация начала занятия

II. Постановка цели и задачи урока

III. Усвоение новых знаний. Беседа «Что такое образ в изобразительном искусстве»

IV. Проверка понимания учащимися нового учебного материала

V. Подведение итогов занятия

VII. Информация о домашнем задании.

Ход урока.

I. Организация начала занятия.

II. Постановка цели и задачи урока.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о художественном образе в искусстве.

Задачи урока:

1. Формирование представлений о художественном образе в искусстве.

2. Развивать умения и навыки понимания искусства.

3. Развивать познавательный интерес у детей, формировать умение переносить полученные знания в новую ситуацию.

III. Усвоение новых знаний. Беседа «Что такое образ в изобразительном искусстве».

Что такое образ в изобразительном искусстве? Этот вопрос я задаю себе уже много лет, рассматривая картины разных художников. Я пытаюсь понять, что же он такое, этот образ, получающийся от того, какую и как краску нанесёт художник на плоскую поверхность? Всматриваясь в то или иное полотно, понимаешь, что образ в изобразительном искусстве, явление сложное и особенное. Особенное, потому что понять его не так просто, как иногда кажется. Некоторые зрители считают: подумаешь, увидел картину, рассмотрел её как следует и всё понял. На самом деле, это не совсем так. Недостаточно хорошо и внимательно рассмотреть, главное - попытаться понять, что и во имя чего придумывал художник, в чём художественный смысл произведения. И вот об этом мне хотелось бы с вами поговорить.

Один художник изображает человека, другой - природу, третий - мир вещей и предметов, а четвёртый любит изображать то и другое вместе, жизнь во всех её проявлениях. И каждый в конечном результате создаёт изображение на плоскости, а оно, в свою очередь, и есть тот самый ОБРАЗ. Как же происходит этот удивительный процесс – превращение красочного слоя в образ? Возможно, здесь есть какая-то тайна, разгадать которую вот уже много лет пытаются разные специалисты изобразительного искусства, искусствоведы и художники. Они много над этим думают, изучают это явление, пишут о нём статьи, книги. Каждый излагает свою точку зрения, свои мысли, своё видение и понимание этого вопроса.

Попробуем и мы с вами немножечко порассуждать, попытаемся расширить наши представления о том, что же такое образ в изобразительном искусстве. Я сказал «расширить», так как вы уже знаете, что разные краски создают изображение на плоскости. Когда вы рисуете, происходит удивительное превращение: палочки, кружочки, линии превращаются в человека, цветы, небо, солнце. Вы держите в руках карандаш, фломастер или кисточку с краской, начинаете водить ими по листу бумаги, и на ваших глазах происходит это волшебное превращение. Появляются образы.

Для вас это - радость. Вы видите, что у вас получился домик, дерево, солнышко. И этот миг, появления изображения, понимания, что это похоже на настоящее - и есть рождение той самой тайны. Ведь, казалось бы, совсем недавно на листе бумаги ещё ничего не было, и вот уже ваши глаза видят узнаваемое, видят подобие того, что существует на самом деле. Я сказал, подобие и это тоже очень важно. Это значит похожее, напоминающее настоящее, но при этом, не настоящее, а только, изображённое.

А теперь, давайте немного отвлечёмся от наших непростых размышлений. Скажите, вы любите осень? Кто-то любит, а кто-то нет, у каждого своё отношение к осени. Но жил когда-то на земле художник, который так замечательно выразил своё отношение к осени и создал такой её образ, что вот уже многие поколения зрителей не перестают восхищаться его картиной. Она называется «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ». Её знают и любят многие. Я тоже её люблю и, глядя на неё, всегда удивляюсь тому, почему обыкновенное изображение так трогает и волнует меня. Ну что, казалось бы, в нём особенного: холодная осенняя река, берег, а на нём - лес.

Многие художники изображают такие же природные явления, но их картины так не волнуют зрителя, как эта работа Левитана. Почему? Да потому что его «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ», это действительно прекрасный, удивительный образ осенней природы, осеннего дня, осеннего настроения. Тот самый красочный слой, о котором я упоминал ранее, художник превратил в зримое напоминание того настоящего, которое он, возможно видел. Получился художественный образ. Но какой! Прекрасный, замечательный, удивительный!

В чём же кроется та самая тайна, о которой мы упоминали? Почему «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» пленяет зрителя? Вопросы... И чтобы попытаться на него ответить, давайте подумаем вот над чем.

Глаза – орган зрения. Они позволяют человеку видеть окружающий мир и всё что в нём происходит. Изобразительное искусство - это в определённом смысле дитя нашего зрения. Ведь оно рождается с помощью зрения. И вот, зная особенности человеческого зрения и используя свою способность изображать на плоскости видимый мир, художник изображает этот мир на картине, выдавая его за настоящий. Зрителю кажется, что он видит что-то очень похожее на настоящее.

Но на самом-то деле мы с вами понимаем, что ничего настоящего на картине нет и быть не может. Есть только краски, используя цвет которых, художник создаёт изображение. Оно - настоящее, но оно – изображение. А значит, и размышлять, думать, говорить об изображении надо совсем не так, как мы говорим об увиденном в реальности. Их нельзя сравнивать: изображение и настоящее. У них разная природа, разные причины появления на свет, то есть это совершенно разные явления. Настоящее, реально существующее, появляется независимо от воли художника. Оно просто есть, живёт, существует, а он это видит. А вот изображение появляется только в результате труда и сотворчества глаз и рук художника, ну и, конечно же, его воли, желания, мастерства и таланта. Все эти качества помогают ему создавать произведение искусства.

Наверное, они помогали и Левитану, когда он работал над «ЗОЛОТОЙ ОСЕНЬЮ». Он назвал эту картину так, потому что в создании образа его осени, очень большую роль играет жёлтый цвет, который часто сравнивают с цветом золота. Жёлтые берёзовые листья осенью обретают золотистый оттенок. Они сразу привлекают внимание зрителя и вызывают в нём ощущение особой красоты этого природного явления. Возможно, именно оно восхитило художника и вызвало в нём желание написать эту картину. Левитан создаёт на плоскости удивительный красочный слой, который заставляет глаза смотрящего зрителя посылать особые сигналы в его мозг и выстраивать в нём мозговую картину, позволяющую зрителю испытывать особые ощущения, впечатления, эмоции.

Не здесь ли кроется тайна образа, тайна его воздействия на зрителя? Нечто подобное мы где-то уже видели, и не один раз, и вдруг видим ЭТО на картине. Только ЭТО - всего лишь изображение на плоскости, которое напоминает нам увиденное. А если и не напоминает, если ничего подобного в природе зритель не видел, то всё равно нравится. Изображение не оставляет зрителя равнодушным, заставляя его любоваться картиной.

Это и есть та самая тайна образа, в которой мы пытаемся разобраться. Разные мысли посещают человека, смотрящего на произведение изобразительного искусства. И каждый вправе сам выбирать, что ему нравится. Но всегда мы должны помнить о том, что художественный образ, это дитя рождённое художником и его художественное качество зависит от мастерства и таланта художника.

Левитан был прекрасным живописцем, умело передавал состояние природы, таких художников немного. Вот, может быть, поэтому его «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» останется вечным и прекрасным образом осенней природы, созданным рукой великого мастера.

IV. Проверка понимания учащимися нового учебного материала.

Ответы учащихся на вопросы.

V. Подведение итогов занятия.

VII. Информация о домашнем задании.